Учебно-исследовательская работа Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур

Министерство образования и науки Республики Башкортостан
Отдел образования администрации муниципального района
«Баймакский район» Республики Башкортостан
МОБУ СОШ с. Ургаза






Учебно-исследовательская работа
Конструктивный рисунок человека
из геометрических фигур























Выполнили: обучающиеся 7 класса
МОБУ СОШ с. Ургаза
Рассадникова Марина Андреевна
и Хафизова Сабина Абдулвахобовна
Руководитель: педагог-психолог
МОБУ СОШ с. Ургаза
Альмухаметова Диля Мухаметовна




Ургаза 2012
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение3


Глава I. Обзор литературы...4
1.1. Графическая экспрессия как проявление непроизвольного
самовыражения личности.4
1.2. Психографический анализ рисунка..5


Глава II. Описание объектов обследования.9
2.1. Характеристика 7б класса9
2.2. Описание объектов обследования..9


Глава III. Методика и результаты исследования...10
3.1. Методика10
3.2. Обработка данных ....11
3.3. Психологический портрет личности..13



Выводы26


Литература.27


Приложение28










ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы:
Психографический тест КОНСТРУКТИВНОГО РИСУНКА ЧЕЛОВЕКА ИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФОРМ обречен на успех. С появлением психографики может оживиться исследовательский интерес к одной из наиболее перспективной области психологической науки, которой является психодиагностика. Нам интересно это исследование, потому что часто используя фигуры треугольник, круг, квадрат на уроках, мы даже не задумывались об их использовании в психологии для серьезной диагностики.

Цель исследования:
Выявление индивидуально типологических различий на основе соотношения геометрических фигур в рисунке, а также графических особенностей его выполнения обучающимися 7б класса


Задачи:
Изучить по литературным источникам психографический тест конструктивного рисунка из геометрических фигур.
Провести диагностику типологических особенностей личностей обучающихся 7б класса по конструктивному рисунку из геометрических фигур.
Провести психологический анализ рисунков и дать характеристику обучающимся.

Новизна исследования:
Психологический анализ по конструктивному рисунку в МОБУ СОШ с. Ургаза ранее никем не проводился.

Практическое применение:
Сфера практического использования психографического теста довольна обширна. В первую очередь, он предназначен для академических и прикладных психологических исследований, для консультативной и психотерапевтической практики. Он будет также полезен медицинским работникам, педагогам, консультантам и имиджмейкерам, специалистам по отбору кадров.

В школьной практике использование классными руководителями, позволит использовать в целях социометрии.


Приведенный в руководстве теоретический обзор рисуночных методов, экспериментальные сведения, а также инструментарий самого графического теста, делает его незаменимым в качестве учебного пособия как для студентов, аспирантов и педагогов, так и практического руководства для исследователей и практиков.









ГЛАВА I.
Обзор литературы.
1.1. Графическая экспрессия как проявление непроизвольного самовыражения личности
Стоя перед картиной на выставке или просматривая художественные альбомы, листая книги, журналы, вглядываясь в ту или иную художника, мы хотим понять не только то, что видим, но и того, кто создал это произведение, так поразившее или заинтересовавшее нас. Многие художественные произведения оставляют неизгладимый след в душе человека как образ возвышенного. То, что человек помнит, чем восхищается, о чем думает, и составляет внутренний мир личности, которая интересует психологию.
Способ рисования человечков из геометрических фигур использовался в психологии давно.
Проективная методика исследования личности создана коллективом авторов - Либиным Александром Викторовичем, Либиным Виктором Владимировичем, Либиной Еленой Владимировной - в 1984 г. Впервые опубликована в 1988 году в тезисах доклада «Психологические особенности предпочтения человеком геометрических форм (знаков)» на Всесоюзной научной конференции, которая была организована Всесоюзным научно-исследовательским институтом технической эстетики (Киевский филиал) и состоялась 29-30 сентября в г. Киеве. В 1994 г. тест опубликован Институтом психологии РАН под названием "Особенности предпочтения геометрических форм в конструктивных рисунках (Психографический тест предпочтений ТиГР)".
Тест основан на теоретически обоснованных и апробированных на практике принципах психодиагностики индивидуально-типологических особенностей личности. Впервые была предложена концепция психодиагностики на основе комбинации трех принципов психографического анализа личности: 1) предпочтения семантики основных геометрических форм; 2) конструктивных рисунков; 3) психографического изображения фигуры человека.
Авторским коллективом было обследовано в то время более 5000 человек. При проведении собственных эмпирических исследований были изучены 30 тысяч рисунков, полученных от детей и взрослых обоего пола в возрасте от 5 до 89 лет. Это были представители разных социально-экономических, этнокультурных и профессиональных групп. Были выявлены устойчивые параметры как в структуре самих конструктивных рисунков, так и в соотношении характера рисунков с особенностями предпочтения определенных комбинаций геометрических форм, образующих подтипы. Данные показали, что психографические параметры изображений связаны с личностными свойствами различного уровня - от психофизиологических до характерологических. Типология, основанная на предпочтении семантики основных геометрических форм, позволяет сформировать своего рода систему индивидуально-типологических различий, которая была названа «Периодическая Система Элементов Индивидуальности».

Стимульным материалом являются три элементарные геометрические формы: треугольник, круг и квадрат.
Каждому геометрическому символу присвоено значение основных свойств нервной системы: треугольнику - ВОЗБУЖДЕНИЕ, квадрату - ТОРМОЖЕНИЕ, а так как взаимодействие этих процессов не обходится без энергии, то кругу дано значение - ЭНЕРГИЯ.






1.2 Психографический анализ рисунка.
Испытуемому предлагается последовательно трижды нарисовать фигуру человека, каждый раз составленную из 10 элементов, среди которых могут быть треугольники, круги, квадраты. «Степень свободы» испытуемого заключается в том, что он может использовать различное количество кругов, треугольников и квадратов, но общее количество фигур должно быть равно 10 в каждом рисунке.

Интерпретация теста основана на том, что геометрические фигуры, использованные в рисунках, различаются по семантике. Треугольник обычно относят к «острой», «наступательной» фигуре, связанной с мужским началом. Круг – фигура обтекаемая, более созвучно с сочувствием, мягкостью, округлостью, женственностью. Из элементов квадратной формы строить что-либо легче, чем других, поэтому квадрат, прямоугольник интерпретируются как специфически техническая конструктивная фигура, «технический модуль».
Выделяется восемь основных типов личностей:
1. «Руководитель».
2. «Ответственный исполнитель.
3. «Тревожно-мнительный»
4. «Ученый».
5. «Интуитивный».
6. «Изобретатель, конструктор, художник».
7. «Эмотивный».
8. Обладает противоположной тенденцией эмотивному типу.
Данная методика используется в отечественной психодиагностике. Наиболее полные данные получены в исследованиях Е.С. Романовой. Проведенные ей собственные эмпирические исследования, в которых получено и проанализировано более двух тысяч рисунков, показали, что соотношение различных элементов в конструктивных рисунках не случайно. Она считает, что возможен более тонкий анализ получаемых данных, позволяющий выделить типологию «второго уровня», в которой выделяются 63 подтипа с соответствующими им психологическими характеристиками. Полученные результаты сопоставлялись Е.С. Романовой с показателями Люшера цвета выбора тестом, показателями темперамента по опросникам Г.Айзенка, В.М. Русалова и с данными теста «Дерево».

Ключи
Обработка данных производится следующим образом: подсчитывается количество затраченных в изображении человека треугольников, кругов и квадратов (по каждому рисунку отдельно), и результат записывается в виде трехзначных чисел, где сотни будут обозначать количество треугольников, десятки количество кругов, единицы количество квадратов. Эти трехзначные цифры составляют так называемую «формулу рисунка», по которой происходит отнесение рисующих к соответствующим типам и подтипам.
Типы:
I тип «руководитель».
Формулы рисунков: 901, 910, 802, 811, 820, 703, 712, 721, 730, 604, 613, 622, 631, 640.
II тип «ответственный исполнитель”.
Формулы рисунков: 505, 514, 523, 532, 541, 550.
III тип «тревожно-мнительный»
Формулы рисунков: 406, 415, 424, 433, 442, 451, 460.
IV тип «ученый».
Формулы рисунков: 307, 316, 325, 334, 343, 352, 361, 370.
V тип «интуитивный».
Формулы рисунков: 208, 217, 226, 235, 244, 253, 262, 271, 280.
VI тип «изобретатель, конструктор, художник».
Формулы рисунков: 109, 118, 127, 136, 145, 019, 028, 037, 046.
VII тип «эмотивный».
Формулы рисунков: 550, 451, 460, 352, 361, 370, 253, 262, 271, 280, 154, 163, 172, 181, 190, 055, 064, 073, 082, 091.
VIII тип обладает противоположной тенденцией эмотивному типу.
Формулы рисунков: 901, 802, 703, 604, 505, 406, 307, 208, 109.

Анализ
Типология, основанная на предпочтении геометрических фигур, позволяет сформировать своего рода «систему» индивидуально-типологических различий (см. табл. 1).
Таблица 1
Система индивидуально-психологических различий, выявленных при выполнении конструктивных рисунков на основе предпочтения геометрических фигур

901 802 703 604 505 406 307 208 109
910 811 712 613 514 415 316 217 118 019
820 721 622 523 424 325 226 127 028
730 631 532 433 334 235 136 037
640 541 442 343 244 145 046
550 451 352 253 154 055
460 361 262 163 064
370 271 172 073
280 181 082
190 091

Типы:
I тип «руководитель». Обычно это люди, имеющие склонность к руководящей и организаторской деятельности, ориентированные на социально-значимые нормы поведения, могут обладать даром хороших рассказчиков, основывающемся на высоком уровне речевого развития. Обладают хорошей адаптацией в социальной сфере, доминирование над другими удерживают в определенных границах. Такие люди обычно выбирают зеленый цвет (по М. Люшеру) и рисуют «елку» в тесте «Дерево».
Формулы рисунков: 901, 910, 802, 811, 820, 703, 712, 721, 730, 604, 613, 622, 631, 640.
Наиболее жестко доминирование над другими выражено у подтипов 901, 910, 802, 811, 820; ситуативно 703, 712, 721, 730; при воздействии речью на людей вербальный руководитель или «преподавательский подтип» 604, 613, 622, 631, 640.
Нужно помнить, что проявление данных качеств зависит от уровня психического развития. При высоком уровне развития, индивидуальные черты развития, реализуемы, достаточно хорошо осознаются. При низком уровне могут выявляться в профессиональной деятельности а присутствовать ситуативно, хуже, если не адекватно ситуациям. Это относится ко всем характеристикам.
II тип «ответственный исполнитель» обладает многими чертами типа «руководитель», являясь расположенным ему, однако в принятии ответственных решений часто присутствуют колебания. Данный тип людей более ориентирован на «умение делать дело», высокий профессионализм, обладает высоким чувством ответственности и требовательности к себе и другим, высоко ценит правоту, т.е. характеризуется повышенной чувствительностью к правдивости. Часто они страдают соматическими заболеваниями нервного происхождения как следствие перенапряжения.
Формулы рисунков: 505, 514, 523, 532, 541, 550.
III тип «тревожно-мнительный» характеризуется разнообразием способностей и одаренности от тонких ручных навыков до литературной одаренности. Обычно людям данного типа тесно в рамках одной профессии, они могут поменять ее на совершенно противоположную и неожиданную, иметь также хобби, которое по сути является второй профессией.
Физически не переносят беспорядок и грязь. Обычно конфликтуют из-за этого с другими людьми. Отличаются повышенной ранимостью и часть сомневаются в себе. Нуждаются в мягком подбадривании.
Формулы рисунков: 406, 415, 424, 433, 442, 451, 460. Кроме того, 415 «поэтический подтип» обычно лица, имеющие такую формулу рисунка, обладают поэтической одаренностью; 424 подтип людей, узнаваемых по фразе «Как это можно плохо работать? Я себе не представляю, как это можно плохо работать». Люди такого типа отличаются особой тщательностью в работе.
IV тип «ученый». Эти люди легко абстрагируются от реальности, обладают «концептуальным умом», отличаются способностью разрабатывать «на все» свои теории. Обычно обладают душевным равновесием и рационально продумывают свое поведение.
Формулы рисунков: 307, 316, 325, 334, 343, 352, 361, 370. Подтип 316 характеризуется способностью создавать теории, по преимуществу глобальные, или осуществлять большую и сложную координационную работу; 325 подтип, характеризующийся большой увлеченностью познания жизни, здоровья, биологическими дисциплинами, медициной.
Представители этого типа часто встречаются среди лиц, занимающихся синтетическими видами искусства: кино, цирк, театрально-зрелищная режиссура, мультипликация и т.д.
V тип «интуитивный». Люди этого типа обладают сильной чувствительностью нервной системы, высокой ее истощаемостью. Легче работают на переключаемости от одной деятельности к другой, обычно выступают «адвокатами меньшинства», за которым стоят новые возможности. Обладают повышенной чувствительностью к новизне. Альтруистичны, часто проявляют заботу о других, обладают хорошими ручными навыками и образным воображением, что дает возможность заниматься техническими видами творчества. Обычно вырабатывают свои нормы морали, обладают внутренним самоконтролем, т.е. предпочитают самоконтроль, отрицательно реагируя на посягательства, касающиеся их свободы.
Формулы рисунков: 208, 217, 226, 235, 244, 253, 262, 271, 280. Подтип 235 часто встречается среди профессиональных психологов или лиц с повышенным интересом к психологии людей; 244 обладает способностью к литературному творчеству; 217 обладает способностью к изобретательской деятельности; 226 большая потребность в новизне, обычно ставит очень высокие критерии достижений для себя.
VI тип «изобретатель, конструктор, художник». Часто встречается среди лиц с «технической жилкой». Это люди, обладающие богатым воображением, пространственным видением, часто занимаются различными видами технического, художественного и интеллектуального творчества. Чаще интравертированы, так же, как интуитивный тип, живут собственными моральными нормами, не приемлют никаких воздействий со стороны, кроме самоконтроля. Эмоциональны, одержимы собственными оригинальными идеями.
Формулы рисунков: 109, 118, 127, 136, 145, 019, 028, 037, 046. Подтип 109 встречается среди лиц, хорошо владеющих аудиторией; 118 тип с наиболее выраженными конструктивными возможностями и способностью к изобретениям.
VII тип «эмотивный». Обладают повышенным сопереживанием по отношению к другим, тяжело переживают «жестокие кадры фильма», могут надолго быть «выбитыми из колеи» и быть потрясенными от жестоких событий. Боли и заботы других людей находят в них участие, сопереживание и сочувствие, на которое они тратят много собственной энергии, в результате становится затруднительной реализация их собственных способностей.
Формулы рисунков: 550, 451, 460, 352, 361, 370, 253, 262, 271, 280, 154, 163, 172, 181, 190, 055, 064, 073, 082, 091.
VIII тип обладает противоположной тенденцией эмотивному типу. Обычно не чувствует переживаний других людей или относится к ним с невниманием или даже усиливает давление на людей. Если это хороший специалист, то он может заставить других делать то, что он считает нужным. Иногда для него характерна «черствость», которая возникает ситуативно, когда в силу каких-либо причин человек замыкается в кругу собственных проблем.
Формулы рисунков: 901, 802, 703, 604, 505, 406, 307, 208, 109.







































ГЛАВА II
Описание объектов обследования
2.1. Характеристика 7б класса
В МОБУ СОШ с. Ургаза в 7б классе обучается 21 человек. Средний возраст 13 лет. В классе 3 отличника, 7 ударников, 11 троечников. Ребята способные к обучению.
Коллектив дружный, из-за возрастных особенностей шумный. Есть ребята, которые нарушают дисциплину. Ценят дружбу, взаимоуважение. В классе есть лидер – Исянгильдина Гульназ.
Многие из ребят участвуют в общественной жизни школы: в исследовательских работах, предметных олимпиадах, спортивных соревнованиях.


2.2. Описание объектов обследования
1. Исянгильдина Гульназ. 1998 года рождения. Отличница. Занимается спортом и танцами.
2. Ярмухаметова Найля.1998 года рождения. Ударница. Увлекается баскетболом.
3. Хисматуллин Радмир. 1999 года рождения. Учится средне. Занимается спортом.
4. Мусин Руслан. 1998 года рождения. Учится средне. Занимается спортом.
5. Шевараков Дмитрий. 1997 года рождения. Занимается спортом, любит футбол и баскетбол.
6. Раскильдин Рамиль. 1998 года рождения. Учится средне, любит компьютерные игры.
7. Киекужина Анжелика. 1998 года рождения. Ударница в учёбе, занимается спортом.
8. Латыпов Забир. 1998 года рождения. Не старается в учёбе, любит компьютерные игры.
9. Рассадникова Марина. 1998 года рождения. Отличница, любит рисовать.
10. Сафаргалина Гульназ. 1998 года рождения. Ударница, любит слушать музыку.
11. Юсупов Ильнур. 1998 года рождения. Ударник, любит играть компьютерные игры.
12. Сивоплясова Кристина. 1998 года рождения. Ударница, любит общение.
13. Люлина Ирина. 1998 года рождения. Ударница, занимается творчеством.



ГЛАВА III
Методика и результаты исследования
3.1.Методика
Инструкция
Особенности проведения процедуры тестирования:
Материал:
Испытуемым предлагается три листа бумаги размером 10х10 см, каждый лист нумеруется и подписывается. На листе № 1 выполняется первый пробный рисунок, далее, соответственно на листе № 2 второй, на листе № 3 третий. После выполнения трех рисунков данные обрабатываются. При нарушении инструкции данные не обрабатываются.
Инструкция:
«Вам нужно нарисовать фигуру человека, составленную из 10 элементов, среди которых могут быть треугольники, круги, квадраты. Вы можете увеличивать или уменьшать эти элементы (геометрические фигуры) в размерах, накладывать друг на друга по мере надобности. Важно, чтобы все эти три элемента в изображении человека присутствовали, а сумма общего количества использованных фигур была равна десяти. Если при рисовании вы использовали большее количество фигур, то нужно зачеркнуть лишние, если же вами использовано фигур меньше, чем десять, необходимо дорисовать недостающие».
Пострисуночная беседа:
Методика может служить хорошим посредником в процессе общения психолога-консультанта с контролируемым. Сообщая индивидуально-типовую характеристику, можно на основании особенностей построения изображения задать следующие вопросы (на которые обычно следует утвердительный ответ):

·при наличии шеи – «Являетесь ли Вы ранимым человеком, случается так, что Вас слишком легко обидеть?»

·ушей – «Вас считают человеком, умеющим слушать?»

·кармашка на теле человеке: «У Вас есть дети?»

·на голове «шляпы» в виде квадрата или треугольника в одном рисунке: «Вы, по-видимому, сделали вынужденную уступку и досадуете на это?»; при наличии «шляпы» во всех трех изображениях: «Можно ли сказать, что сейчас Вы переживаете «полосу скованного положения?»

·полностью прорисованного лица: «Считаете ли Вы себя общительным человеком?»

·одного рта на лице: «Любите ли Вы поговорить?»

·одного лишь носа: «Чутко ли Вы улавливаете запахи, любите ли духи?»

·изображение кружка на теле: «В круг Ваших забот входит необходимость отдавать кому-либо распоряжения?».














3.2. Обработка данных.
Подсчитывается количество использованных фигур в каждом изображении человечка. Соответствующие цифры записываются в следующем порядке: количество треугольников, затем кругов и далее квадратов. Таким образом, мы получаем трехзначное число, которое обозначает «формулу рисунка». Каждая «формула рисунка» занимает определенное место в классификационной таблице.
901 802 703 604 505 406 307 208 109
910 811 712 613 514 415 316 217 118 019
820 721 622 523 424 325 226 127 028
730 631 532 433 334 235 136 037
640 541 442 343 244 145 046
550 451 352 253 154 055
460 361 262 163 064
370 271 172 073
280 181 082
190 091
Первый рисунок – устойчивое, доминирующее состояние.
Второй рисунок – актуальное состояние.
Третий рисунок – желательное состояние.

Таблица 1


Ф.И.
Количество
треугольников
Количество кругов
Количество квадратов
Тип личности

1.
Люлина Ирина
5
3
2
Ответственный исполнитель

2.
Киекужина Анжелика
1
1
8
Изобретатель, конструктор, художник

3.
Исянгильдина Гульназ
2
3
5
Изобретатель конструктор, художник

4.
Ярмухаметова Найля
1
6
3
Эмотивный

5.
Мусин Руслан
6
3
1
Руководитель

6.
Шевораков Дмитрий
5
4
1
Ответственный исполнитель

7.
Раскильдин Рамиль
2
6
2
Интуитивный

8.
Хисматуллин Радмир
5
4
1
Ответственный исполнитель

9.
Сафаргалина Гульназ
1
2
7
Изобретатель конструктор, художник

10.
Латыпов Забир
4
6
0
Тревожно –мнительный

11.
Рассадникова Марина
1
4
5
Изобретатель конструктор, художник

12
Юсупов Ильнур
8
1
1
Руководитель

13
Сивоплясова Кристина
7
3
0
Руководитель



Таблица 2

Ф.И.
Количество
треугольников
Количество кругов
Количество квадратов
Тип личности

1.
Люлина Ирина
5
3
2
Ответственный исполнитель

2.
Киекужина Анжелика
2
3
5
Интуитивный

3.
Исянгильдина Гульназ
6
3
1
Руководитель

4.
Ярмухаметова Найля
4
3
3
Тревожно мнительный

5.
Мусин Руслан
7
2
1
Руководитель

6.
Шевораков Дмитрий
2
7
1
Интуитивный

7.
Раскильдин Рамиль
2
6
2
Интуитивный

8.
Хисматуллин Радмир
3
2
5
Ученый

9.
Сафаргалина Гульназ
1
3
6
Изобретатель конструктор, художник

10.
Латыпов Забир
4
4
2
Тревожно мнительный

11.
Рассадникова Марина
5
1
4
Ответственный исполнитель

12
Юсупов Ильнур
8
1
1
Руководитель

13
Сивоплясова Кристина
3
3
4
Руководитель


Таблица 3

Ф.И.
Количество
треугольников
Количество кругов
Количество квадратов
Тип личности

1.
Люлина Ирина
7
1
2
Руководитель

2.
Киеккужина Анжелика
3
1
6
Ученый

3.
Исянгильдина Гульназ
6
3
1
Руководитель

4.
Ярмухаметова Найля
4
2
4
Тревожно -мнительный

5.
Мусин Руслан
4
2
4
Тревожно -мнительный

6.
Шевораков Дмитрий
0
1
9
Изобретатель конструктор, художник

7.
Раскильдин Рамиль
5
3
2
Ответственный исполнитель

8.
Хисматуллин Радмир
2
2
6
Интуитивный

9.
Сафаргалина Гульназ
2
1
7
Интуитивный

10.
Латыпов Забир
3
6
1
Ученый

11.
Рассадникова Марина
4
5
1
Тревожно -мнительный

12
Юсупов Ильнур
2
0
8
Интуитивный

13
Сивоплясова Кристина
5
3
2
Ответственный исполнитель

3.3. Психографический портрет личности

1.Исянгильдина Гульназ
Рисунок.


u






























Интерпретация.
Формулы рисунков: 235, 712, 631
Тип личности: Изобретатель, конструктор, художник
Руководитель
Руководитель

Она обладает богатым воображением, пространственным видением. Живет собственными моральными нормами. Эмоцианальна, одержима
собственными оригинальными идеями. Участвует во многих школьных олимпиадах. Посещает художественную школу.





2. Ярмухаметова Найля
Рисунок.



















Интерпретация.
Формулы рисунков: 163, 433, 424.
Тип личности: Эмотивный
Тревожно-мнительный
Тревожно-мнительный
Обладает повышенным сопереживанием к другим, тяжело переживает «жестокие кадры фильма», может долго быть «выбитой из колеи» и быть потрясенной от жестоких событий. Боли и заботы других находит в них участие, сопереживание и сочуствие, на которое она тратит много собственной энергии, в результате становится затруднительной реализация собственных способностей.





















Хисматуллин Радмир
Рисунок.





































Интерпретация.
Формулы рисунков: 541, 325, 226
Тип личности: Ответственный исполнитель
Ученый
Интуитивный
. Он более ориентирован на «умение делать дело», высокий профессионализм, обладает высоким чувством ответственности и требовательности к себе и другим, высоко ценит правду, т.е. характеризуется повышенной чувствительностью к справедливости. Часто страдает соматическими заболеваниями нервного происхождения, как следствие перенапряжения.



4.Мусин Руслан
Рисунок.























Интерпретация.
Формулы рисунков: 636, 721, 424
Тип личности: Руководитель
Руководитель
Тревожно-мнительный
Он имеет склонность к руководящей и организаторской деятельности. Ориентирован на социально-значимые нормы поведения, может обладать даром хорошего рассказчика, основывающимся на высоком уровне речевого развития. Обладает хорошей адаптацией в социальной сфере, доминирование над другими удерживают в определенных границах, обычно выбирают зеленый цвет и рисуют елку.

















Шевараков Дмитрий
Рисунок.








































Интерпретация.
Формулы рисунков: 541, 171, 019
Тип личности: Ответственный исполнитель
Интуитивный
Изобретатель, конструктор, художник
. Он ориентирован на «умение делать дело», обладает высоким чувством ответственности и требовательности к себе, часто страдает соматическим заболеванием нервного происхождения.


Раскильдин Рамиль
Рисунок.






































Интерпретация.
Формулы рисунков: 262, 262, 532
Тип личности: Интуитивный
Интуитивный
Ответственный исполнитель

Он легко работает на переключаемости от одной деятельности к другой, обычно выступает «адвокатом меньшинства», за которым стоят новые возможности. Обладает повышенной чувствительностью к новизне. Но это мало проявляется в нём.



Киеккужина Анжелика
Рисунок.
































Интерпретация.
Формулы рисунков: 118, 235, 316
Тип личности: Изобретатель, конструктор, художник
Интуитивный
Ученый
Она обладает богатым воображением, пространственным видением. Живёт собственными моральными нормами, не приемлет никаких воздействий со стороны, кроме самоконтроля. В ней есть чувствительность, проявление заботы о других, у неё талант ручной работы.









8. Латыпов Забир
Рисунок.







































Интерпретация.
Формулы рисунков: 640, 442, 361
Тип личности: Тревожно-мнительный
Тревожно-мнительный
Ученый

У Забира очень разнообразные способности от литературных до способностей к точным ручным навыкам. Несмотря на обилие талантов он нуждается в мягком подбадривании, в своих суждениях может легко абстрагироваться от реальности, Делать интересные теоретические обобщения, «на всё иметь свою теорию».

9. Рассадникова Марина
Рисунок.








































Интерпретация.
Формулы рисунков: 145, 514, 351
Тип личности: Изобретатель, конструктор, художник
Ответственный исполнитель
Тревожно-мнительный
Она обладает «технической жилкой», богатым воображением, Часто занимается какими-либо техническими видами качества, склонна к конструированию, изобретательству. Отличается повышенной требовательностью к себе и другим, является правдолюбцем. Из-за повышенных требований к себе может работать не замечая усталости, подрывая своё здоровье. Часто не верит в свои силы, сомневается в себе.
10. Сафаргалина Гульназ
Рисунок.























Интерпретация.
Формулы рисунков: 126, 149, 217
Тип личности: Изобретатель, конструктор, художник
Изобретатель, конструктор, художник
Интуитивный
Часто занято в технических профессиях, эмоциональна, одержима собственными оригинальными идеями. Гульназ обладает хорошей памятью, наблюдательностью. Она обладает высокой чувствительностью нервной системы, ярким образным воображением. Также она предпочитает переключаться с одного вида деятельности на другой. У неё преобладает внутренний самоконтроль.

















11.Юсупов Ильнур.
Рисунок.



11.























Интерпретация. Формулы рисунков: 810, 811, 208
Тип личности: Руководитель
Руководитель
Интуитивный
У него как для «руководителя» характерно наличие организаторских и ораторских способностей, ориентация на общественные нормы поведения, обладает ярко выраженным целенаправленным поведением, что и характеризует его как лидера. Часто добр и снисходителен, но столь же часто отдаляется от людей. Его быстрая сообразительность и развитая интуиция позволяет решать такие задачи, которые другим оказываются не по силам.













12. Сивоплясова Кристина
Рисунок.
































Интерпретация.
Формулы рисунков: 730, 334, 532
Тип личности: Руководитель
Ученый
Тревожно-мнительный
. Её воля и энергия заметны всем, поскольку представляют собою их наиболее яркие качества. Кристинина твёрдость, настойчивость выдержка и самообладание ставит её в центр внимания окружающих. В достижении цели может не считаться со своим здоровьем, стрессоустойчива. Она отличается наблюдательностью, живой восприимчивостью, развитым воображением, а её обострённая наблюдательность позволяет подмечать то, что ускользает от глаз окружающих.







13. Люлина Ирина
Рисунок.































Интерпретация.
Формулы рисунков: 532, 532, 712
Тип личности: Ответственный исполнитель
Ответственный исполнитель
Руководитель
Обладает многими чертами, сходными с типом «руководитель», но часто колеблется в принятии важных решений. У неё особо развито чувство собственного достоинства, иногда переходящее в сильное самолюбие. Придерживается тех социальных норм, которые сама себе создает.










ВЫВОДЫ

Исянгильдина Гульназ. Обладает богатым воображением, пространственным видением. Живет собственными моральными нормами. Эмоциональна, одержима собственными оригинальными идеями.

Ярмухаметова Найля. Обладает повышенным сопереживанием по отношению к другим, тяжело переживает «жестокие кадры фильма» и может быть потрясенной от жестоких событий. На заботы другим людям тратит много собственной энергии.


Хисматуллин Радмир, Шевараков Дмитрий. Обладают высоким чувством ответственности и требовательности к себе и другим, высоко ценят правду. Часто они страдают соматическими заболеваниями нервного происхождения как следствие перенапряжения.

Мусин Руслан, Юсупов Ильнур. Эти ребята имеют склонность к руководящей и организаторской деятельности, ориентированы на социально значимые нормы поведения. Обладают хорошей адаптацией в социальной сфере.


Раскильдин Рамиль. Он легко работает на переключаемости от одной деятельности к другой, обычно выступает «адвокатом меньшинства». Обладает повышенной чувствительностью к новизне.

Киеккужина Анжелика. Она обладает высоким воображением. Живет собственными моральными нормами, не приемлет никаких воздействий со стороны. Обладает душевным равновесием. Рационально продумывает свое поведение.


Латыпов Забир. Он нуждается в мягком подбадривании, несмотря на обилие талантов. Обладает повышенным вниманием к чистоте и порядку.

Рассадникова Марина. Из-за повышенных требований к себе может работать не замечая усталости. Любит правду.

Сафаргалина Гульназ. Одержима собственными идеями. Обладает хорошей памятью, наблюдательностью. У нее преобладает внутренний контроль.

Сивоплясова Кристина. Её воля и энергия заметны всем. Стрессоустойчива. Она рациональна, тщательно продумывает свое поведение.











РЕКОМЕНДАЦИИ:

Обратить внимание на положительные и отрицательные стороны характеристики.
Заниматься самовоспитанием, самоконтролем.
Уверенно идти по жизни.































ЛИТЕРАТУРА:

Потемкина О.Ф., Потемкина Е.В. Психологический анализ рисунка.
С-П, Речь,2005,85с,119с.
Словарь-справочник по психодиагностике. 3-е издание.































ПРИЛОЖЕНИЕ


























13PAGE 15


13PAGE 141315




 14 "$&(*,.0246у