Урок русского языка по теме Подготовка к сочинению рассуждению на морально-этическую тему
Тема. Урок развития речи. Подготовка к сочинению - рассуждению на морально - этическую тему «Можно ли оправдать предательство?» (9 класс ) Цель: формировать умение учащихся составлять связные высказывания на морально -этическую тему с использованием материалов, подобранных в процессе подготовки к уроку; развивать творческие способности и самостоятельность мышления учащихся;развивать навыки формулирования развернутого ответа на проблемный вопрос; воспитывать у учащихся нетерпимость к предательству. Оборудование: раздаточный материал, подготовленный в группах; схема «Строениесочинения – рассуждения»; декорации «телевизионной студии»; компьютер, видеоряд. Тип урока: урок развития речи с использованием интерактивных технологий. Опережающие групповые задания:группа «Литературоведы»: исследовать тему предательства в литературе, подготовить цитатный материал;
группа «Психологи»: изучить проблему предательства с точки зрения психологии, найти методики вывода человека из состояния стресса;,группа « Форум»: создать на форуме в сети Интернет заданную тему, изучить отноше- ние к проблеме ровесников из других городов и стран;
группа «Социологи»: составить анкету, провести опрос учащихся с целью выявления мотивов и причин данного социального явления;группа «Тележурналистов»: создать модель телевизионного шоу.
Каждой группе представить материал в виде презентацию мини-пректа Ход урока
I.Вступительное слово учителя.
« В чем смысл твоей жизни ? - меня спросили,-
Где видишь ты счастье, скажи? »« В сраженьях,- ответил я, - против гнили,И в схватках, - добавил я, - против лжи!И в том я свое назначенье вижу, Чтоб биться с ней каждым своим стихом, Сражаясь с цинизма колючим льдом, С предательством, наглостью, черным злом - Со всем, что до ярости ненавижу!»
Э. Асадов называл предательство черным злом, а что означают для вас слова «преда-тельство», «предавать»? ( Учащиеся подбирают слова – ассоциации, синонимы к данному слову). - А как определяет значение данных слов толковый словарь? Давайте проверим, смогли ли вы, подобрав ассоциации и синонимы, в полной мере раскрыть значение данных слов. (Чтение статей толковых словарей) II. Объявление темы и постановка задач урока. - Тема нашего сегодняшнего урока – подготовка к сочинению – рассуждению на морально-этическую тему «Можно ли оправдать предательство?» Наша задача: исследовать тему предательства в разных аспектах, обсудить данную проблему в группах, написать сочинение – миниатюру, таким образом подготовиться к написанию сочинения. Давайте вспомним из каких частей состоит сочинение – рассуждение. ( Работа со схемой) III. Проверка опережающих групповых заданий. 1.Слово учителя. Тема предательства всегда являлась одной из основных тем в лите-ратуре, начиная с Библии и заканчивая современной литературой. О предательстве, о его последствиях, о его жертвах писали Данте, Шекспир, О.Хайям, Дж. Лондон, Ф.Кафка, П. Коэльо и другие писатели и поэты. Группа «литературоведов» поставила перед собой задачу исследовать тему предательства в литературе, подготовить цитатный материал, который раскрывал бы психологию человека, испытавшего на себе предательство. 2. Выступление группы «литературоведов». Выступление сопровождается презентацией.
Мы поставили перед собой задачу исследовать тему предательства в литературе, изучить психологию человека, совершившего этот самый страшный, по мнению Данте, грех, и описать состояние человека, испытавшего на себе предательство. Об этом пишет и Библия, и в своем произведении «Тарас Бульба» Н.В. Гоголь также поднимает вопрос предательства. А Дж. Лондона больше интересовало, как человек находит в себе силы победить отчаяние, растерянность после предательства друга. В своём рассказе «Жажда жизни» герой мобилизует свои душевные и физические силы, чтобы выжить, оставшись брошенным в суровых усло-виях Севера: «Но как ни трудно было ему идти, ещё труднее было уверить себя в том, что Билл его не бросил, что Билл, конечно, ждёт его у тайника. Он должен был так думать, иначе не имело никакого смысла бороться дальше, - оставалось только лечь на землю и умереть». Таким образом, герой побеждает обстоятельства, природу и самого себя. Не существует, наверно, в истории литературы поэта, который не писал о предательстве по отношению к другу, Родине, измене общему делу, о верности и преданности, о страданиях человека, перене-сшего все эти тяготы жизни. О.Хайям писал: « Коль человек чужой мне верен – он мой брат, Неверный брат – мой враг, будь проклят он стократ.Лекарство иногда опасней чем отрава, Болезни иногда излечивает яд». 1000 лет прошло с момента написания этих строк, а им вторят стихи поэтов уже XX века: В.Высоцкого, Б.Пастернака, О.Мандельштама. Мы подготовили афоризмы, высказыва-ния известных писателей, которые помогут вам в работе.3. Слово учителя. Мы видим, что тема предательства идет рядом с человеком уже не первое тысячелетие, это социальное явление волнует не только писателей и поэтов, но и психологов. Исследовать проблему предательства с точки зрения психологии, найти методики вывода человека из состояния стресса – такие задачи поставила перед собой группа «психологов». 4. Выступление группы «психологов».(Презентация) С точки зрения психологии предательство – это преднамеренное причинение вреда (материального, морального или физического) доверившемуся тебе человеку или группе людей. Кроме того, под предательством подразумевается переход на сторону врага, то есть измена, нарушение верности в любви или дружбе, а также отречение от своих принципов и идеалов. Человек, которого предали, часто оказывается в состоянии шока и моральной подавленности. Он разочаровывается в людях, отстраняется от общества, самое худшее – у него возникает страх повторения измены в своей жизни. Психологи рекомендуют некоторые упражнения для снятия стресса: это «мешочек крика», в который можно выкрикнуть обидные слова; можно нарисовать портрет человека, который предал вас, или просто написать его имя и разорвать листок бумаги на мелкие кусочки. 5.Слово учителя. Мы узнали научную точку зрения на исследуемую психологическую проблему. А определить, что знает о предательстве современный подросток и каково его отношение к данному понятию, поставила перед собой задачу группа «Форум». 6. Выступление группы «Форум».Участники нашей группы работали над темой предательства в Интернете. Мы создали страничку на Форуме в Одноклассниках и получили более ста отзывов, из чего можно сделать вывод, что проблема предательства актуальна в наше время. На форуме обсуждались различные вопросы, касающиеся предательства, основные из них: можно ли простить предательство, если да, то при каких условиях, как часто предают близкие люди, как выглядит предательство. Читая ответы, можно было увидеть, какая разная в наше время молодежь. Если один говорил, что нет ничего плохого в том, чтобы простить предательство, то другой писал, что предателей «нужно убивать кирпичом по голове или живьем закапывать». И еще несколько интересных высказываний: « мы всех обвиняем в измене и в предательстве, сами поступая также, мы говорим, какие все вокруг плохие, не тыкнув пальцем на себя…»; « нельзя требовать уважения к себе, не уважая других – это аксиома».Тема предательства гуляет на телеканалах и в прессе, как одна из самых актуальных и общественно значимых. Сервантес писал: «Предательство, может, кому-то и нравится, но предатели ненавистны всем. Предательство - оно и есть предательство, в какие обертки его не заворачивали. Верноподданность никогда не бывает верностью, а преданность предателя не сравнится никогда даже с преданностью собаки человеку».
7.Слово учителя. Итак, мы узнали, что наш сайт был одним из наиболее посещаемых на этой неделе. Подростки отмечают, что явление предательства очень часто встречается в современном мире. А причины, мотивы и последствия данного явления изучала группа «социологов».
8.Выступление группы «социологов». Наша группа занималась социологическим исследованием на тему «Предательство и современный подросток».Нам необходимо было выяснить отношение подростков к такому понятию, как «предательство», определить основные причины, мотивы, побуждения, которые ведут к данному проступку. Для этого нам необходимо было составить анкету, провести анкетирование, исследовать его результаты. В итоге мы пришли к таким выводам: 1. Почти 90% опрашиваемых сталкивались с предательством лично, их предавали близкие друзья.
2. 60% совершали предательство сами, объясняя это завистью, страхом, ревностью и обстоятельствами. 3. Все респонденты чувствовали себя угнетенными и несчастными, будучи предаваемы-ми друзьями. Они отмечают, что им «не хотелось жить» (6%), что они чувствовали себя лишними в этом мире (8%), «потеряли доверие ко всем людям» (46%), чувствовали ярость (28%). 4. В ответ на предательство подростки собирались поговорить с предавшими их (61%), мстить (17%), не обращать внимание, жить дальше (20%), «сделать тоже самое, только намного хуже» (8%), «набить морду, если он слабее меня» (9%), «убить» (4%).5. Но хочется отметить, что большинство опрашиваемых подростков (62%) может оправдать предательство при определенных обстоятельствах. Это подтверждает и сюжет, снятый нашей группой в рекреациях нашей школы.9. Просмотр видеоработы группы «социологов».
10. Слово учителя. Мы убедились, что предательство существует в жизни ваших ровесников, и узнали, что испытал на себе предательство близких, друзей каждый второй, но не всегда человек видит правильный выход из создавшейся ситуации. Группа «тележурналистов» попробовали создать модель исследуемой нами конфликтной ситуации, мы сейчас окажемся в телевизионной студии и станем непосредственными участниками «ток-шоу».11. Выступление группы «тележурналистов» (телепередача «Черное и белое»). Ведущий. Предательство. Как часто мы произносим это слово. Ведущая. Но что же заставляет людей идти на этот подлый поступок? Ведущий. В этом мы и попробуем сегодня разобраться. Ведущая. Итак, мы начинаем. Ведущий. Они дружили много лет и знали друг друга очень хорошо.
Ведущая. Но не все так отлично в их отношениях. Встречайте - Игорь. Здравствуйте. Мы вас слушаем.
Игорь. У меня возникла проблема. Она заключается том, что мой лучший друг меня предал. Мы с ним дружили с самого детства. Я доверил ему свою тайну, попросил о помощи, а он меня предал. Ведущая. Что именно он сделал? Игорь. Я не хочу выносить это на всеобщее обозрение. Ведущий. Это ваше право. Встречайте – Олег. Олег. Здравствуйте.
Ведущий. Олег! Ну что же вы так? Друг вам доверился, а вы? Олег. Давайте сначала разберемся в ситуации. Во-первых, Игорь проиграл большую сумму денег на игровых автоматах. Он попросил у меня взаймы. Но чем я могу ему помочь? Таких денег у меня нет. Да и он не думает отдавать свой долг, он надеется на них отыграться. Это просто заколдованный круг, как он этого не поймет. Я долго молчал, но когда ему пришло время отдавать долг, я рассказал об этой проблеме его отцу. Отец Игоря заплатил долг сына.
Ведущая. По-моему это кардинально меняет дело. Игорь. Но я же тебе доверился и просил никому об этом не говорить. Из-за тебя у меня испортились отношения в семье. Олег. Но теперь у тебя нет долга. Мне кажется, что у тебя были проблемы серьёзнее, чем сейчас. А с отцом ты разберешься.
Игорь Я-то разберусь, но факт есть факт. Он рассказал то, чего нельзя было говорить. Как я смогу тебе после этого доверять?
Олег. Я думаю, что поступил правильно, я же сделал это из хороших побуждений.
Ведущий. Давайте спросим совета у зрительного зала. Можно ли поступок Олега назвать предательством и можно ли его простить? ( ведущие дают слово учащимся) Ведущая. Спасибо за доверие. Мы аплодируем нашим героям. Ведущие вместе. Удачи вам, любви и верности!
12. Слово учителя. Готовясь к уроку в группах, пережив с героями ток –шоу человечес-кую драму, оценив поведение героев, мы пришли к выводу, что предательство – это сила и слабость человеческой души. Мы уже готовы обсуждать данную проблему, которая является тезой нашего сочинения (запись в тетради). Каждый из вас имеет свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Вы должны сформулировать аргументы к данной тезе и обосновать свой ответ, используя метод «Пресс».
(выступление сопровождает слайд-шоу)13. Работа в группах, запись аргументов и их афиширование. 14. Слово учителя. У нас есть теза нашего сочинения, аргументы, материал, подготовленный группами. Давайте попробуем создать сочинение – миниатюру на заданную нами тему.15. Написание учащимися творческих работ. 16. Чтение работ. Домашнее задание. Написать сочинение, используя сочинение – миниатюру.
Презентации –приложения смотри в разделе «Работы моих учеников »