Урок доброты в начальной школе (приложение к программе духовно-нравственного воспитания)
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 3 имени Т.Б. Кечил-оола
Города Кызыла Республики Тыва
«Я, ты, он, она –
вместе дружная семья».
Классный руководитель:
Пономарева Елена Анатольевна,
учитель начальных классов МБОУ СОШ №3 г. Кызыла
г. Кызыл
Основы духовно-нравственного воспитания
«Я, ты, он, она – вместе дружная семья».
Пояснительная записка
Современный период в образовании - это время смены ценностных ориентиров. В российском образовании стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов правил жизни, отсутствует согласие в вопросах корректного, толерантного социального поведения, выбора жизненных ориентиров, духовно-нравственного поведения.
Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственном воспитании, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему нашей страны.
Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающихся. Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию.
Важнейшей задачей современной начальной школы является формирование у детей позитивного отношения к учебной деятельности, в процессе которой в значительной степени осуществляется развитие интеллектуальных и творческих способностей, воспитание нравственных качеств личности, привитие стремления к самосовершенствованию.
Решение этой задачи возможно, если в школе созданы комфортные условия для формирования знаниевых, деятельностных и коммуникативных компетенций школьника. В свою очередь, такие условия определяются наличием в учебно-воспитательном процессе личностно-ориентированных образовательных технологий, современного уровня материально-технического обеспечения, атмосферы сотрудничества и взаимопонимания учителя и ученика. Это значит, что обучение, развитие и воспитание младших школьников должно строиться с учётом индивидуальных и возрастных особенностей, с учётом потребностей и устремлений каждого ребёнка.
«Здравствуй, вежливость и доброта!»
(тематическая линейка - урок доброты в начальной школе)
Цель:
формирование у младших школьников навыков вежливости и доброты друг к другу, к окружающим людям, уважения старших, навыков культурной речи и употребления в речи вежливых слов;
учить детей видеть и чувствовать мир, выделять нравственную сторону жизненных явлений и поступков; развивать умение оценивать поведение окружающих и собственные поступки; воспитывать нравственность;
формирование навыков поведения вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.
Содержание и ход линейки
Учитель: Ребята, сегодня все мы собрались, чтобы найти ответы на вопросы, решающие важную роль в жизни каждого человека:
Что такое вежливость?
Что такое доброта? (заслушиваются мнения детей)
Ребята, сегодня мы поговорим о таких человеческих качествах как доброта, милосердие, вежливость. Ведь они не разделимы.
А эпиграфом к нашему классному часу станут слова А. Чепурова.
Давайте поклоняться доброте!Давайте с думой жить о доброте:Вся в голубой и звездной красоте,Земля добра. Она дарит нас хлебом,Живой водой и деревом в цвету.Под этим вечно неспокойным небомДавайте воевать за доброту!
ДОБРОТА – это стремление человека дать полное счастье всем людям, всему человечеству.
ВЕЖЛИВОСТЬ – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой. Вежливый человек не причинит другому неприятностей и обид.
Учитель: Дети, какие нравственные критерии включает в себя это понятие – милосердие и доброта?
Дети отвечают: добро, жалость, сопереживание, терпимость, сочувствие, человечность, чуткость, уважение, память
Учитель: А какие нравственные понятия не относятся к милосердию?
Равнодушие, жестокость, эгоизм, необдуманно произнесенное слово.
Появляются Мальвина и Буратино.
Мальвина: Здравствуй, Буратино!
Буратино: Здравствуй, Мальвина!
Мальвина: Что же это ты невеселый сегодня? Может задание не выполнил?
Буратино: Плохо я справился с заданием.
Мальвина: Почему?
Буратино: (злобно) Потому, что не умею себя сдерживать.
Мальвина: А как ты думаешь, приятно ли людям с тобой говорить, когда ты такой сердитый?
Буратино: Вот еще. Кто не хочет, пусть и не разговаривает. Плакать не буду.
Мальвина: Постой, постой, Буратино. Каким тоном ты разговариваешь?
Буратино: Что значит, каким тоном? Обыкновенным.
Мальвина: Я заметила, что ты говоришь капризным, недовольным голосом не только с ребятами, но и с папой Карло.
Буратино: Может быть, я и иногда говорю грубо, но зато я хороший товарищ, всем помогаю, люблю всех веселить. Вот вчера, например, иду и вижу: Пьеро поскользнулся и как хлопнется на землю! Я, конечно, начал смеяться и спросил у него: «Ну как посадка прошла?» А он обиделся и ушел.
Мальвина: Вчера ты снова обидел Пьеро.
Буратино: А что я? Учительница ему поставила двойку за кляксу в тетради. А я чтобы его утешить, спел: «Клякса, вакса, гуталин, на носу горячий блин».
Мальвина: Пьеро сильно расстроился, весь день плакал.
Буратино: Я ведь его развеселить хотел.
Мальвина: Ты поступил плохо. Нужно всегда сначала подумать: не обидишь ли ты человека тем, что ему скажешь.
Учитель: Нужно следить за своими словами. Очень часто мы забываем, как слово может ранить человека. Помните, как сказал поэт:
Словом можно убить,Словом можно спасти.Словом можно полкиЗа собой повести.
Учитель: Чтобы человеку остаться человеком, помнить свои корни, жить по-людски, важно иметь и не потерять чувство любви к своим родителям. Об этом говорит и мудрейшая книга “Коран”: “ почитай отца своего и мать”.
Буратино: А разве я один так разговариваю. Вот они на меня нападают, учат, что правильно, а что неправильно. А сами как разговаривают? А, замолчали? Потому, что многие из них очень похожи на меня. Разве не так? Есть такие ребята, что даже бранятся, из-за мелочи называют друг друга грубыми словами, дразнятся, не уступают друг другу. А иногда смеются над неудачами товарищей. Да вы послушайте сами.
Частушки:
1. Тетя Зина попросила 2. В поезд входят три юнната
Слазить Витю на чердак. - Ух, народу сколько тут:
- Извините, тетя Зина, Занимай места , ребята
Я вам вовсе не батрак. А то бабушки займут.
3. Петя ловко ловит рыбу, 4. Коля ссорится с друзьями,
Может лодки мастерить. В ход пускает кулаки.
Только «здравствуй» и «спасибо» У задиры под глазами
Не умеет говорить. Не проходят синяки.
Мальвина: Да нет, таких ребят в нашей школе № 3 – НЕТ!
Учитель: Давайте ребята, не будем спорить, кто хуже или лучше ведет себя, а просто станем все добрее и вежливее.
1 ученик: Как бы жизнь не летела,
Дней своих не жалей.
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
2 ученик: Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле.
Делай доброе дело –
тем живем на земле.
3 ученик: Когда по склонам вечной суеты
Бежать от неудач устанешь люто,
Направь шаги тропою доброты,
И радость помоги найти кому-то.
Учитель: Проходила я тут как-то по школе и увидела – хорошие здесь ребята учатся. В школе дежурные есть, за чистотой и порядком следят. Но все ли вы знаете вежливые слова? Сейчас мы и проверим. Я начну, а вы кончайте – хором дружно отвечайте.
Растает ледяная глыба
От слова теплого . . . (СПАСИБО)
Зеленеет старый пень,
Когда услышишь . . . (ДОБРЫЙ ДЕНЬ)
Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы . . . (СПАСИБО)
А когда нас бранят за шалости,
Говорим мы . . . (ПРОСТИТЕ ПОЖАЛУЙСТА)
Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь, . . . .(ЗДРАВСТВУЙТЕ)
И во Франции, и даже в Дании
На прощанье говорят . . . (ДО СВИДАНИЕ)
МОЛОДЦЫ!
4 ученик: Слова «До свидания», «Спасибо»,
«Простите», «Пожалуйста», «Здравствуйте»
Щедро дарите.
Дарите прохожим,
друзьям и знакомым,
в троллейбусном парке
и в школе, и дома.
Слова эти очень и очень важны,
Они человеку как воздух нужны.
5 ученик: Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться
- Доброе утро!
- Доброе утро!
Солнцу и птицам.
– Доброе утро
Улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым
Доброе утро длится до вечера.
Учитель: Не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки наши, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни родителям, ни друзьям. Вы со мной согласны?
Я сейчас проверю: я буду задавать вам вопросы, а вы отвечаете ДА или НЕТ.
- Друга выручим всегда?
- Врать не будем никогда?
- Делать добрые дела?
- Взрослым грубый дать ответ?
- Кинуть камнем кошке вслед?
- Брать в автобусе билет?
- Не робеть, когда беда?
- Не жалеть для дел труда?
- Будем вежливы ВСЕГДА?
Учитель: Мы много сегодня говорили о правилах вежливости. Я думаю, что вы определили для себя, к чему вы хотите стремиться, какие качества в себе развивать, чтобы лучше общаться с окружающими людьми, помогать друг другу. И закончим мы наш разговор клятвой вежливости учеников: (я читаю слова клятвы, а вы внимательно слушаете и в конце говорите: КЛЯНЕМСЯ!)
Клянемся вежливыми быть,
Всегда спасибо говорить:
Добрый день, до свидания,
Нет в мире выше признания!
Клянемся! Клянемся! Клянемся!
Клянемся вежливыми быть
И лень, и грубость позабыть.
Учиться этикету –
Науку помнить эту.
Клянемся! Клянемся! Клянемся!
Клянемся вежливыми быть,В борьбе со злом добро добыть.
Невежу разить мечом волшебным
И строгим словом, и целебным.
Клянемся! Клянемся! Клянемся!
Учитель: Дорогие дети!
. Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде, вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, отзывчивыми, вежливыми, добрыми. Спешите делать добро! Мы верим, что вы сдержите свое слово, что все ученики школы № 3 будут добрыми и вежливыми. Все в ваших руках. Всего доброго! Творите добро!
Звучит фонограмма песни "Твори добро".