Опыт духовно-нравственного воспитания через реализацию проекта Мы вместе
«Этнокультурный аспект реализации воспитательной деятельности в образовательной организации как условие сохранения духовно-нравственного наследия» (опыт реализации проекта «Мы вместе»)
Савицкая Л.Ю.,
методист информационно - методического
отдела управления Администрации г. Ачинска Красноярского края
В условиях глобализации, ухудшения национальных отношений в отдельных государствах, появления противоречивой и искаженной информации о причинах локальных военных действий проявляется тенденция обострения межнациональных противоречий, конфликтов в молодежной среде. В этих условиях возникает потребность в обращении к исследованиям о межнациональных отношениях, проблемам формирования положительной установки на выстраивание межкультурного диалога и взаимодействия.
В 2009-2011г. студентами и специалистами кафедры социологии Института педагоги, психологии и социологии ФГОУ ВПО «Сибирский Федеральный Университет» по запросу Управления общественных связей губернатора Красноярского края были проведены социологические исследования по вопросам толерантности различных категорий населения.
В исследовании приняли участие 3368 респондентов.
По результатам исследований сформулированы определенные выводы, на которых мы акцентируем Ваше внимание:
-22% респондентов из числа студенческой и учащейся молодежи недовольны проживанием в многонациональной среде;
-53% учащейся молодежи считают, что въезд в Россию граждан из стран ближнего зарубежья способствует росту социальных конфликтов;
-26,5% опрошенных считают, что народы, которые имеют свою историческую Родину за пределами России, должны ехать туда;
-17,4% считают, что настоящими патриотами России могут быть только русские люди, и нужно ограничить проживание в Красноярском крае представителей народов Кавказа, Средней Азии.
По мнению молодежи, проживающей в крупных и малых городах Красноярского края в молодежной среде недостаточно информации о международных отношениях, основным источником информации являются СМИ и глобальная сеть Интернет, являющиеся источниками негативной информации по данному вопросу.
65% молодых людей считают, что в молодежной среде необходимо увеличить объем и улучшить качество знаний учащихся и студентов о национальном вопросе с целью преодоления барьера для выстраивания эффективного взаимодействия представителей разных национальностей.
Обращая свое внимание на традиционные институты социализации личности, такие как школа и семья, следует отметить, что данные источники информации о национальном вопросе заметно уступают СМИ и глобальной сети Интернет в степени воздействия и количестве транслируемой информации. Именно СМИ и глобальная сеть Интернет оказывает наибольшее влияние на формирование отрицательной толерантной установки по отношению к представителям различных этнических групп и народов среди учащейся и студенческой молодежи.
В связи с этим актуальным становится вопрос о реализации программ воспитания этнической толерантности учащихся в различных формах. Необходимо сделать акцент на мероприятия, направленные на изучение культурного наследия народов России с участием родителей и представителей национально-культурных объединений.
В сложившихся условиях поиска эффективных инструментов и способов духовно-нравственного воспитания и развития личности учащихся, создания воспитательного и образовательного пространства, сохраняющего самые лучшие традиции многонационального Российского государства, должны быть созданы условия для конструктивного сотрудничества представителей поликультурного образовательного пространства, формирования знаний об особенностях родного края, воспитания чувства патриотизма и любви к родной земле.
Данная статья носит своей целью представление образовательной практики, направленной на сохранение духовно-нравственного наследия и формирования положительной установки на взаимодействие с представителями разных национальностей.
Идея проекта «Мы вместе» автором которого является Савицкая Л.Ю., учитель истории и обществознания МАОУ «Школа №17», была поддержана в рамках конкурса молодежных инициатив, проводимого Администрацией г. Ачинска в 2013 году, а также в рамках общественно-профессиональной экспертизы проектов молодых педагогов на Краевом августовском педагогическом совете в 2014 году, так как данная образовательная практика является инструментом в области духовно-нравственного воспитания и ориентирована на решение поставленных задач.
Представляемый опыт направлен на решение проблемы формирования духовного мира подрастающего поколения за счет усиления этнокультурного компонента, который одновременно выступает как дополнительный мотивирующий фактор воспитания и основывается на культурных и общечеловеческих ценностях, традициях.
Деятельность в рамках проекта предполагала создание пространства для межкультурного взаимодействия (развития и совершенствования компетентности учащихся в сфере межкультурной и межличностной коммуникаций, формирования ценностной ориентации у подрастающего поколения посредством приобщения к культуре других народов и познания культуры своего народа). Через участие в экскурсиях, этнографических экспедициях, творческих мастерских, мастер – классах, апробации настольной игры, интерактивных музейных занятий была создана уникальная атмосфера для «погружения» в мир культуры народов России.
Механизм реализации проекта включал в себя реализацию следующих содержательных моментов:
1.Разработка и реализация маршрутов этнографических экспедиций в п. Елга Большеулуйского района Красноярского края и п. Ключи Ачинского района Красноярского края.
2.Организация и проведение музейных занятий «Встреча разных культур» для учащихся ОО г. Ачинска
3.Проведение творческих мастерских и мастер – классов.
4.Проведение школьного фестиваля национальных культур «В дружбе народов единство России».
Значимыми мероприятиями проекта «Мы вместе» являются: фестиваль национальных культур «В дружбе народов единство России» и этнографические экспедиции.
Весной 2014 года учащиеся МБОУ «Школа № 11», МАОУ «Школа №17», студенты АФ КГПУ им. В. П. Астафьева стали участниками этнографической экспедиции в п. Ключи Ачинского района. Прохождение этапов исторического квеста познакомило учащихся и студентов с историей появления немцев в Сибири, историей образования п. Ключи, историей участия немцев в событиях Великой Отечественной войны, ребята посетили школьный краеведческий музей "Истоки", руководителем которого является Моника Викторовна Легких. Актив музея провел юных исследователей по нескольким экспозиционным выставкам «Древнейшее прошлое Чулымья», «Село мое - село родное», «Путешествие из Петербурга в Сибирь», «Слава нашей стороне. Слава русской старине». Инициативная группа музея познакомила учащихся города Ачинска с архивом музея, в котором собран уникальный теоретический и практический материал о прошлом Приенисейского края, Ачинского района и п. Ключи с момента его основания (1932 года) до современности.
Одним из интереснейших этапов путешествия стало изучение хореографических особенностей немецких танцев, игр.
Весной 2015 года учащиеся МАОУ «Школа №17», студенты АФ КГПУ им. В. П. Астафьева были приглашены в этнографическую экспедицию в п. Елга Большеулуйского района, участники экспедиции познакомились с особенностями культуры и быта татарского народа, историей образования п. Елга, историей участия жителей поселка в событиях Великой Отечественной войны.
С целью объединения учащихся ключевым мероприятием проекта стал Фестиваль национальных культур "В дружбе народов единство России". На фестивале были проведены творческие мастерские по разным направлениям:1.Творческая мастерская "Украинский венок", целью которой стало обучение учащихся технике плетения украинского венка, знакомство с культурой украинского народа.
2.«Чайные традиции Англии», на этой площадке ребята были погружены в традиции чайной церемонии Великобритании.
3.«Китайская чайная церемония", на которой состоялось знакомство учащихся и педагогов с особенностями философии чайной церемонии народов Востока.4.«Кукла обережная», творческая мастерская, главной миссией которой стало погружение учащихся в мир славянской культуры, овладение навыками изготовления оберега.
После практической части Фестиваля каждая площадка представила результаты своей работы, оформила тематический коллаж. Завершился Фестиваль запуском в небо голубей мира на воздушных шарах. Каждая группа ребят во время пребывания на творческой мастерской оставила надписи на перьях голубей с пожеланиями к детям мира. Во время Фестиваля прозвучали несколько музыкальных композиций в исполнении Клименко Кристины "Дети войны" и Ильюшиной Екатерины "Россия, мы дети твои". На каждой площадке каждый участник смог прикоснуться к удивительному миру культуры разных народов: Китай, Англия, Россия, Украина, открыть для себя уникальность народов, представители которых проживают на территории Красноярского края и Российской Федерации.
Опыт реализации проекта был представлен в рамках городского молодежного форума в презентации деятельности актива детской общественной организации «Дети России» в декабре 2014 г., в рамках Городских образовательных Рождественских чтений «Духовно-нравственное воспитание и развитие личности школьника в условиях введения ФГОС» в январе 2015 г.,
Положительные результаты реализации проекта, отзывы коллег и участников позволяют определить перспективные направления развития проекта:
-разработка и презентация методических рекомендаций по формированию этнической толерантности учащихся образовательных организаций г. Ачинска в рамках Городских образовательных Рождественских чтений «Духовно-нравственное воспитание и развитие личности школьника в условиях введения ФГОС» в январе 2016 г.;
-проведение практических семинаров по вопросам организации и проведения мероприятий, направленных на сохранение духовно-нравственного наследия.
В заключении хотелось бы отметить, что представленная образовательная практика соответствует концептуальным основам и положениям стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, предполагается дальнейшее применение практики организации мероприятий проекта в образовательных организациях г. Ачинска.
Список литературы
1.Копцева Н.П. Проведение экспериментального прикладного культурного исследования межкультурной коммуникации: фокус - группы, личное интервью, анкетирование, получение экспертного мнения (на материале исследования Красноярского края)//Современные проблемы науки и образования. – 2013.-№3.-С.410-410.
2.Данилюк А.Я, Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
3.Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2015 года//29.05.2015
Макет настольной игры (поле)15