Развивающее занятие на тему:Как научиться разговаривать с людьми?
Развивающее занятие педагога-психолога Рыжковой А.Ю.
«Как научиться разговаривать с людьми»
Класс: 3
Цель: Развитие навыков общения младших школьников и доброжелательного отношения друг к другу.
Задачи:
Познакомить и отработать с учащимися фразы, используемые при знакомстве, отказе, просьбе, извинении.
Развивать групповую сплоченность, умение конструктивно использовать приобретенные навыки.
Формировать умение оценивать себя (поступки, поведение) и других людей.
Ход занятия
1. Организационный момент
Добрый день, ребята и уважаемые гости! Я рада нашей встрече. Надеюсь, что то время, которое нам дано для решения наших вопросов, будет проведено с пользой. Сегодня наше занятие мне хотелось бы начать с упражнения на релаксацию. Повернитесь, пожалуйста, друг к другу. Сомкните ладошки и закройте глаза, прислушайтесь к своему организму.
(Через 20 секунд)
Откройте глаза, разомкните руки.
Что вы почувствовали?
(Ответы детей –тепло.)
Прикасаясь, друг к дружке, вы чувствовали тепло товарища. Я хочу, чтобы это тепло сохранилось в течение всего нашего занятия.
Поприветствуйте друг друга. Поздоровайтесь только с помощью рук, при этом не говоря ни слова. Повернитесь к нашим гостям и поприветствуйте их улыбкой.
(Дети приветствуют друг друга.)
Улучшилось ли ваше настроение?
(Да.)
Спасибо, вы отлично все сделали и без слов.
1. Разминка "Веселое приветствие”.
Цель разминки: содействовать атмосфере сплочения, предоставить возможность участникам вступить в телесный и эмоциональный контакт друг с другом.
Встаньте, пожалуйста, в два круга так, чтобы каждый из вас оказался напротив ученика из другого внешнего или внутреннего круга… теперь дети из внешнего и внутреннего круга должны повернуться лицом друг к другу. По команде ведущего внешний круг движется по часовой стрелке, переходя каждый раз на одного человека вправо. Поздоровайтесь с человеком, который стоит напротив вас, глазами, плечом, коленкой, лбом.
(Так в процессе игры дети используют различные формы приветствий.)
С чего начинается знакомство? (С приветствия.)
Какие приветствия были наиболее интересны?
Чем жизнь отличается от этой игры?
Почему в жизни не здороваются лбами или коленками? (Могут не понять…)
Как вы думаете что нужно, для того чтобы люди понимали друг друга? (Нужно сказать, что ты хочешь или что чувствуешь.)
Всегда ли вы можете сказать то, что хотите? (Не всегда, трудно, стесняешься, трудно подобрать слова.)
Вот и давайте вместе подумаем, как выразить свои чувства
Как объяснить свои чувства, свое настроение словами другим людям, чтобы тебя поняли?
Попытайтесь сформулировать тему нашего занятия.
(Ответы ребят.)
Давайте сформулируем её таким образом.
«Как научиться разговаривать с людьми»
Какую мы поставим цель перед собой ? (Будем учиться правильному общению)
Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру
« Цветик - семицветик»
Перед вами удивительный цветок с волшебными словами.
Хотите узнать, какие слова скрываются за каждым лепестком.
Для этого выйдут ко мне по одному участнику и отрывают лепесток.
Читают волшебное слово, и рассказывает, когда мы его говорим.
Если он правильно отвечает, то волшебный листок остается у него.
А если, нет то… выходит другой.
Здравствуйте (при встречи говорим друг другу).
С кем вы должны здороваться?
( с учителем, с друг другом, со знакомыми).
Спасибо (в благодарность за помощь)
До свидания (прощаясь с друзьями, учителем, мамой, папой …)
Доброе утро ( при встречи утром).
Спокойной ночи (перед тем как ложитесь спать).
Добрый день ( при встречи днем).
Привет ( при встречи с другом).
Побеседуем Как вы думаете дети, для чего всем людям нужно знать вежливые слова? Дети: — вежливые слова помогают найти друзей: я могу подойти и сказать: «Здравствуй, давай с тобой дружить!» — Вежливые слова помогают мирить, если я обидел друга и хочу помириться, я могу сказать «Прости пожалуйста» — Вежливые слова помогают быть гостеприимными, когда ко мне приходят гости я всегда здороваюсь с ними, говорю им «Проходите пожалуйста» Учитель: Скажите, где дети могут учиться вежливым словам? Дети: — Дома учат родители — По телевизору идут интересные передачи, о том, как нужно вести себя — Мультфильмы — Сказки — Книги.
-Открою вам секрет: словом можно убить человека, а можно и исцелить. Доказать это, мне поможет:
Упражнение «Ящик ощущений» Учитель: Ребята, что лежит в этом ящике? Дети: Не видно, ящик закрыт. Учитель: А как можно узнать? Дети: Можно засунуть руки в «окошечки и потрогать» (Дети по одному находят на ощупь предметы) Учитель: Саша, погладь предмет. Что ты почувствовал? Ребенок: Этот предмет мягкий, теплый. Учитель: Мягкий, как что? Ребенок: Как облачко, мягкая игрушка, шарик. Учитель: Что ты почувствовал, когда его гладил? Ребенок: Мне было приятно, мне, казалось, что «это», что-то доброе, хорошее. Учитель: А ты, Никита, что нащупал в ящике? Ребенок: Не знаю, что-то колючее, с иголками. Учитель: Что же ты почувствовал? Ребенок: Я испугался, что иголки острый, я могу пораниться, мне будет больно. Учитель: Ребята, вот так и слова добрые и злые, их можно не только услышать и почувствовать добрые, вежливые слова приятно для каждого человека, а грубые, злые слова обижают человека, делают ему больно.
А сейчас я предлагаю вам разыграть и обсудить некоторые ситуации(Дети разыгрывают ситуации)
1 ситуация:
1уч-ся: «Вчера ты шел мне навстречу и не поздоровался. Это не вежливо!»
2 уч-ся: «А почему я должен здороваться? Ты меня первая увидела, вот бы и поздоровалась!»
У: Кто прав?
(Обсуждение и ответы ребят.)
Вывод учителя: Кто лучше воспитан, тот здоровается первым.
2 ситуация:
1 уч-ся: «А знаешь, мне вчера такую игру прикольную купили, я в неё играл-играл. А папа сказал, что если я…»
2 уч-я: «А у меня…»
(Первый учащийся перебивает второго)
1 уч-ся: «Нет, ты меня послушай. Если я захочу, мне папа привезёт…»
2 уч-ся: «А у меня…»
(С недовольством)
1 уч-ся: «Что ты меня постоянно перебиваешь, тебе вообще обо мне неинтересно ничего узнать?!»
2 уч-ся: «Уже нет!»
(Недовольные друг другом расходятся)
У: Почему возникла такая конфликтная ситуация?
(Обсуждение и ответы ребят)
Вывод учителя: Общаясь, умейте выслушать собеседника, если же вы чем-то недовольны, тактично скажите ему об этом, а не обрывайте в запале разговор.
Подведём небольшой итог
Что мешает нам в общении?
Грубость
Неумение слушать и слышать
Нежелание понять другого
Равнодушие
Нетерпимость к чужим ошибкам
Нежелание прощать
Эгоизм
Разобщенность
Что помогает нам находить общий язык?
Дружелюбие
Приветливая улыбка
Стремление понять другого
Стремление думать не только о себе
Взаимопомощь
Общие творческие дела
Как избежать конфликтов?
СОВЕТУЕМ:
Не срывай на других плохое настроение
Старайся погасить ссору, а не раздувай ее
Говори спокойно, не кричи и не груби
Объясни свою точку зрения и выслушай другого
Защищайся с помощью аргументов, а не с помощью оскорблений
Будь терпимее, ведь ты тоже не ангел
Обобщаем Ребята, мы с вами узнали, что вежливого человека можно узнать по его поведению по отношению к другим, по его манере общения. Добрые, вежливые слова приятно слушать и говорить; когда мы говорили вежливые слова, мы радуем людей и нас все хорошо понимают.
- Понять друг друга нам помогают не только слова, но и поступки, которые мы совершаем.
- Вы получите по 2 карточки с изображением солнышка и тучки. Если совершить хороший поступок - можно, « выглядывает солнышко», плохой - нельзя, « солнышко прячется за тучку».
уступить место старшему в транспорте
нарисовать весёлую рожицу в книге лучшего друга
помочь пожилому человеку перейти улицу
помочь маленькой сестрёнке надуть воздушный шарик
выходя из школы, громко хлопнуть дверью
взять у мамы тяжёлую сумку
зевать, особенно громко во время занятия, праздника, спектакля
выбрать самый большой кусок торта с розочкой и попросить
положить его к себе на тарелку
поблагодарить воспитательницу, когда она помогла тебе одеться
закрывать рот и нос платком, когда чихаешь или кашляешь
бегом вбежать в автобус, торопясь занять место у окна, расталкивая при этом пассажиров
во время спектакля в театре жевать «Орбит» или есть печенье.
Ребята, скажите какими качествами должен обладать человек, чтобы он был интересен для общения?
На столах лежат листочки дерева, на которых указаны положительные и отрицательные качества человека. Ваше задание - разместить листочки на дереве: отрицательные - жёлтые, положительные - зелёные. Дерево необходимо закрепить на доске.
(Ребята выполняют задание.)
Дети зачитывают качества на листьях.
Аккуратность;
Безразличие,
благодарность;
Воспитанность,
вежливость,
ворчливость;
Грубость;
Жадность;
Злость;
Наглость;
Скромность,
сопереживание;
Вот вам ещё один урок: помните об этих качествах, будьте интересными собеседниками.
Физкультминутка Музыкальная пауза Звучит музыка. Ребята под музыку зачитывают стихи.Тетя Сима попросилаВитю слазить на чердак.-Извините тетя Сима,Я вам вовсе не батрак.
Коля ссорится с друзьямиВ ход пускает кулаки,У задиры под глазамиНе проходят синяки.
В поезд входят три юннатаУх, народу сколько тут!Занимай места, ребята,А то бабушки займут.
Говорит лентяйке мать:-Убери свою кровать.-Я бы мама убрала,Только я еще мала.
Петя ловко ловит рыбуМожет лодку смастерить.Только «здравствуй» и «спасибо»Не умеет говорить.
- Как вы можете охарактеризовать ребят, о которых вы услышали в стихах? Мы узнаем характер человека в общении друг с другом. Что такое характер?Характер - это совокупность основных наиболее устойчивых психологических и духовных качеств, свойств человека, которые проявляются в его поведении.Человек с характером - волевой, твердый, а человек без характера - слабовольный.
Игра
- Понять друг друга нам помогают не только слова, но и интонации, с которой мы их произносим. Поэтому одни и те же слова воспринимаются по-разному.
(Раздаются карточки с фразами)
Ты молодец (с восхищением, с насмешкой).
Я очень рад за тебя (с огорчением, с одобрением).
Спасибо тебе (с благодарностью, с обидой).
- Произносим одну и ту же фразу с разной интонацией, написанной на карточке.
Дети выполняют поочерёдно, а другая команда должна определить, с какой интонацией произнесена фраза.
Подводятся итоги.
- Как интонационно меняется смысл произнесённой фразы?
- Важно ли следить за своей интонацией?
- Одна и та же фраза, произнесённая с разной интонацией, может иметь разный смысл?
Жесты
Скажите, что используют для общения люди, лишённые слуха? Использование определённых положений рук, головы для передачи мыслей - это язык жестов. Все мы ежедневно пользуемся этим языком. А вы владеете языком жестов? Сейчас проверим. То, что я произнесу словами, вы попробуйте изобразить жестами.
- Тишина. Тс-с-с! (Указательный палец поднести к губам).
- Иди-ка сюда! (Поманить пальцем, ладонью).
- Нет, нет! (Повертеть головой или рукой из стороны в сторону).
- Восхищение чем- либо. (Звучат аплодисменты).
Молодцы, языком жестов вы владеете в совершенстве!
Игра «Поза»
Учитель. А теперь посмотрим, наблюдательны ли вы.
(Дети получают три карточки с текстами-описаниями. Один из учащихся вслух читает написанное, а остальные пытаются отгадать, где тот человек, описание которого они прослушали. В это время четверо заранее подготовленных учеников демонстрируют позы:
• один ученик изображает человека, погруженного в свои мысли: стоит, чуть опустив голову и плечи, одной рукой подперев щеку;
• второй ученик показывает, что ему очень холодно: стоит, втянув голову в плечи, обхватив себя руками, еле заметно покачиваясь;
• третий ученик демонстрирует позу агрессивно настроенного человека: ноги на ширине плеч, голова опущена, взгляд насупленный, руки скрещены на груди;
• последний ученик представляет человека, с радостью встречающего гостя: голова приподнята, на лице улыбка, руки протянуты вперед. (Последнюю позу дети отгадывают без описания, так как она им хорошо знакома из личного опыта.)
В нашей жизни много различных правил, есть и Правила общения, их уже придумали, не надо изобретать велосипед. Сейчас я вам предлагаю из правил, находящихся на вашем столе найти их, выбрать те, которые помогут вам наладить отношения с окружающими вас людьми. Постарайтесь запомнить свое правило.
(Ребята выполняют задание, по одному говорят их.)
Слушать больше, чем говорить.
Думать, прежде чем сказать.
Не высмеивать собеседника.
Не перебивать, давая возможность высказаться.
Придерживаться уверенного, но дружелюбного тона.
Уважать точку зрения собеседника.
Называть собеседника по имени.
Чаще улыбайся, даже если тебе невесело. Не делай злое лицо!
Принимать людей такими, какие они есть!
Уважать собеседника – не переходить на «личность».
Молодцы вы справились с заданием. И солнышко вам улыбнулось.
Может быть, все эти правила вы не запомните, постарайтесь запомнить три самых главных:
Всегда улыбайтесь. На презентации
Чётко изъясняйтесь.
Будьте вежливы.
Учиться общаться с людьми очень важно, без этого вам не обойтись, ведь общение -ежедневный атрибут нашей жизни.
Я надеюсь, что вы будете помнить о тех правилах, о которых мы говорили сегодня, в этом вам поможет составленная мною Памятка. Вместе с Памяткой я дарю вам вот эти сердечки. Пусть ваши сердца всегда будут открыты для бесконфликтного общения с окружающими. Я надеюсь, что вы будете приятными собеседниками, такими, какие описаны в следующем стихотворении.
Наше занятие окончено, надеюсь, оно было для вас интересным, а вот насколько полезным, я попрошу вас высказаться с помощью цветочков соответствующего цвета:
Зелёный-разговор был очень интересным и полезным.
Жёлтый -обязательно следует продолжить разговор на эту тему.
Красный-разговор был непродуктивным и неинтересным.
Посмотрите, какой замечательный букет у нас получился. А это значит, что у вас настроение было отличным, а наше занятие полезным.
-Я вам говорю большое спасибо. До свидания.