Семинар-практикум для педагогов СОШ №3 на тему «Креативность учителя – гарантия творческого развития личности учащегося»
Семинар-практикум для педагогов СОШ №3 на тему «Креативность учителя – гарантия творческого развития личности учащегося»
В последнее время в связи с развитием технологий наблюдается ускорение всех процессов, происходящих в обществе. Окружающий нас мир становится все быстрее и быстрее.
Вы купили весной последнюю модель мобильного телефона? Зайдите в салон по продаже телефонов летом. Ваша новая модель уже совсем не новая, а ваш тариф устарел. С огромной скоростью меняются продукты, модели, программы, концепции, тарифы
Чтобы выжить в этом стремительно меняющемся мире, необходимо самому постоянно меняться, находить что-то новое, творить. Творчество теперь уже не является специальностью людей искусства - быть творцом жизненно необходимо менеджеру, программисту, маркетологу, тренеру, учителю.… Все чаще работодатели указывают такое требование к кандидату как творческий подход, креативность. Креативность стала залогом успешной деятельности в нашем стремительно меняющимся мире. Чтобы почувствоать на себе что это такое, мы предлагаем вам решить простую креативную задачу:
Упражнение: "К этим трем кругам добавьте нечто, чтобы получилось два". (три круга используются как основа для написания слова "два").
Таким образом, креативностью называется способность человека к нестандартному, оригинальному мышлению и поведению, умение создавать нечто новое, конструктивное. Креативность проявляется многообразно: это оригинальность и быстрота мышления, способность находить неожиданные решения, казалось бы, в безвыходной ситуации, богатое воображение, чувство юмора, создание новых оригинальных продуктов (физических и интеллектуальных).
Хотите сегодня быть успешным? Будьте креативным!
В журнале BusinessWeek были опубликованы результаты опроса IBM’s Institute for Business Value. 1500 исполнительных директоров назвали главным качеством профессионала «креативность», но затруднились объяснить, что именно означает это понятие. Сайт The99percent.com определил 5 качеств, которые отличают талантливого специалиста, и дал 5 рекомендаций, как выявить эти качества у себя. Давайте познакомимся с ними.
Умение выражать свои мысли. Как говорил Альберт Эйнштейн, если вы не можете объяснить это простыми словами, вы сами не до конца это понимаете. И неважно, кто вы — менеджер по работе с клиентами или учитель — умение четко выражать мысли незаменимо пригодится на любой работе. А особенно в общении с подростками. Нужно оттачивать речевые навыки, находить общий язык и учиться заражать людей своими идеями через любые каналы: от электронной почты до твиттера и фэйсбука.
Инициативность. Лучший показатель наличия творческой жилки — это азарт, деятельность, желание предлагать новые идеи и воплощать их. Если вам скучно бездельничать — это неплохой признак с точки зрения креативности.
Находчивость. Нешаблонное мышление, выход за рамки стереотипов — это и есть креативное решение проблем. Это способность справиться с задачей, избегая очевидных и избитых путей. «Проблема уже содержит решение» - говорит дизайнер Майкл Бейрут. При таком подходе проблем как таковых вообще не существует. Проблем нет — есть возможности.
Любопытство. «Судите о человеке не столько по его ответам, сколько по его вопросам», — говорил Вольтер. Как знает каждый, кто делал открытия: осмелившись задать новый вопрос, вы уже двигаетесь к верному решению. Больше того, любопытство — признак пытливого ума, указывающий на другие хорошие качества: изобретательность, находчивость, смелость. Любознательные люди обычно держатся в стороне от скуки и апатии — вещей, которые убивают любое творчество.
Авантюризм. Когда мы попадаем в неудобные обстоятельства, мы по-настоящему учимся и растем. Если вы беретесь только за то, что знаете, и делаете это очень, очень хорошо, есть все шансы, что вы избежите падений. Но вместо этого просто медленно придете к застою и рутине. Потерпеть неудачу — значит чего-то добиться, попробовать что-то новое, пойти на риск.
Каждый из вас сейчас может оценить наличие данных качеств, создающих предпосылки к творчеству, у себя. Вы довольны результатом?
Итак, что такое креативность? Какие варианты ответов есть у вас?
Обратимся к словарям. Креати́вность — (созидательный, творческий) — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одарённости в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем.
Согласно американскому психологу Абрахаму Маслоу — это творческая направленность, врождённо свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики, к сожалению.
На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка — способность достигать цели, находить выход из кажущейся безвыходной ситуации используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом. Если посмотреть шире — это нетривиальное и остроумное решение проблемы. Причём, как правило, скудными и неспециализированными инструментами или ресурсами, если потребность материальна. И смелому, нестандартному, что называется не штампованному подходу к решению проблемы или удовлетворению некой потребности.
Чтобы не только говорить о креативности, но и понять это на себе, мы предлагаем очень простое упражнение «Нестандартное использование вещи». Я называю предмет, а вы предлагаете непривычные способы его использования. Вы готовы к тренировке? И первое задание – это столь привычные нам очки. Какие есть варианты?
Следующий предмет – стол.
И напоследок, очень привычная вещь – вилка.
Вы были креативны, спасибо вам. При этом мы взяли самые простые предметы.
В научной литературе, выходящей на русском языке, традиционно принято переводить англоязычный термин “creative” как “творческий”, а “creative personality” как “творческая личность”. Большой ошибки в этом нет, однако, следует отметить, что понятия “креативность” и “творчество” все же не полностью идентичны.
Креативность – это способность центральной нервной системы создавать (creation – создавать, творить) субъективную модель мира с помощью сенсорных (каналы восприятия), мнестических (память), когнитивных (процессы познания) и аффективных систем (эмоции) для максимально гибкой адаптации человека к окружающей среде.
Понятие “творчество” предполагает не только и не столько особый психический процесс, сколько результат специфическим образом организованного восприятия, переработки и воспроизведения различных сторон объективной реальности.
Понятие “креативность” скорее ориентировано на личность, а понятие “творчество” ориентированно на деятельность и ее результат. Поэтому ставить знак равенства между этими двумя понятиями не совсем верно.
Является ли креативность врожденным качеством или ее развитие зависит от воспитания или обучения?
Психолог Гнатко для изучения механизма креативности предлагает разделить ее на два вида: потенциальную и актуальную. Потенциальная креативность - это базовая готовность быть креативным в определенных условиях, к проявлению творческой активности.
Актуальная креативность – это индивидуальная возможность человека к креативу, проявленная в творческой активной деятельности. То есть: я умею быть креативным и проявляю это в любой деятельности, ну, по крайней мере, в работе, или на даче, или в рамках своего хобби. И мы понимаем, что если мы прилагаем усилия к развитию потенциальной креативности, то актуальную креативность мы в любом случае активизируем этой тренировкой.
Креативность развивается следющим образом:
от подражания, копирования
через творческое подражание и подражательное творчество
к подлинному творчеству.
Известный психолог Гилфорд и его сотрудники выделяли следующие составляющие креативности:
беглость (количественный параметр),
гибкость (переключение),
оригинальность,
любознательность,
способность к разработке гипотезы,
иррелевантность (логическая независимость реакции от стимула),
фантастичность (оторванность ответа от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией) и др.
Гилфорд назвал совокупность этих факторов «дивергентным мышлением», характеризующимся отсутствием стандартного алгоритма решения. Эти параметры творческого мышления входят в модель дивергентного мышления, состоящего из следующих компонентов:
поиск решения по всем возможным направлениям,
рассмотрение как можно большего числа вариантов,
варьирование путей решения проблемы
и, как итог, — неожиданные оригинальные выводы и результаты.
Творческая одаренность и творческая продуктивность характеризуются несколько иными параметрами:
♦ богатство мысли - это количество новых идей, продуцируемых за единицу времени;
♦ гибкость мысли - как скорость переключения с одной задачи на другую)
♦ оригинальность;
♦ любознательность;
♦ способность к разработке гипотезы;
♦ иррелевантность, то есть логическая независимость реакции от стимула;
♦ фантастичность — оторванность ответа от реальности при наличии определенной логической связи стимула и реакции.
Как вы считаете, что мешает человеку быть креативным? Специалисты в области тренингов креативности утверждают, что у каждого человека существуют свои барьеры, блоки и комплексы, мешающие мыслить по-настоящему творчески. Это может быть и «комплекс отличника», и просто боязнь ошибок, и что-то другое, сугубо индивидуальное. Соответственно, и пути высвобождения творческой энергии у каждого человека должны быть свои, индивидуальные.
Обратимся к задаче, которая поможет нам осознать что такое барьеры креативности. Как организовать классные часы так, чтобы школьники ждали их с нетерпением? Какие вы можете предложить варианты?... Спасибо!
Один из барьеров проявления креативности - это стремление к определенности, например, конкретность в формулировке проблемы ограничивает себя дополнительными условиями, то есть слишком четкими формулировками, мы сами себе закрыли пути к решению задачи. Например, как лучше организовать само пространство для проведения классных часов? Стоп. А кто сказал, что все должны сидеть вместе, что класс это столы, стулья, бумаги? Где записано? Долой определенность! Виртуальный класс - это совершенно новое решение старой проблемы.
Еще одним барьером проявления креативности является боязнь оценки других людей. В любом новом деле, всегда есть большая вероятность неудачи, ошибки. Поэтому часто мы предпочитаем лучше сделать что-либо старым проверенным способом, нежели экспериментировать в надежде на успех. Хотите, верьте, хотите, нет, но существует компания, где ошибки поощряются и при подведении годовых итогов и распределении премий существует премия за "ошибку года"…
Стереотипизированные фрагменты сознания (возрастные, половые, статусные стереотипы, непоколебимые идеи, принципы, привычки и т.д.) существенно ограничивают поле, где можно применить творческий подход. Заниженная самооценка, отсутствие доверия к самому себе также становятся препятствиями на пути к свободному проявлению творческого начала в человеке.
Именно наличие в каждом из нас многочисленных барьеров подобного рода мешает нам проявить свой творческий потенциал. Поэтому, одним из ключевых моментов тренинга по развитию креативности является осознание своих барьеров проявления креативности и работа с ними.
Давайте потренируемся преодолевать свои барьеры в простом упражнении «Апельсин». Задача очень проста: по очереди мы все с вами будем отвечать на вопрос: «Апельсин какой?» Вам кажется это слишком простым заданием? Давайте попробуем
Всем спасибо! Третий круг значительно прибавил нам всем креативности, что способствовало преодолению собственных барьеров.! Проявлению креативности способствует креативная среда. Можно выделить ряд характеристик такой среды - это:
- Неопределенность формулировок проблем
- Проблемность, то есть наличие и осознание проблем и противоречий
- Принятие любых вариантов, предлождений, сколь нереальными бы нам они казались.
- Безоценочность, что иногда бывает очень нелегко, именно учителям.
Как только на уроке вы создаете эти условия для учеников – у них появляется возможность к проявлению творчества. Как только вы создаете эти условия для себя – вы готовы к созиданию новых методик, подходов, технологий.
Остановимся более подробно на этапах креативного процесса, который педагог должен знать и выполнять.
Первый этап: псевдо инсайт
Приступая к работе над задачей, Вам сразу же приходят в голову несколько вариантов решения. Однако чаще всего эти решения не являются настоящим решением проблемы и нужно набраться смелости решительно отмести их в сторону.
Второй этап: анализ проблемы
На этом этапе происходит анализ данных о проблеме, сопоставление их, обращение к предыдущему опыту
Третий - Фрустрация
В какой- то момент ваше терпение заканчивается, и Вы решаете бросить это дурацкое занятие. При этом могут быть различные варианты реакции:
агрессия (Вот задали задачку, якорь им в печенку!!!),
депрессия (Эх, ничего-то у меня не получается, да и не получится…ничего…никогда…),
рационализация (Условие задачи сформулировано некорректно, поэтому адекватного решения быть не может), также возможны другие варианты, однако в любом случае результат - прекращение работы над проблемой.
Момент фрустрации при решении творческих задач является ключевым. Здесь важно не бросать эту задачу, а просто оставить ее на время, переключиться на другую деятельность, при этом очень важно сохранить мотивацию к решению, то есть постоянно помнить, что я очень хочу решить эту проблему.
Самый интересный этап – это четвертый – инкубация.
На этом этапе сознательно Вы не занимаетесь проблемой, однако ваше подсознание активно ищет пути решения задачи. Вам иногда даже кажется, что вы ничего не делаете, но работает ваш мозг. Это объясняется тем, что наш мозг разделен на 2 полушария: левое полушарие отвечает за логическое мышление и протекание его процессов вы осознаете и можете контролировать. За интуитивное мышление отвечает правое полушарие, а творчество – это процесс, за который отвечает именно интуитивное мышление, так вот процессы, проходящие в правом полушарии, человек не осознает. Для человека это выглядит так, как будто он ничего и не делает.
Пятый этап – это инсайт (озарение)
И вот вдруг неожиданно к Вам приходит решение. Вы даже и не думали о задаче, решение появилось вроде бы ниоткуда. Момент нахождения ответа сопровождается сильными положительными переживаниями. Вам даже не надо себя проверять - Вы точно знаете, что это верный ответ. Лучший пример инкубации и инсайта – это ученый Менделеев, который долго страдал от неумения решить проблему с систематизацией химических элементов, а потом она ему просто приснилась во сне. Вы тоже способны к гениальным снам, но при условии, что вы грамотно выполнили все предыдущие четыре этапа.
Шестой этап – это проверка решения. А то вдруг мое правое полушарие решало какую-то свою задачу: например, планировала придумать неожиданный подход к преподнесению сложной темы своим ученикам, а в момент инсайта пришло решение совершенно другой проблемы. И так бывает.
Для диагностики уровня креативности могут использоваться разные методики. Многие исследователи считают, что следует отказаться от жестких лимитов времени, отведенных на выполнение задания. Ученые Воллах и Коган выяснили в экспериментах, что свойство креативности практически полностью не зависит от уровня развития интеллекта. Они выявили четыре группы детей с разными уровнями интеллекта и креативности, отличающиеся способами адаптации к внешним условиям и решению задач.
Первая группа – это дети, обладающие высоким уровнем интеллекта и креативности, увереные в своих способностях, имеют адекватную самооценку, проявляют большую инициативу, личную независимость суждений и действий, успешные, одаренные, хорошо адаптируются к социальным условиям.
Вторая группа – это дети с низким уровнем креативности и высоким уровнем интеллекта – они стремятся к школьным успехам, но крайне тяжело переживают неудачи, боятся высказать свое мнение, пойти на риск, боятся удара по самолюбию, дистанцируются от своих одноклассников. Заметьте, многие «типичные отличники», или как их называют сверстники «ботаники» классически попадают под это описание.
Дети из третьей группы — с низким уровнем интеллекта и высоким креативности — часто попадают в категорию «изгоев», плохо приспосабливаются к школьным требованиям, имеют хобби и увлечения на стороне; это «странные фантазеры», они остаются непонятыми ни учителями, ни сверстниками.
Четвертая группа — дети с низким уровнем интеллекта и творческих способностей, они внешне хорошо адаптируются, держатся в «середнячках», имеют адекватную самооценку; а низкий уровень достижений по предметам компенсируется развитием социального интеллекта, общительностью.
Таким образом, если у ребенка одинаково высоки или одинаково низки и интеллектуальные, и творческие способности, он адаптируется в обществе достаточно легко — в отличие от детей, у которых выражен только один тип способностей.
Для чего креативность нужна человеку вообще и педагогу в частности? (ответы)
Вы спросите нас - как стать креативным? Имеется масса методик и технологий! Остановимся на некоторых из них.
Итак, если перед вами поставлена сложная задача, и вы действительно хотите найти нестандартное решение, для начала потребуется разминка. На тренингах креативности довольно часто для разогрева используются детские игры, подразумевающие некоторую физическую активность.
Для разогрева мы с вами используем игру «Синяя корова». Правила очень простые: мы делимся с вами на 2-3 группы и из каждой группы определяем одного добровольца. Каждая команда придумывает сложное слово, понятие, которое доброволец из команды-соперника будет показывать без слов своей команде. Задача команды – понять и назвать это слово. На уточняющие вопросы команды доброволец может отвечать утвердительными или отрицательными кивками головы и использовать жест (круговые движения рукой), который означает, что названное слово является синонимом или очень близко по смыслу.
Спасибо за активность. Мы не только потренировали свою креативность, но и получили заряд положительных эмоций, даже отдохнули в качестве усложнения этого упражнения можно предложить отгадывать словосочетания, например, муть зеленая или скука необычайная. Вот попробуйте это показать!. Для возможности взглянуть на проблему «под другим углом» часто используется популярная методика - МЕТОД АССОЦИАЦИЙ
Эта методика может быть использована и на креативных группах, и в индивидуальной работе. Суть заключается в следующем. Вам необходимо произвольно выбрать несколько газетных заголовков, слов или др. Затем вы должны придумать решение проблемы, начинающееся со слов-ассоциаций к выбранным. Здесь желательно ограничить время описания проблемы, например, 5 минутами. Если работа происходит в группе, все описанные решения собираются вместе, а затем каждый из участников группы должен взять любое чужое решение, продолжить его или развить.
Начиная описание решения проблемы с не имеющего к ней прямого отношения фразы, вы фактически вынуждены взглянуть на проблему по-новому, с совершенно неожиданной стороны. Метод помогает очень быстро выстроить ассоциативный ряд, который, как правило, либо наталкивает на решение проблемы, либо задает направление креативного процесса.
Энди Грин в своей книге «Креативность в паблик рилейшнз» приводит такой пример: одному из сотрудников было необходимо разработать темы для медицинской конференции, посвященной болезням сердца. Произвольно выбранным оказалось слово «Сербия». После некоторого замешательства родились следующие темы: «Стратегический удар по болезням сердца», «Война с болезнями сердца» и т.д.
Потренируемся и мы: итак, читаем несколько рекламных слогонов и вы выбираете из них любые 2 слова: «Только мода – и ничего более. Домашний текстиль – новый имидж для дома. Выбери свое отражение»…. А теперь мы определяем тему классного часа, посвященного таким вредным привычкам, как алкоголь и наркотики…Всем спасибо. Оказывается и про наркотики можно начать разговор с такой неожиданного поворота.Следующий метод - МЕТОД «ПОТОКА»
Он заключается в том, чтобы предложить максимально возможное количество решений проблемы. Причем решения могут быть самыми фантастическими и абсолютно нереалистичными. Критически на решения можно будет взглянуть позже, но в момент придумывания решений важно «отпустить» свое сознание и дать полную волю воображению.
Внимание: экспресс-тренировка - Как заставить девятиклассника готовиться к ГИА, начиная с сентября?... Смелее! Не бойтесь фантазировать! …Давайте его загипнотизируем и вложим в его голову знания! А еще можно вшить всем чипы!
Спасибо и следующий метод – МЕТОД ВЫМЫШЛЕННЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ
Метод вымышленных персонажей лучше всего подходит для ситуации, когда вы остались с проблемой один на один. Метод заключается в следующем: вы должны создать собственную «креативную группу» из вымышленных и реальных персонажей. Вы должны сами себе задать вопрос «Какое решение этой проблемы предложил бы Сальвадор Дали?» или «Какое решение этой проблемы предложил бы Винни-Пух?». Чем разнообразней ваша собственная «креативная группа», тем лучше. В основе, как вы уже поняли, лежит все тот же базовый принцип – рассмотреть проблему с разных сторон, с разных точек зрения.
И снова тренировка: проблема заключается в том, как замотивировать вашего директора на дополнительное премирование вас за достижения? Каждый из вас выбирает себе реального или вымышленного персонажа и предлагает решение, которое для него наиболее подходящее. Кто готов предложить решение этой проблемы от имени милой старушки Шапокляк? …смелее! Мы ждем ваших предложений!... Спасибо всем и обратите внимания, что мы неплохо повеселились, но если теперь мы эти решения примем за основу, то легко придумаем как решение Шапокляк перевести в позитивную плоскость!
Следующий не менее интересный метод - МЕТОД ШЕСТИ ШЛЯП
Эта методика была разработана Эдвардом де Боно и является одной из наиболее известных. Она заставляет смотреть на одну и ту же проблему с разных сторон, разделяет мыслительный процесс на основные этапы, практически совпадающие с фазами творческого процесса: сбор информации, генерацию идеи и критическую оценку. Каждый из этапов символизирует шляпу определенного цвета:
Белая шляпа – рациональная, этап сбора информации. На данном этапе необходимо просто изложить цифры и факты;
Красная шляпа – эмоциональная. Здесь необходимо зафиксировать все связанные с задачей эмоции, предчувствия и др.;
Черная шляпа – пессимистичная, критически настроенная. На данном этапе обсуждаются возможные неудачи;
Желтая шляпа – позитивная, оптимистичная. На данном этапе нужно смотреть на задачу позитивно, фиксировать выгоды и преимущества;
Зеленая шляпа – творческая. На данном этапе важно сосредоточиться на поиске новых решений проблемы, возможных альтернативах, рассматриваются все возможные варианты;
Синяя шляпа – философская. На данном этапе формулируется общее представление о ситуации, систематизируется мыслительный процесс.
Методика подходит и для индивидуального использования, и для работы в группе, и напоминает ролевую игру. В обычной жизни наш мыслительный процесс включает все перечисленные выше этапы, но зачастую мы думает обо всем этом одновременно. Методика позволяет уделить внимание каждому из аспектов мышления.
Потренируемся с помощью шляп? Проблема: как провести отпуск на следующий год? Белая шляпа – это сбор информации. Когда? Сколько дней и денег? С кем его хочется провести или без кого его не провести? И главное, где его хочется провести?
Красная шляпа – эмоциональная. Какие эмоции, чувства, настроения вы хотите получить от этого отпуска?
Черная шляпа – пессимистическая. Так что нам может помешать?
Желтая шляпа – оптимистическая. Что нам поможет? Или кто? Что можно сделать заранее, чтобы это стало реальностью через год?
Зеленая шляпа – творческая. Давайте объединим наши «хотелки» и ожидаемые эмоции от отпуска. Если Багамы абсолютно нереальны с точки зрения финансов, то что может заменить нам чувство безмятежности и покоя, которое дает нам общение с океаном? А можно творчески подойти к поиску дополнительных финансов. Как жаль, что наше с вами время ограничено!
И последняя шляпа – синяя – философская. Ощущение покоя дает не только океан, но и лес. И самый главный вопрос не где отдыхать, а что я хочу получить от этого отпуска. Часто ли мы его себе задаем?
Еще один метод - МОЗГОВОЙ ШТУРМ
Мозговой штурм – это групповой метод поиска решения – в настоящее время получил широкое распространение. По правилам мозговой штурм должен проходить под руководством опытного модератора. Его функции – расшевелить аудиторию, если она «не настроена» работать, направлять обсуждение, если оно отклоняется в сторону и т.д. В начале мозгового штурма должна быть примерно 20-минутная разминка, для которой могут быть использованы упражнения, описанные в начале статьи. Общее время дискуссии по соображениям продуктивности не должно превышать 2 часов.
Довольно распространенной ошибкой является отсутствие четкого разграничения этапов генерации новых идей и их анализа и критики. В результате многие хорошие и нестандартные решения отправляются в корзину, едва появившись. На этапе генерации важно собрать все идеи, связанные с решением задачи, не взирая на их очевидную абсурдность. И только после того, как все участники высказали свое мнение, можно переходить к сортировке идей, например, путем голосования за наиболее понравившиеся. Результатом мозгового штурма является список возможных решений задачи, который передается для дальнейшей оценки аналитикам, директору по развитию и др.
И снова мы тренируем креативность с помощью мозгового штурма. Проблема: ученик 6 класса не хочет ходить в школу. Как заставить его учиться? Мы предлагаем решения данной проблемы без критики, начиная с самых простых и кончая самыми фантастическими. Какие идеи приходят в голову? Смелее!
Теперь мы сортируем эти идеи.
А теперь наша задача абсурдные идеи сделать реальными. Например, …
Следующий метод «БЕСКОНЕЧНОЕ «ЗАЧЕМ?» позволяет быстро проанализировать поставленную задачу и найти интересные решения. Последовательность действий по этому методу примерно такова:
вопрос «Зачем?» (или «Почему?») задается в соответствие с поставленной задачей;
затем вопрос «Зачем?» ставится к ответу полученному на первый вопрос;
и так далее до тех пор пока не возникнут интересные креативные идеи или не закончится время;
полученные результаты анализируются.
И снова попробуем метод в действии: проблем состоит в том, что нужны ли в школе отличники? Почему?
Для чего стране нужно больше умных людей?
Для чего наша страна должна быть самой сильной и богатой?...Проанализируем результат: отличники нужны не столько школе, сколько всей стране, то есть государственная задача - это создать условия для того.
Следующий метод для развития креативности - это ТРИЗ.
Теория решения изобретательских задач – это универсальное средство для развития креативности, как учителя, так и школьников. Предложенные гениальным инженером Генрихом Альтшуллером 40 приемов устранения технических противоречий являются универсальными и с легкостью могут быть использованы при решении любой сложной проблемы или задачи:
принцип дробления (объект делится на независимые части или становится разборным)
принцип вынесения (когда от объекта отделяют «мешающую» часть или свойство)
принцип ассиметрии (для решения задачи переходят от симметричной формы объекта к асимметричной)
принцип объединения (соединяют однородные или предназначенные для смежных действий объекты)
принцип универсальности (объект начинает выполнять несколько разных функций, благодаря чему отпадает необходимость в других объектах)
принцип «матрешки» (один объект размещен внутри другого объекта, который, в свою очередь, находится внутри третьего и т. д.)
принцип «наоборот» используется для разрешения конкретной, более или менее ясной ситуации, но зашедшей в тупик. Используя этот метод, можно сформулировать проблему наоборот, поменяв позитивное утверждение на негативное; выделить элементы задачи и поменять их функции или внешний вид на противоположные; представить негативное развитие событий; там где «вход» сделать «выход», и наоборот; а если это конкретный объект, то просто перевернуть его с ног на голову.Еще один очень интересный метод - СИНЕКТИКА. В1961 г. в США вышла книга Уильяма Гордона "Синектика: развитие творческого воображения". "Книга открыла новую главу в истории методов поиска новых творческих решений!" – воскликнули сторонники "творческого озарения по инструкции". Описанный в книге подход к организации творческого процесса, правила работы и обучения творцов новых идей (сейчас бы сказали – "креативщиков") по началу оказал большое влияние на разработчиков новой техники.
Слово "синектика" – греческого происхождения и буквально означает соединение воедино различных, зачастую очевидно не совместимых элементов. Идея синектики состоит в объединении отдельных творцов в единую группу для совместной постановки и решения конкретных творческих задач. Метод основан на использовании бессознательных механизмов, проявляющихся в мышлении человека в момент творческой активности. Гордон, предложив свой метод, восстал против традиционной точки зрения на природу творческих возможностей, согласно которой природа творчества – это главенство индивидуального гения.
"Синекторы" – объединяются в группу и от них требуется высказывать свои мысли и чувства по поводу поставленной творческой задачки. Нерациональная форма обсуждения является причиной проявления в памяти метафор, образов. Расторможенность мышления в группе синекторов приводит к стимулированию подсознания и к проявлению творческой интуиции.
В "стандартном мире" предметы и явления имеют свое определенное место, назначение, функции. Вместе с тем, является вполне очевидным то, что разные люди могут видеть один и тот же объект "с разных колоколен" и их взгляд, порой, порой, может казаться неожиданным для других.
Мы примерим это к себе с помощью упражнения «Кнопка». По очереди мы будем отвечать на вопрос: «Где может быть кнопка?».
Спасибо. И обратите внимание, какими неожиданными были ответы: это и кличка, и размер, и многое другое.
Синектика полагает, что рассмотрение известного как неизвестного – основа творчества. Синектика выделяет 4 механизма превращения известного в неизвестное:
Личная аналогия – это способность поставить себя на место рекламируемого предмета или даже – услуги, образа. Поставьте себя на место неуспешного ученика, и вы поймете почему быть хулиганом для него – единственный выход.
Прямая аналогия – это сравнение уже существующих образов, творческих решений в близких областях. Задачу из области педагогики мы можем решить способом, свойственным музыкантам, физикам или сталеварам.
Символическая аналогия – это умение обнаружить в привычном явлении парадокс, удивительное противоречие. Умные, продвинутые ученики – то хорошо для учителя с точки зрения имиджа, статуса, заработной платы, но плохо, так как требует постоянно изматывающих усилий на приобретение новых знаний, умений, которые современные дети впитывают, не задумываясь. Вы замечали, что освоить компьютер или новый цифровой фотоаппарат взрослым гораздо труднее и время надо больше!
Фантастическая аналогия – это возможность воспользоваться для реализации идеи сказочными, запредельными, фантастическими средствами и аналогиями. Надо провести оригинально открытый урок? Что ж, используем ковер-самолет. Где его взять? Создать трудно, а вот заменить его на мультимедийный проектор и экран – куда проще. И мы можем мгновенно переноситься из страны в страну.
Как можно использовать синектику в школе? Какие у вас есть размышления по этому поводу?
Подводя итоги нашего мастер-класса, хочется сказать прямо: хотите быть счастливым? Будьте креативным!