Статья Особенности формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы в школе для детей с ТНР
Особенности формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы в школе для детей с ТНР
Компете́нтность — наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области.
Коммуникация – акт общения, связь между двумя и больше индивидами, основанная на взаимопонимании, сообщении информации одним лицом другому или ряду лиц.
Сегодня в методику преподавания введены понятия компетенций: языковой, коммуникативной, речевой, лингвистической, культуроведческой. Остановимся на коммуникативной компетенции как необходимом условии формирования разных видов речевой деятельности.
Известно, что надёжным средством повышения эффективности процесса обучения русскому языку в школе является усиление его коммуникативной направленности. Коммуникативная компетентность – основа практической деятельности человека в любой сфере жизни.
Коммуникативная компетентность состоит из коммуникативной способности, коммуникативного знания и коммуникативного умения, адекватных коммуникативным задачам и достаточные для их решения. Коммуникативная компетенция (компете́нция (от лат. competere — соответствовать, подходить) — способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области) включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию.
Языковая компетенция предполагает знание самого языка, его устройства и функционирования, языковых норм, в том числе орфографических и пунктуационных.
Именно языковая и коммуникативная компетенции способствуют формированию умений и навыков речевого общения. А для этого необходимо создавать на каждом уроке условия речевого общения. Реализация коммуникативной цели обучения предполагает, что речевая деятельность формируется во всех её видах: чтении, говорении, письме, аудировании. Коммуникативные умения и навыки связаны с организацией речевого общения в соответствии с его целями, мотивами, задачами, с одной стороны, а с другой,- в соответствии с социальными нормами речевого поведения. Практическая цель - формирование навыков общения - выдвигается при этом на первый план.
Остановимся на тех коммуникативных умениях, которые мы формируем и на которые обращаем внимание при исследовании коммуникативной функции речи у детей
Общие коммуникативные умения
1) Умение адекватно 2) Умение раскрывать тему 3) Умение
воспринимать и основную мысль текста собирать и
устную и систематизировать
письменную материал на
речь тему
4) Умение пересказывать подробно, выборочно сжато исходный текст.
5) Умение создавать тексты разных типов и стилей речи
6) Умение совершенствовать и редактировать написанное
Умение адекватно воспринимать устную и письменную речь.
Существуют важные приёмы работы по развитию умения слушать, воспринимать речь: запись фактов, составление плана и тезисов, конспектирование, кодирование информации и др. Важность владения данными приёмами состоит в том, что работа слуховых анализаторов подкрепляется моторным звеном: слушающий проговаривает про себя важнейшую информацию или фиксирует ее на письме.
Умение раскрывать тему и основную мысль текста начинают формировать и развивать ещё учителя начальной школы.
С понятием темы и основной мысли текста учащиеся знакомятся в 5 классе, а на протяжении всех лет обучения в школе совершенствуют знания и умения на уроках русского языка, развития речи и литературы.
При знакомстве с понятием «абзац» на уроках русского языка, развития речи вводится понятие «микротемы». Учащимся важно освоить выделение микротем и членения текста на абзацы, выделение их при письме красной строкой, научиться озаглавливать части текста, исходя из подтемы или основной мысли. Такая работа – основа обучения составлению плана высказывания. Учащиеся уже 5-6 классов должны учиться не выходить за рамки заданной темы.
Развитию умения собирать и систематизировать материалы к устному и письменному высказыванию на определенную тему способствуют уроки, посвященные собиранию и систематизации материалов к сочинению. Подходы к изучению этих тем достаточно хорошо разработаны в методике.
Умение пересказывать подробно, выборочно, сжато исходный текст формируется в начальной школе, но развивается и совершенствуется в среднем и старшем звене. Не случайно на письменном экзамене по русскому языку в 9 классе наряду с умением создавать собственный текст на заданную тему проверяется сформированность и данного умения.
Изложение текста представляет собой сочетание двух типов речевой деятельности – восприятия чужого высказывания и его воспроизведения.
Сочинение по литературе в свою очередь тоже предполагает владение умением пересказывать текст, особенно при анализе эпизода.
Начиная с V класса, ученики учатся читать и пересказывать тексты различного содержания. Комплексный анализ текста – один из самых продуктивных видов деятельности. Система работы с лингвистическим и художественным текстами необходима, так как она даёт подготовку к государственной (итоговой) аттестации учащихся.
Развитие умения создавать тексты разных типов и стилей речи подразумевает знакомство с теорией вопроса.
Прежде всего детей необходимо познакомить с понятием текста, т.к. важнейшей характеристикой коммуникативно-ориентированного обучения языку является использование текста в качестве дидактической единицы учебного материала.
Уже пятиклассники знакомятся с признаками текста (заглавие, тема, основная мысль, делимость на части, связность, композиционная завершённость).
Учить умению совершенствовать и редактировать написанное очень важно, так как отсутствие правки, неумение исправлять написанное снижает качество сочинения.
Особо следует обратить внимание на сформированнность следующих коммуникативных компетенций:
-умение адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения;
-умение определять последовательность предложений в тексте и средства связи предложений текста;
-умение использовать основные приёмы информационной обработки текста.
Всё это очень важно при подготовке и прохождении ГИА.
Следует развивать способность старшеклассников анализировать проблемы общественной жизни, совершенствовать умения аналитического и речевого характера с созданием собственного речевого высказывания: умения рассуждать, сопоставлять, оценивать, аргументировать, делать выводы.
Проблема культурного общения школьников – одна из самых важных сегодня в организации социальной учебной среды. Для старших школьников обучение и общение являются ведущими видами деятельности, поскольку в их ближайшем будущем именно коммуникативная компетентность начнёт играть основополагающую роль, помогая в профессиональной подготовке и трудовой деятельности.
В этой связи проблема коммуникативной компетентности нашла отражение во многих законодательных федеральных документах.
Школьники не умеют аргументировать свои выступления, делать обобщённые выводы, или просто свободно и произвольно общаться друг с другом. Зачастую они стараются заменить живую, культурную речь стандартной житейской мимикой и жестами, то есть примитивными невербальными способами общения. Ученики пассивны на уроках русской словесности, затрудняются в создании самостоятельных, связных, обобщённых устных и письменных высказываний. Несмотря на полученные в процессе школьного обучения базовые лингвистические и литературоведческие знания, школьники продолжают писать сочинения, не отвечающие задаче, заявленной в теме текста, допускают большое количество орфографических, пунктуационных и речевых ошибок, не достигают необходимого уровня произвольности в письменной речи.
Определить уровень сформированности коммуникативных умений на уроках русского языка и литературы возможно через использование творческих работ малой формы: изложений, сочинений-миниатюр, мини-сочинений по заданным словам, письменных ответов на вопрос. Небольшой объём работы позволит быстро оценить характер содержания: обычно это впечатление, отклик на что-то. Результатом творческой работы может быть зарисовка, этюд, художественная миниатюра. Такой вид работы поможет выявить возможности спонтанного формирования речевых умений и навыков, обеспечивающих процесс говорения и приёма речи. На уроках русского языка имеют место разнообразные виды заданий, позволяющие выражать свои мысли связно и адекватно, строить коммуникативно-целесообразные высказывания в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения. Уровень сформированности коммуникативной компетенции можно проследить не только на уроках, но и во время внеурочной деятельности учеников. Это может быть участие в театральных постановках, литературно-музыкальных композициях, читательских конференциях, в обсуждениях спектаклей, фильмов, литературных мероприятий, экскурсий после посещения театров, музеев, кинотеатров, имевших целью отработку умения строить правильную монологическую речь и диалог.
Нарушения речевой функции отрицательно сказываются на развитии процесса коммуникации у ребёнка. Учащиеся школы V вида имеют серьёзные нарушения коммуникативной функции речи. Это можно выявить на самом раннем этапе, исследовав у ребёнка такие умения, как лёгкость контактирования, активность и инициативность в общении, умение слушать собеседника, умение чётко выражать свои мысли, грамотно выстраивать свою речь и т.д.
Недоразвитие речевых средств снижает уровень общения, способствует возникновению психологических особенностей (замкнутости, робости, нерешительности, стеснительности); порождает специфические черты общего и речевого поведения (ограниченную контактность, замедленную включаемость в ситуацию общения, неумение поддерживать беседу, вслушиваться в звучащую речь, невнимательность к речи собеседника), всё это приводит к снижению коммуникативной активности.
Несовершенство коммуникативных умений задерживает развитие речемыслительной и познавательной деятельности детей, препятствует овладению знаниями. Доказано, что у детей с речевым недоразвитием стойкие лексико-грамматические и фонетико-фонематические нарушения заметно ограничивают возможности спонтанного формирования речевых умений и навыков, обеспечивающих процесс говорения и приёма речи. Характерным является несовершенство структурно-семантической организации речи. Дети испытывают трудности при программировании высказывания, синтезировании отдельных элементов в структурное целое, отборе языкового материала.
У детей с ОНР наблюдается недостаточное стремление к широкой информированности, низкая активность вопросно-ответной коммуникации. Это отражается на результатах и качестве речевых умений, способностей к конструктивному диалогу, к последующей социальной самореализации и продуктивности. Поэтому на всех уроках предметов коррекционного лингвистического курса систематически ведётся работа по преодолению коммуникативных затруднений учащихся.