Технологическая карта к уроку по английскому языку на тему Описание персонажа (3 класс)
Аннотация к статье
С понятием «Технологическая карта урока» я столкнулась совсем недавно, так как в российском образовании я работаю лишь с января текущего года. До этого я трудилась почти 10 лет в украинской школе и понятия «технологическая карта» там не существовало. Был лишь привычный нам всем план-конспект урока, поэтому, будучи слушательницей курсов по ФГОС и получив задание составить технологическую карту урока, я сначала растерялась. Что это такое? Как ее нужно составлять? Как составить правильно?
На курсах нам выдали единый шаблон для составления карты, но, вот, как именно и чем заполнить этот шаблон, чтобы получилась хорошая карта, все-таки оставалось большим вопросом.
Очень много и долго я блуждала по просторам интернета в поисках подсказок и хороших образцов, писала, зачеркивала, исправляла, добавляла и переделывала заново. В результате у меня появилась своя собственная технологическая карта, которой хотелось бы поделиться с коллегами – учителями иностранных языков. Возможно, кто-то из них тоже пытается составить свою карту и этот образец будет им в помощь.
Данная карта составлена на основе замечательного и очень мной любимого учебника “Happy English.ru” (авторы К. Кауфман и М. Кауфман), урок №61, стр. 82-84, а сам урок был дан как мой первый открытый урок в школе, т.е. содержание технологической карты полностью соответствует содержанию проведенного урока.
Целью данной статьи является методическая помощь учителям иностранных языков, которые испытывают трудности в составлении технологических карт или делают это впервые. Самым трудным для меня являлось формулирование планируемых результатов, так как материала на эту тему оказалось не очень много.
Задачи, которые я ставила перед собой, готовя данную статью, сводятся к следующему:
- Познакомить учителей со структурой типичной технологической карты;
- Показать на примере данной технологической карты, как именно формулировать необходимые планируемые результаты урока и связывать их с конкретными этапами урока;
- Как правильно оформить технологическую карту.
Конечно же, формы технологической карты могут варьироваться и наполняться учителем по своему усмотрению и в зависимости от каждого конкретного урока, но приводимый ниже шаблон, как мне кажется, является оптимальным для использования в учебном процессе.
Очень надеюсь, что мой труд пригодится кому-нибудь из моих коллег и хоть немного облегчит такой трудоемкий процесс, как составление технологической карты.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
ФИО – Кольцова Лина Александровна, учитель английского языка ГБОУ СОШ № 103 Выборгского района с углубленным изучением математики
Предмет – Английский язык
УМК – учебник для 3 класса «Счастливый английский.ру»/ «Happy English.ru» издательства «Титул», книга для учителя, рабочие тетради № 1,2, аудиоприложение (СD MP3), обучающая компьютерная программа
Класс, школа – ГБОУ СОШ № 103, 3-а класс
Тип урока – комбинированный
Технология урока – информационно-компьютерная технология, игровая, здоровьесберегающая
Тема урока – Описание персонажа: имя, возраст, внешность, одежда
Цель – 1. Введение в тему «Описание персонажа». Создание условий для самореализации обучающихся при решении поставленных в ходе урока задач.
2. Формирование умения строить развернутое монологическое высказывание с опорой на прослушанный/прочитанный текст по теме «Описание персонажа».
Задачи урока – 1. Познакомить учащихся с новой лексикой по теме «Описание персонажа» и способствовать ее дальнейшей интеграции в собственное монологическое высказывание.
2. Способствовать развитию навыков восприятия на слух и понимания прослушанной информации; развивать произносительные навыки и навыки техники чтения; развивать умение самостоятельно строить собственное монологическое высказывание.
3. Воспитывать сознание индивидуальности каждого человека и интерес, и уважение к другим людям.
Планируемые результаты:
Предметные: 1. Формировать языковые навыки (фонетические, орфографические и лексические) в рамках темы «Описание персонажа»;
2. Научить учащихся строить собственные монологические высказывания с опорой на прослушанную информацию и прочитанный текст.
Метапредметные результаты:
1. Научиться самостоятельно определять цели своего обучения.
2. Научиться соотносить свои действия с планируемыми результатами.
3. Научиться организовывать учебное сотрудничество.
Личностные УУД: Приобретать новые знания, умения и совершенствовать уже имеющиеся; с желанием осваивать новые виды деятельности; учиться осознавать степень своего усвоения материала.
Регулятивные УУД: Самостоятельно регулировать свою деятельность на уроке; планировать алгоритмы выполнения учебных действий; осознавать уровень собственных достижений, качество знаний; принимать решения и осуществлять самостоятельный выбор в учебной, познавательной и игровой деятельности.
Познавательные УУД: Овладевать способностью определять, принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; анализировать полученную в процессе чтения/ прослушивания текста необходимую информацию; синтезировать и трансформировать полученную информацию в собственное монологическое высказывание.
Коммуникативные УУД: Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и условиями коммуникации и строить свое собственное монологическое высказывание.
Формы работы учащихся на уроке:
хоровая (речевая зарядка);
индивидуальная;
парная;
коллективная.
Оборудование для учителя: мультимедийный проектор, компьютер, аудиоприложение, обучающая компьютерная программа.
Оборудование (и материалы) для учащихся: учебник, рабочая тетрадь №2, раздаточный материал.
ХОД УРОКА
Этап урока Время Предметные УУД Метапредметные УУД Деятельность учителя Деятельность учеников
Вводный/Самоопределение в деятельности
5 мин. Регулятивные УУД:
- определять цели и задачи урока;
- участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
Познавательные УУД:
- уметь строить логичное высказывание, основываясь на собственном опыте.
Личностные УУД:
- проявлять интерес к новым знаниям;
- уметь высказать свою точку зрения. 1. Настраивает учеников на работу; вводит в атмосферу иноязычной речи через речевую разминку.
2. Предлагает проблемное задание для введения в тему и создания ситуации самостоятельного определения темы и содержания ее изучения.
1. Хором вслед за учителем проговаривают слова и звуки речевой разминки.
2. Угадывают слово по буквам: “Portrait”.
3. Определяют тему урока.
4. Предлагают, что можно сделать на уроке для изучения данной темы.
Учебно-познавательная деятельность
Физкульт. минутка в виде подвижной игры “Touch your…”
Физкульт. минутка “Can you hop like a rabbit?” 20 мин. Предметные УУД:
1.Уметь употреблять новую лексику в известных и новых ситуациях общения.
2. Использовать выученные на предыдущих уроках виды специальных вопросов, содержащих новую лексику, в собственной речи.
3. Уметь отвечать на специальные вопросы.
Личностные УУД:
- стремиться к приобретению новых знаний и умений и усовершенствованию уже имеющихся;
- осваивать новые виды деятельности.
Регулятивные УУД:
- контролировать и корректировать выполненное задание;
- планировать алгоритмы выполнения учебных действий;
- осуществлять самостоятельный выбор в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные УУД:
- работать с текстом, выделяя необходимую информацию;
- анализировать полученную в процессе чтения информацию;
- воспринимать информацию на слух;
- анализировать прослушанную информацию.
Коммуникативные УУД:
- планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;
- уметь слушать учителя, задавать вопросы и отвечать на них.
1.Предъявляет новую лексику по теме «Описание персонажа» (используется аудиозапись).
2. Предлагает поиграть в игру “Touch your…” («Дотронься до…»). Предлагает детям дотронуться до носа, ушей, глаз и т.д. сначала своих, потом соседей по партам.
3. Предлагает ученикам прослушать диалог упр-я 2, стр. 82-83 (в аудиозаписи).
4. Предлагает ответить на вопросы по содержанию прослушанного диалога, уделяя особое внимание новым словам и специальным вопросам.
5. Предлагает прочесть и перевести текст упр-я 4, стр. 83, обращая внимание на предложения, содержащие описание внешности, а после прочтения текста из 4-х предложенных портретов волшебниц выбрать тот, который соответствует тексту.
6. Предлагает выполнить движения под музыку.
7. Предлагает ответить на вопросы к прочитанному тексту (упр-е 5, стр. 84), вспомнив при этом схему образования специальных вопросов и ответы на них. 1. Знакомятся с новой лексикой по теме «Описание персонажа»:
- определяют, какую лексику они уже слышали ранее или знают;
- пытаются прочесть слова самостоятельно без помощи учителя по транскрипции и используя языковую догадку;
- проговаривают слова вслед за диктором (аудиозапись);
- читают лексику еще раз после прослушивания.
2. Дети встают со своих мест и выполняют различные движения в форме игры.
3. Ученики аудируют предложенный учителем диалог.
4. Отвечают на вопросы учителя по содержанию прослушанного диалога, обращая внимание на новые слова и построение специальных вопросов.
5. Читают и переводят текст упр-я 4, стр. 83, обращая внимание на предложения, содержащие описание внешности, а после прочтения текста из 4-х предложенных портретов волшебниц выбирают тот, который соответствует тексту. Чтение происходит в парах: один читает, другой выступает в качестве переводчика. Еще один ученик фиксирует ошибки в чтении.
6. Выполняют движения под музыку. Один из ребят показывает движения.
7. Работают в парах. Один из учеников задает вопрос, другой отвечает на него, руководствуясь информацией, прочитанной в тексте.
Интеллектуально-преобразовательная деятельность
15 мин. Предметные УУД:
1.Уметь употреблять новую лексику в новой коммуникативной ситуации.
2. Совершенствовать навыки устной речи.
3. Осуществлять осознанное построение собственного монологического высказывания в рамках предложенной коммуникативной задачи.
Личностные УУД:
- осознавать свою роль на уроке;
- развивать свое творческое воображение;
- Выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Регулятивные УУД:
- планировать учебное сотрудничество со сверстниками;
- осуществлять самостоятельный выбор в познавательной и игровой деятельности.
Познавательные УУД:
- синтезировать и трансформировать полученную в ходе урока информацию в собственное монологическое высказывание.
Коммуникативные УУД:
- Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и условиями коммуникации и строить свое собственное монологическое высказывание. 1.Предлагает поиграть в игру «Собери части тела» (компьютерная обучающая игра).
2. Предлагает ученикам составить свое собственное монологическое высказывание и описать одну из трех оставшихся картинок с изображением волшебниц (на основе прочитанного текста из упр-я 4, стр. 83).
3. Предлагает ученикам поработать в парах – описать внешность друг друга с опорой на предложенный учителем план.
1. Дети играют в интеллектуально-развлекательную игру «Собери части тела», используя выученную на уроке лексику.
2. Составляют свое собственное монологическое высказывание и описывают внешность одной из трех оставшихся на картинках волшебниц (с опорой на текст упр-я 4, стр. 83).
3. Работают в парах – описывают друг друга, используя предложенный учителем на доске план:
1.My friend is …
2. He/She is … and …
3. He/She has … …and … …
4. His/Her … is …
5. His/Her … is …
6. My friend’s … is/are …
7. He/She often wears …
Заключительный этап/Контроль и оценка результатов деятельности/ Рефлексия
5 мин. Личностные УУД:
- анализировать личные достижения по теме;
- осуществлять самоконтроль и самооценку.
Регулятивные УУД:
- соотносить полученный результат с планируемым.
1. Предлагает и объясняет домашнее задание творческого характера: нарисовать портрет или сделать фото одного из членов семьи и описать его, используя выученную лексику.
2. Предлагает обсудить итоги урока:
Было ли Вам интересно?
Узнали ли Вы что-то новое?
Все ли было понятно в процессе урока?
Довольны ли Вы своей работой на уроке?
Сможете ли Вы справиться с домашним заданием?
3. Предлагает учащимся оценить свою работу на уроке. 1.Получают и записывают домашнее задание, уточняют детали.
2. Анализируют результаты урока, отвечая на вопросы учителя.
3. Самостоятельно оценивают свою работу на уроке.
Список использованных ресурсов:
Кауфман К.И., Кауфман М.Ю. Happy English.ru: учебник английского языка для учащихся 3 кл. общеобразовательных учреждений. – Обнинск: Титул, 2013.
Кауфман К.И., Кауфман М.Ю. Английский язык: Книга для учителя к учебнику «Счастливый английский.ру»/”Happy English.ru” для 3 кл. общеобразовательных учреждений. – Обнинск: Титул, 2013.
Диск с играми для уроков английского языка “Talk now plus!” от EuroTalk .
Материалы сайта – www.englishteachers.ruМатериалы сайта – www.fgos-spb.ru/Приложение №1.
Рефлексия.
Дорогие ребята!
Прошу Вас оценить свою работу на уроке,
выбирая в каждой паре одно слово,
соответствующее по вашему мнению
результатам вашей работы
(подчеркните выбранное Вами слово).
Было интересно – было не интересно
Все понял – не все понял
Старался – не старался
Доволен собой – не доволен собой
Устал – не устал
Спасибо за участие в опросе!
Приложение №2.
Лексика по теме «Внешность»
(отпечатанная лексика была на парте у каждого ученика плюс отображалась на доске с помощью проектора)
A leg – нога To find – находить
A foot – ступня To wear – носить (об одежде)
A nose – нос
A hand – кисть (руки)
An arm – рука (от кисти до плеча)
An ear – ухо
An eye – глаз
A head – голова
Hair – волосы
A lip – губа
A mouth – рот
A portrait – портрет
An idea – идея
Приложение №3.
Скриншоты игры «Собери части тела» («Тело»)
Приложение № 4. Страницы из учебника “Happy English.ru” (Lesson 61)