Урок по химии Кислоты, их состав, классификация, значение


Тема урока: «Кислоты, их состав, классификация и значение.»Задачи урока:
Образовательные:
Рассмотреть состав и классификацию кислот;
Продолжить формирование умений записывать формулы веществ основных классов неорганических соединений;
Развивающие:
Продолжить развитие мыслительных умений учащихся: сравнивать, анализировать, делать выводы;
Продолжить развитие навыков экспериментальной работы;
Продолжить развитие общеучебных умений и навыков;
Развивать интерес к предмету.
Воспитательные:
Воспитывать культуру умственного труда и сотрудничества;
Воспитывать чувство ответственности, аккуратности;
Способствовать созданию благоприятного психо-эмоционального климата на уроке.
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: словесные (рассказ, объяснение, беседа);
Иллюстративные;
Демонстрационные;
Частично-поисковый, проблемный, исследовательский.
Оборудование и реактивы: ноутбук, проектор, интерактивная доска, презентация, образцы кислот: соляная, серная, аскорбиновая, уксусная, лимонная, пробирки, штативы для пробирок, индикаторы, тетради, рабочие листы, таблицы с формулами кислот. Девиз урока: «День прожит не зря, если ты узнал что-то новое».
Ход урока:
Орг. момент
Актуализация знаний.
На прошлых уроках мы с вами выучили основные классы неорганических соединений. Давайте вспомним какие?
( оксиды, гидрооксиды)
Какие соединения изображены в строке?
СаО, SО2, Fе2О3 , Nа2О, Сl2О7 (Слайд 1).
Какие соединений называют оксидами?
Оксид простое вещество или сложное? Почему?
Какие соединения относят к основаниям?
КОН, Аl(ОН)3, Ва(ОН)2, Сu(ОН)2 (Слайд 2)
Отчего зависит число гидроксильных групп у оснований
Приведите пример (работа у доски одного учащегося)
Теперь немного поиграем? (Слайд 3).
Крестики-нолики «Основания»
Найдите выигрышный путь, состоящий из формул оснований.
Игровое поле № 1 Игровое поле № 2
Са(ОН)2 Ва(ОН)3 СО2Fе(ОН)2 Аl(ОН)3 Сu(ОН)2
NаНКОН НIСаН2КСlНNО3
Н2О СаСl2 LiОНО2СаСО3 Zn(ОН)2
Назовите эти основания по номенклатуре?
Чем отличаются основания в 1 игровом поле от 2- ого?
(В первом игровом поле – растворимые основания, во втором – нерастворимые.)
Как это подтвердить? (опыт натрия с водой)
Какие меры предосторожности нужно соблюдать при работе со щелочами?
Задание на классификацию соединений. (работа у доски)
Распределите приведенные ниже вещества на три группы. Назовите эти группы
СаО, Аl(ОН)3, СuО, НСl, Н2О, Сl2О7, Fе(ОН)2, НNО3, NаОН, Н2SО4 .
Оксиды Основания Кислоты
СаО, СuО, Н2О, Сl2О7 Аl(ОН)3, Fе(ОН)2, NаОННСl, НNО3, Н2SО4
Изучение нового материала
А сейчас я вас прошу обратить внимание на поднос который находится у меня на столе. какое его содержимое? Почему они попали к нам на урок? Что общего у всех фруктов? Подумайте? (ответ учащихся).
А теперь вернемся к нашему заданию. Какие вещества находятся в третьей колонке? ( ответ кислоты)
Тогда какая же тема нашего урока?
тема урока: «Кислоты, их состав, классификация и значение».
Цель урока:
План урока:
? Что же нам необходимо знать о кислотах? (Состав, формулы, названия, классификации, значение, правила техники безопасности).
Многообразие кислот (Слайд 5).
План изучения кислот (Слайд 6).
Состав.
Классификация.
Номенклатура и соответствующие оксиды
Значение и применение.
Правила техники безопасности при работе с кислотами.
Состав кислот (Слайд 7).
Вы видите формулы трех кислот: хлороводородной НСl, серной Н2SО4 и фосфорной кислот Н3РО4. Что общего в их составе?
Да, это присутствие в их составе атомов водорода, с которого начинаются все три формулы. Остальная часть называется кислотным остатком.

Кислоты – сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотного остатка.
Классификация кислот
А) по наличию кислорода. (Слайд 8)
? Обратите внимание на отличия в кислотных остатках двух групп кислот на доске. В чем заключается это отличие?
Правильно, кислотные остатки серной, азотной, фосфорной и хлорной кислот содержат кислород, а кислотные остатки хлороводородной, бромоводородной, сероводородной и фтороводородной кислот кислорода не содержат.
Наличие кислорода или его отсутствие – один из признаков классификации кислот. По этому признаку кислоты подразделяют на две группы: бескислородные и кислородсодержащие. Приведите примеры бескислородных и кислородсодеражщих кислот из таблицы.
Б) Классификация кислот по основности. (Слайд 9).
? Посмотрите на формулы кислот на доске. Они распределены на три группы по определенному признаку. Как вы думаете, что это за признак?
Основность – число атомов водорода в кислоте.
Приведите примеры одноосновных, двухосновных и трехосновных кислот из таблицы.
По числу атомов водорода можно определить общий заряд кислотного остатка, который при растворении в воде образует отрицательно заряженный ион.
Водород при растворении образует положительно заряженный ион, заряд которого равен +1. Обозначение заряда иона имеет свои особенности.
В) Классификация кислот по растворимости в воде (Слайд 10).
Кстати, способности растворяться в воде – ещё один признак классификации кислот. По этому признаку все кислоты подразделяют на две группы: растворимые и нерастворимые. Давайте приведем примеры, используя таблицу растворимости.
Значение кислот в природе и жизни человека (Слайд 13-14).
Кислоты в природе
Кислоты в жизни человека
В организме человека
В кулинарии продуктах питания
В медицине
В народном хозяйстве
Кислотные дожди
Правила техники безопасности при работе с кислотами (Слайд 15-16).
В ХIХ веке в Германии жил и работал ученый Юстус Либих.  Он был экспериментатором от Бога, с ранних лет с увлечением помогал отцу готовить лаки, краски и лекарства. Однажды на уроке греческого языка у Либиха взорвался ранец с гремучей ртутью. Отец, убедившись, что мальчик не создан для гимназии, отдал его в ученики аптекарю. Через несколько месяцев тринадцатилетний химик лучше учителя знал, как составлять лекарства. После очередного взрыва его выгнали, но занятий химией он не оставил и в возрасте 23 лет он стал профессором Гиссенского университета. Вот как описывает Карл Фогт – химик, работавший вместе с Либихом один случай. «Входит Либих, у него в руках склянка с притёртой пробкой. «Ну-ка, обнажите руку», - говорит он Фогту и влажной пробкой прикасается к руке. «Не правда, ли, жжёт? – невозмутимо спрашивает Либих. – Я только что добыл безводную муравьиную кислоту». Как вы думаете, правильно ли обращался Либих с кислотами?
(Нет. При работе с химическими веществами надо быть аккуратными: убрать волосы, закатать рукава одежды, наливать не более 1-2 мл растворов, держа банку этикеткой вверх.) ? Каким образом, не прибегая к экстремальным методам, можно определить кислоту?
Закрепление знаний
Лабораторный опыт
ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА:Форма работы: парная.Время работы – 8-10 минут.Задание:Исследовать окраску индикаторов в кислотных средах. Оборудование и реактивы:3 пробирки с кислотами, жидкие индикаторы: индикаторная бумажка, фенолфталеин и метилоранж.Правила техники безопасности:Внимание! Работать с кислотами необходимо аккуратно, так как можно получить ожог или отравление. При попадании кислоты на кожу надо смыть ее струей воды.Проведение опыта и оформление результатов:
В1 –ю пробирку кислотой добавьте каплю фенолфталеина. Перемешайте. Результаты наблюдений запишите в таблицу.Во 2-ю пробирку с кислотой добавьте каплю метилоранжа. Перемешайте. Результаты наблюдений запишите в таблицу.
В 3-ю пробирку с кислотой добавьте индикаторную бумажку. Перемешайте. Результаты наблюдений запишите в таблицу.
Действие кислот на индикаторы
Индикатор Окраска индикатора в воде Окраска индикатора в растворе кислоты
Универсальный индикатор Розовая Фенолфталеин Бесцветная Метилоранж Оранжевая Обсуждение результатов и формулирование выводов:
? Какие индикаторы изменили свой цвет в кислотах? (Лакмус и метилоранж).? Одинаковые ли изменения цвета этих индикаторов вы наблюдали в обеих кислотах? (Да).? Какую окраску приобрели лакмус и метилоранж и в соляной, и в лимонной кислотах?(Индикатор стал красным, а метилоранж - розовым).На основании проведенных опытов сделаем выводы:независимо от вида кислоты (органической или неорганической) индикаторы изменяют свой цвет одинаково; а это означает, что все кислоты обладают сходными свойствами. ? С чем же это связано? (С наличием атомов водорода).
При наличии времени. Задание на слайде 18
Подведение итогов. Рефлексия.
Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Продолжите фразу
Сегодня на уроке я узнала…
Я научилась…
Мне было непонятно…
Для меня этот урок…
Интерес вызвало, то …
Затруднения возникли когда…
Домашнее задание.
§ 44, с. 149 – 152, выучить формулы и названия кислот в таблице с. 150.
Задание 1,3 с. 152 (тестовые письменно)
Каждый день, в который вы не пополнили своего образования хотя бы маленьким, но новым для вас куском знания… считайте бесплодно и невозвратно для себя погибшим.
СТАНИСЛАВСКИЙ Константин Сергеевич