Урок на тему: Кислоты, их состав, классификация и значение


Тема урока: «Кислоты, их состав, классификация и значение»
Цели урока: Познакомить учащихся с одним из важнейших классов неорганических соединений, изучить классификацию и номенклатуру кислот. 
Задачи обучения:
организовать деятельность по формированию понятия «кислота»;
организовать деятельность по формированию умений и навыков определять кислоты, их состав, умений давать им названия, познакомить учащихся с важнейшими представителями класса неорганических кислот;
организовать деятельность по формированию умений и навыков экспериментировать, наблюдать, анализировать, делать выводы, практически определять кислоты с помощью индикатора.
Задачи воспитания:
воспитание положительного отношения к знаниям, повышение мотивации к учению;
продолжить формирование умения высказывать свои взгляды, суждения, развивать химическую речь;
воспитывать толерантность (формирование уважительного, терпимого отношения друг к другу, выслушивать ответы товарищей, умение бесконфликтно работать в группе).
Задачи развития:
развитие синтезирующего мышления – развитие умений устанавливать единые признаки и свойства целого, формировать мировоззренческие понятия о познаваемости природы;
совершенствовать практические умения и навыки работы с лабораторным оборудованием и химическими реактивами; дополнить знания учащихся о правилах работы в химическом кабинете;
развитие умений учебного труда – умение конспектировать, наблюдать и т.д., развитие самостоятельности и умение работать в группе.
Тип урока: комбинированный урок.
Формы организации учебной деятельности:
фронтальная;
индивидуальная;
работа в группах;
работа с опорным конспектом;
Методы и методические приемы: 
объяснительно – иллюстративный (презентация, опорный конспект, практическая работа);
словесный (слово учителя, беседа с учащимися);
репродуктивный (создание проблемной ситуации, ответы на вопросы);
частично – поисковый (практическая работа, работа с заданиями при классификации кислот).
Оборудование:
компьютер, мультимедийный проектор;
набор для практической работы учащихся: штатив с пробирками, индикаторы (метиловый оранжевый, фенолфталеин, универсальная индикаторная бумага), растворы кислот соляной и лимонной кислот;
опорный конспект - содержащий задания и описания опыта.
Предполагаемые результаты обучения:
знать: понятие «кислота», формулы кислот, классификацию кислот, признаки действия кислот на индикаторы; правила ТБ при работе с кислотами.
уметь: выбирать формулы кислот среди предложенных формул веществ, классифицировать кислоты по наличию кислорода, по числу атомов водорода, определять кислоту с помощью индикаторов, работать с растворами кислот, соблюдая правила техники безопасности. 
Девиз урока: «День прожит не зря, если ты узнал что-то новое».
Ход урока:
Орг. момент
Актуализация знаний.
 
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Ребята, мы с вами приступили к изучению классов неорганических соединений. С какими классами веществ мы уже успели познакомиться?Загадка:Если в паре элементовКислород вторым стоит,Ты же знаешь, эта параНазывается …
Вопрос: дайте определение оксидам? (Ответ оксид).
 Дают определение оксидам.
Оксидами называются соединения, состоящие из атомов двух элементов, одним из которых является кислород.
Загадка: Если формулы началоПредставляется с металла, ОН – красуется затем,Вещества знакомы всем.Не надо придумывать им названиеВедь эти вещества…
Вопросы: дайте определение основаниям? (Ответ - основания).
Дают определение основаниям. Молекулы оснований содержат атомы металла и атомы кислорода и водорода в виде гидроксогруппы ОН-.  

? Формулы каких веществ вы видите?
? Какие вещества называют оксидами?
? К какому классу принадлежат следующие   вещества  КОН, Аl(ОН)3, Ва(ОН)2, Сu(ОН)2?
? В чем особенности растворимых оснований? Какие меры предосторожности нужно соблюдать при обращении со щелочами?
 Распределите предложенные формулы по классам:
HCl, HNO3, H2SO4, Ca(OH)2, K2O, Na2O, Al2O3, Zn(OH)2, Fe(OH)3.
Таблица 1.
ОКСИДЫ ОСНОВАНИЯ
«Кислоты: состав, классификация и значение». Запишите тему урока в тетрадь.

 
Вы видите формулы трех кислот: хлороводородной  НСl, серной Н2SО4 и фосфорной кислот  Н3РО4. Что общего в их составе?
Да, это присутствие  в их составе атомов водорода, с которого начинаются все три формулы. Остальная часть называется кислотным остатком.

? Обратите внимание на отличия в кислотных остатках двух групп кислот на доске. В чем заключается это  отличие?
Правильно, кислотные остатки серной, азотной, фосфорной и хлорной кислот содержат кислород, а кислотные остатки хлороводородной, бромоводородной, сероводородной и фтороводородной кислот кислорода не содержат.
Наличие кислорода или его отсутствие – один из признаков классификации кислот. По этому признаку кислоты подразделяют на две группы: бескислородные  и  кислородсодержащие.  Приведите примеры бескислородных и кислородсодеражщих кислот из таблицы.
Классификация кислот по основности.   
? Посмотрите на формулы кислот на доске. Они распределены на три группы по определенному признаку. Как вы думаете, что это за признак?
Основность – число атомов водорода в кислоте.
Приведите примеры одноосновных, двухосновных и трехосновных кислот из таблицы.
По числу атомов водорода можно определить общий заряд кислотного остатка, который при растворении в воде  образует отрицательно заряженный ион.
Водород при растворении образует положительно заряженный ион, заряд которого равен +1. Обозначение заряда иона имеет свои особенности.
         

Кстати,  способности растворяться в воде – ещё один признак классификации кислот. По этому признаку все кислоты подразделяют на две группы: растворимые и нерастворимые. Давайте приведем примеры, используя таблицу растворимости.
Степень окисления элементов в кислотах и соответствующие кислотам оксиды.  

+1   −1            +1  − 2                                      +1    х    − 2            +5   − 2
НСl      Н2S                       Н3РО4   → Р2О5  - фосфорная кислота
                                         (+1) · 3 + х + (−2) · 4 = 0  
                                          х − 5 = 0 
                                          х  = + 5 
+1    + 3  − 2            +3   − 2
Н3РО3   → Р2О3  - фосфористая кислота
 
Н2SО4       →       SО3                       НNО3     →    N2О5
Н2SО3         →      SО2                      НNО2     →    N2О3 
Номенклатура кислот
Бескислородные кислоты:
    К названию кислотообразующего элемента добавляют гласную «о» 
    и слова «водородная кислота»
HCl – хлороводородная кислота     Н2S – сероводородная кислота
Кислородсодержащие  кислоты:
К русскому названию кислотообразующего элемента добавляют суффикс:
Если элемент проявляет высшую СО (равную № группы)
                                                                            +6
                                                         – «-н» и окончание «-ая»: H2SO4 
                                                           серная кислота                                             
Если СО элемента ниже высшей                     +4
                                                         – «-ист» и окончание «-ая»: H2SO3 
                                                                          сернистая кислота
Гимнастика для расслабления.
Любопытная ВарвараСмотрит влево…Смотрит вправо…А потом опять вперёд.Тут немного отдохнёт;Шея не напряженаИ расслаблена…
А Варвара смотрит вверх!Выше всех, дальше всех!Возвращается обратно –Расслабление приятно!Шея не напряженаИ рассла-а-бле-на…
Значение кислот в природе и жизни человека   

     

Лабораторный опыт
ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА:Форма работы: парная.Время работы – 8-10 минут.Задание:Исследовать окраску индикаторов в кислотных средах. Оборудование и реактивы:3 пробирки с соляной и 3 пробирки с лимонной кислотами,  жидкие индикаторы: лакмус, фенолфталеин и метилоранж, стеклянные палочки.Правила техники безопасности:Внимание! Работать с кислотами необходимо аккуратно, так как можно получить ожог или отравление. При попадании кислоты на кожу надо смыть ее струей воды.Проведение опыта и оформление результатов:
1 группа: В  пробирку с соляной кислотой добавьте каплю фенолфталеина. Перемешайте стеклянной палочкой.  Результаты наблюдений запишите в таблицу.Во 2-ю пробирку с соляной кислотой добавьте каплю метилоранжа. Перемешайте стеклянной палочкой.   Результаты наблюдений запишите в таблицу.
В 3-ю пробирку с соляной кислотой добавьте каплю лакмуса. Перемешайте стеклянной палочкой.      Результаты наблюдений запишите в таблицу.
2 группа: В  пробирку с лимонной кислотой добавьте каплю фенолфталеина. Перемешайте стеклянной палочкой.  Результаты наблюдений запишите в таблицу.Во 2-ю пробирку с лимонной кислотой добавьте каплю метилоранжа. Перемешайте стеклянной палочкой.   Результаты наблюдений запишите в таблицу.
В 3-ю пробирку с лимонной кислотой добавьте каплю лакмуса. Перемешайте стеклянной палочкой.      Результаты наблюдений запишите в таблицу.
ИНДИКАТОР УНИВЕРСАЛЬНАЯ ИНДИКАТОРНАЯ БУМАГА (ЛАКМУСОВАЯ БУМАГА) МЕТИЛОВЫЙ ОРАНЖЕВЫЙ ФЕНОЛ - ФТАЛЕИННЕЙТРАЛЬНАЯ СРЕДА КИСЛОТНАЯ СРЕДА ЩЕЛОЧНАЯ СРЕДА Действие кислот на индикаторы
Обсуждение результатов и формулирование выводов:
? Какие индикаторы изменили свой цвет в кислотах?    (Лакмус и метилоранж). ? Одинаковые ли изменения цвета этих индикаторов вы наблюдали в обеих кислотах? (Да). ? Какую окраску приобрели лакмус и метилоранж и в соляной, и в лимонной кислотах?(Лакмус стал красным, а метилоранж - розовым). На основании проведенных опытов сделаем выводы:независимо от вида кислоты (органической или неорганической) индикаторы изменяют свой цвет одинаково; а это означает, что все кислоты обладают сходными свойствами. 
? С чем же это связано? (С наличием атомов водорода).
Первичная проверка усвоения нового материала.

Таблица 4.
Составьте формулы десяти разных кислот, комбинируя нижеприведенные составные части кислот по горизонтали (слева направо) и вертикали (сверху вниз) при условии, что кислотообразующие составные части стоят рядом.
H
H2 Cl H
H SO4 H2 NO3 H
H2 CO3 H2 S H3 PO4 H2
H Br H SO3 H I H4 SiO4 H
Таблица 5.
Начав движение с верхней клетки, передвигаясь по горизонтали (налево или направо) или по вертикали (вверх или вниз), пройдите все клетки таким образом, чтобы из букв, приведенных в клетках, получилось одно правило техники безопасности при разбавлении концентрированной серной кислоты в воде. Каждая клетка может быть использована один лишь раз.
РБ А В К О Й
А ЗЯ Л Н О С
И К Я Е Е Т Т
С Л Т Ь Е У РТ О А В Й У Д
У В Л И В В О
Подведение итогов. Рефлексия.
Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Продолжите фразу:
сегодня на уроке я узнал(а)…
я научился (ась)…
мне было не понятно…
теперь я могу…
меня удивило…
для меня этот урок…
интерес вызвало то…
затруднения возникли, когда…
Домашнее задание. § 21 упр. 3-4, выучить названия кислот.