Конспект урока Морфологический разбор причастий. Пунктуационный разбор предложений с причастными оборотами.


ТЕМА: Морфологический разбор причастий.
Пунктуационный разбор предложений с причастными оборотами.
Цель: создание условий для усвоения выполнения морфологического разбора причастия.
- повторить изученное о причастии;
- познакомиться с порядком морфологического разбора причастия;
-  развивать умение применять полученные знания при морфологическом разборе причастия;
 - отрабатывать орфографические и пунктуационные навыки;
- способствовать развитию умения осознанно и произвольно строить речевые высказывания;
- воспитывать патриотические чувства; (уважение к истории страны- способствовать воспитанию положительной мотивации к учению
Ход модуля
УЭI. Мотивация к учебной деятельности. 
- Откройте тетради, запишите число, классную работу.
Материал слайда 1.
Вот свойство моё обязательное:
Склоняюсь я как прилагательное,
На все вопросы его отвечаю,
Глагол по значению напоминаю.
(П.Чесноков.)
- О чём пойдёт речь на уроке, вы сможете определить, прочитав стихотворение П.Чеснокова? (О причастии.)
УЭII. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
Материал слайда 2.
Карта самооценки.
Задание Моя оценка 1. Орфографическая разминка. Критерии оценки:
0 ошибок - "5";
1-2 ошибки - "4";
3-4 ошибки - "3";
Более 4 ошибок - "2". 2. Проверка теоретических знаний. 3. Работа с текстом.
  Знание орфографических и пунктуационных норм Оценка группы. Оценивание друг друга. Работа с этимологическим  и толковым словарями. Оценка группы Оценивание друг друга. 4. Письменный морфологический разбор причастий. Оценка пары. Оценивание друг друга. 5. Дополнительное задание. (Тест.) Критерии оценки:
0 ошибок - "5";
1ошибка - "4";
2 ошибки - "3";
Более 2 ошибок - "2". Критерии  деятельности а) Усвоил(а) полностью, могу применить.
б) Усвоил(а) полностью, но затрудняюсь в применении.
в) Усвоил(а) частично.
г) Не усвоил(а). Оценка за МОДУЛЬ (среднее арифметическое всех выставленных оценок). - Обратите внимание, у вас на партах лежат листы самооценки. Не забывайте в течение всего урока себя оценивать. Оценивая работу в паре, обосновывайте постановку оценки друг другу.
Орфографическая разминка.
  Пр(и/е)щуре(н/нн)ый, п(о/а)влёкший, танцу(ю/я)щий,  см(о/а)тревший,  предпол(а/о)га(е/и)мый, выр(а/о)ще(н/нн)ый, пр(и/е)бывший, ув(я/е)дший, дв(и/е)жимый, пр(и/е)ведённый, п(и/е)р(и/е)ведённый, жёва(н/нн)ый, кова(н/нн)ый, выровне(н/нн)ый.
- В начале урока проверим ваши орфографические знания. Запишите слова в тетради, обозначьте графически условия выбора гласной в суффиксах причастий.
  Прищуренный, повлёкший, танцующий,  смотревший,  предполагаемый, выращенный, прибывший, увядший, движимый, приведённый, переведённый, жёваный, кованый, выровненный.- Выполните проверку своих работ, оцените себя по критериям, указанным в карте самооценки.
- Знание каких правил вам помогло правильно выполнить работу?
(При ошибочном выполнении работ обучающиеся вспоминают условия выбора пропущенных гласных и согласных букв)
 Повторение. Проверка теоретических знаний. 
- Продолжим работу: проверка домашнего задания. Вам нужно было повторить изученные сведения по теме «Причастие».
- Какая часть речи называется причастием?
- Что называется причастным оборотом?
- Когда причастный оборот на письме выделяется запятыми?
- На какие две группы делятся причастия?
- При помощи каких суффиксов образуются действительные причастия настоящего времени?
- При помощи каких суффиксов образуются действительные причастия прошедшего времени?
- При помощи каких суффиксов образуются страдательные  причастия  настоящего времени?
- При помощи каких суффиксов образуются страдательные  причастия прошедшего времени?
- Оцените ваши знания правил.
Определение темы МОДУЛЯ.
- Для какого вида разбора нам пригодится знание грамматических признаках причастия? Тема нашего урока... (Обучающиеся определяют тему урока.)
- Работа с текстом. (Текст записан на доске без знаков препинания и с пропусками букв.)
 Материал слайда 5.
(Репродукции картин о Великой Отечественной войне.)
Запись на доске. Издалека виден темно-серый обелиск поставле..ый в память о воинах павших в боях с фашистами. Не вянут цветы положе..ые на камень чьей-то благодарной рукой. Уходят в далёкие воспоминания ветераны приходящие к священному месту тихими вечерами. Всегда рядом и ученики школы юные патриоты не забывающие героический подвиг далёких дней.
 (Учитель читает текст.)
- Назовите тему и главную мысль текста. (Тема: Великая Отечественная война. Главная мысль текста: благодарность потомков.)- Какое для нас имеют значение события Великой Отечественной войны?
Работа в 3 группах с этимологическим  и толковым словарями.
 Материал слайда 6.
Задания:
 - дайте толкования слов: ветеран. герой, патриот;
- с помощью этимологии слов объясните правописание непроверяемых гласных в корнях слов: ветеран. герой, патриот; запишите данные слова и запомните их правописание;
- составьте и запишите 3 словосочетания "причастие + существительное.";- оцените свою работу.        
- Правильно ли оформлен записанный на доске текст с точки зрения орфографии и пунктуации?
- Необходимо  ли каждому человеку знать правильное написание слов и верную постановку знаков препинания? Для чего? (Грамотность - показатель культуры.)
- и пропущенных букв в тексте.
-   Есть ли в данном тексте пропущенные знаки препинания? Какие? Обсудите в группе верную постановку знаков препинания. Обозначьте графически причастные обороты.
- Назовите пропущенные буквы, объясните их написание.
(Представители от каждой группы поочерёдно выходят к доске и объясняют орфографические и пунктуационные ошибки.) - Оцените свою работу.
УЭIII. Выявление места и причины затруднения.
- Назовите причастия, которые вам встретились в тексте.
- Сможете ли вы сейчас самостоятельно выполнить морфологический разбор причастия? (Нет) Почему выполнение данного вида разбора у вас вызывает затруднение? (Не изучали.)
УЭIV. Построение проекта выхода из затруднения.
Работа с учебником.
- Я предлагаю вам познакомиться с планом разбора причастия как части речи, повторить признаки причастия (постоянные и непостоянные) и его синтаксическую роль, чтобы не ошибиться в морфологическом разборе  слова.
- Откройте учебник на странице 64.  Познакомьтесь с планом разбора,  устным образцом разбора,  с письменным образцом.  
(Обучающиеся самостоятельно знакомятся с материалом учебника.)
- Какие морфологические признаки являются постоянными?
- Какие морфологические признаки - непостоянными?
- Какая часть речи повлияла на непостоянные признаки причастия?
УЭY. Физминутка. («Распределительный диктант»)
- Сейчас мы немного отдохнём, разграничивая прилагательные от причастий.
- По каким особенностям мы различаем эти части речи?
- Условия физминутки:  я вам буду называть слова: причастия и прилагательные.
Назову прилагательное – подпрыгиваете и хлопаете в ладоши.
Причастие –  приседаете.
- Деревянный, пустынный, отправленный,  составленный, песчаный, отданный,  засеянный, серебряный, отдаленный.
(Обучающиеся выполняют физические упражнения.)
УЭ YI. Реализация построенного проекта. Первичное закрепление во внешней речи.
- Обращаемся к нашему тексту. Опираясь на образец морфологического разбора в учебнике,  выполним устный разбор первых двух причастий.
(Первые два причастия обучающиеся разбирают устно.)
УЭYII. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.
- Поработаем в парах, выполняя письменный морфологический разбор остальных причастий. Выполнив работу, показываете свою готовность, взявшись за руки и подняв их вверх. Получив эталон морфологических разборов, проверяете себя. Не забудьте оценить свою работу.- Та пара, которая выполнит данный вид работы, имеет возможность получить дополнительное задание-тест  по теме "Причастие" (приложение  3).
УЭYIII. Включение в систему знаний и повторение.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Пригодился ли вам материал, изученный на прошлых уроках?
- Почему у вас возникла необходимость изучать данную тему?
- Пригодится ли вам материал, изученный на данном уроке?
IX. Рефлексия учебной деятельности.
- Каждая работа имеет свой результат. Как мы можем определить результат нашего урока? (Подведя итог.)
- Назовите цель, поставленную вами в начале урока.
- Вы достигли поставленной цели?
- Какая работа вызвала у вас затруднение?
- Внизу карты самооценки расположены критерии вашей деятельности. Прочтите внимательно своё отношение к нашему урока. Оцените свою работу.
- В течение всего урока вы заполняли карту самооценки. Сейчас вы можете оценить себя, вычислив среднее арифметическое.  
ОЦЕНИВАНИЕ
РЕФЛЕКСИЯ
УЭX. Домашнее задание дифференцированного характера:
Материал слайда 7.
Домашнее задание:
-  для всех - выучить порядок морфологического разбора  §23;
- индивидуальное:
В.У составить и записать текст на тему "Великая Отечественная война" с причастными оборотами, используя слова: герой, патриот, ветеран; выполнить письменный морфологический разбор 2 причастий;
П.У составить и записать предложения или словосочетания на тему "Великая Отечественная война" с причастиями или причастными оборотами, используя слова: герой, патриот, ветеран; выполнить письменный морфологический разбор 2 причастий.