Статья на тему : Развитие социальных институтов воспитания – одно из главных направлений в «Cтратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года».
Развитие социальных институтов воспитания – одно из главных направлений в «Cтратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года».
Ориентируясь на международные стандарты, активно совершенствуется российская система образования. Уже сейчас в педагогической практике реализуются ФГОС; проходит апробацию Профессиональный стандарт педагога, утвержденный Минтрудом России; обеспечено правовое регулирование различных видов образования в Федеральном законе «Об образовании в РФ» №273 от 29.12.2012 г., изучается «Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года». Разработан план мероприятий по реализации в 2016-2020 гг. «Стратегии». Одним словом в педагогической среде идет активное обсуждение законодательной базы существующей на сегодняшний день в РФ.
Существующие законодательные документы обеспечивают единство обучения, воспитания и развития и гарантируют каждому человеку право на получение образования и создание необходимых условий для получения без дискриминации качественного образования.
В рамках новой парадигмы образования активно происходит смена смысловых ориентиров:
Ориентация образования на развитие личности как индивидуальности, самостоятельной в проектировании жизненных и профессиональных задач, в порождении личностных смыслов, а не личность, способную мыслить и действовать лишь по шаблону «как учили и выучили».
Воспитываем просвещённую личность, для которой понятия «совесть», «честь», «порядочность» стержневые личностные образования, а не просто характеристики героев литературных произведений.
Одно из главных направлений в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» является развитие социальных институтов воспитания.
Воспитание, можно рассматривать как важную стратегическую часть образовательного процесса и как перспективу, возможность развития социальных институтов воспитания.
Вопросам семейного воспитания уделяли большое внимание К.Д.Ушинский, П.Ф.Лесгафт, А.С. Макаренко В.А.Сухомлинский, Е.А.Аркин, А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, Н.И.Лисина, А.И. Захаров и т д.
А.С. Макаренко многое сделал для развития теории семейного воспитания, был зачинателем массовой пропаганды педагогически обоснованных принципов воспитания в семье. В своей лекции «О воспитании детей» в разделе «Общие условия семейного воспитания», А. Макаренко говорил: «Прежде всего, обращаем ваше внимание на следующее: воспитать ребенка правильно и нормально гораздо легче, чем перевоспитывать. Правильное воспитание с самого раннего детства - это вовсе не такое трудное дело, как многим кажется. По своей трудности это дело по силе каждому человеку, каждому отцу и каждой матери. Хорошо воспитать своего ребенка легко может каждый человек, если только он этого действительно захочет, а кроме того, это дело приятное, радостное, счастливое» [4].
В.А. Сухомлинский утверждал: "Главная школа воспитания детей – это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери", "Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро"[5].
Главным институтом воспитания является семья. Но проблема в том, что семья может как положительно повлиять на воспитание ребенка, так и, к сожалению, отрицательно. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. И поэтому от того, как мы воспитаем наших детей, зависит наше будущее.
В статье 44 Закона впервые определены права, обязанности и ответственность родителей за образование ребенка. Поэтому нужно взглянуть по – новому на взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и родителей.
Несмотря на то, что информационныe ресурсы на сегодняшний день доступны и выбор огромен, практика показывает, что родители некомпетентны в вопросах воспитания. Поэтому эта тема является очень актуальной. Основными проблемами является то, что, у родителей сформировано потребительское отношение к образовательному учреждению. Другая проблема в том, что родители перекладывают свою ответственность за своих детей на детский сад, школу и другие образовательные учреждения. А воспитание детей для них – это «поле битвы», где супруги выясняют свои отношения. Поэтому важно повышать общий культурно-образовательный уровень развития родителей, ведь семья играет в воспитании основную и важнейшую роль. Heoбходимо вовлекать родителей в деятельность ДОУ по вопросам духовно-нравственного воспитания детей, систематизировать работу педагогов с семьей.
При данном подходе предполагается создание специальных условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности организации, рассмотрения вопроса возможности семейного воспитания и создании для этого определенных условий, просвещение и консультирование родителей по психолого-педагогическим вопросам семейного воспитания.
15