Проект Стена — уличное искусство и граффити по направлению Я — кузнец творчества
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Мохсоголлохская средняя образовательная школа с углубленным обучением отдельных предметов»
Социальный проект
«Стена» - уличное искусство и граффити
Актуальность
Тема стрит-арта стала актуальной для критиков, рецензентов, специалистов по оформлению культурной среды городов с самого начала своего существования (1960 – 1970-е годы). Актуальна она и по сей день. ДОО «Сокол», совершив прогулку по улицам Якутска, обратило внимание на то, что многие фасады домов и магазинов, павильоны, остановок и заборы «украшены» граффити. Там, где граффити выполнены профессионально и уместно, не портят эстетику жилой среды, добавляя ей современности – это можно назвать видом аэрографии, то есть искусством. Но там, где граффити портят новые или отремонтированные фасады, выполнены грубо и с сомнительной тематикой, - это не искусство, а грязное пятно на лице нашего города.
Важность: мы решили выяснить у взрослых и детей все «за» и «против» граффити на улицах поселка Мохсоголлох.
Основополагающий вопрос: граффити – искусство или вандализм?
Наше решение: силами учащихся разработать эскизы граффити для оформления мусорных баков, гаража школы, а также фасада администрации выбрав самый эстетичный вариант; привлечь местных художников в области граффити и родителей для реализации нашего проекта.
Сбор и анализ информации по избранной теме.
Из истории граффити.
Само слово «граффити» было впервые введено итальянцами, в переводе с итальянского языка означает «царапать». Для тех, кто не знает: слово «граффити» правильно произносить надо с ударением на первую «и». Родиной граффити, в современном его понимании, называют Нью-Йорк. Именно там, в конце 60-х годов, являясь составной частью культуры хип-хопа, оно начало приобретать массовый характер. Вначале райтеры (именно так именуются авторы граффити) оставляли на стенах автографы – так называемые «тэги». Впоследствии граффити стало приобретать более сложные формы. Некоторые полотна по своим размерам были равны железнодорожным составам. Датой рождения отечественного граффити можно считать 1985 год. Именно тогда, на фестивалях брейк-данса, также являющегося неотъемлемой составляющей хип-хоп культуры, стали появляться первые образцы «советского граффити». Первоначально они были достаточно незрелыми, уступая зарубежным. Но в дальнейшем отечественные райтеры внесли несомненный вклад в становление граффити как разновидности искусства.
На сегодняшний день нет единого мнения в отношении граффити. С одной стороны, проводятся различные фестивали, создаются салоны, в которых можно заказать рисунок. В то же время нередки случаи, когда граффити находится под запретом. Причем наказание за нарушение - вплоть до тюремного заключения. Вместе с тем несомненно, что граффити – это искусство, имеющее массу различных стилей и являющееся превосходной
возможностью для самовыражения.
Граффити уже давно стало современным уличным искусством. Вы скажете: кто-то портит стены, где же тут искусство? На самом деле, портит или не портит - это вопрос. А вот теперь подумайте: разве человек, у которого есть своя философия, аргументы, правила, этикет и техника, не имеет культуры?
Граффити имеет множество поклонников по всему миру, что доказывает его эстетическую ценность. Появившись в Америке, граффити вскоре вдохновило
весь молодёжный мир на сотворение чего-то подобного.
Граффити имеет огромное количество проявлений: это и социальные темы, и признания в любви, и философские размышления, и просто попытка оставить свой след, например, написав своё имя.
Цели проекта: ознакомление учащихся с таким проявлением субкультуры, как граффити, санкционированные граффити на разрешённых участках, фасадах или на зданиях поселка.
Задачи:
- самореализация талантливой молодёжи, заинтересованной в развитии граффити как одного из видов искусства;
- привлечение новых людей (молодёжи поселка Мохсоголлох) к граффити искусству;
- изменение эстетического отношения жителей поселка к граффити как к одному из видов искусства.
План деятельности:
1 этап – подготовительный: сбор информации, выявление проблемы проекта, предложение конкретных мероприятий по её решению, получение необходимых знаний для реализации проекта, проведение социологического
опроса, установление партнёрских связей.
2 этап – основной: распределение обязанностей среди членов команды «Я -кузнец творчества», создание рабочих групп; разработать план действий группы.
3 этап – итоговый: оформление папки документов и презентации проекта, санкционированные граффити на разрешённых участках фасадов или на зданиях поселка; профессиональное граффити с продуманной тематикой.
Программа действий:
№ Мероприятия Сроки Ответственные Ожидаемые результаты
1 этап-подготовительный
Организационное
собрание учащихся 8 – 11 кл. для выбора и
обсуждения темы
(проблемы) проекта. 2016 год Алексеева Т.А.
Клуб «Волонтер» Выбор темы проекта
«Граффити в
Мохсоголлохе: «за» и
«против
Проведение
социологического опроса во
внеурочное
время Инициативная
группа
Обоснование
востребованности
проекта
Создание графика
консультаций. 2016 год Бессонова Г.А. Явка учащихся
2 этап-основной
Формирование групп 2017 год Хозеева Виктория – председатель ДОО «Сокол» Активное участие в
сборе информации
Разработать план действия
каждой группы. 2017 год Хозеева Виктория – председатель ДОО «Сокол» Соблюдение сроков.
Организовать выполнение
учащимися
самостоятельных
исследований 2017 год Хозеева Виктория – председатель ДОО «Сокол» Использование
интернета,
посещение
школьной
библиотеки, анализ
СМИ.
Обсудить с учащимися формы представления
полученных результатов 2017 год Хозеева Виктория – председатель ДОО «Сокол» Использование ИКТ
и графических
программ.
Практически занятия «Граффити». Приобретение навыков по рисованию граффити.
3 этап-итоговый
Представление и
оформление материала,
собранного творческими
группами. 2018 год Участники творческих групп Заинтересованность
в завершении
проекта
Презентация проекта на классных часах. 2018 год Участники творческих групп. Выполнение проекта в срок.
Наградить наиболее
отличившихся учащихся. 2018 год Алексеева Т.А. Положительная рефлексия учащихся.
Разработать эскизы граффити для оформления мусорных баков, гаража школы, а также фасада администрации 2018 год Клуб «Волонтер» Проведение конкурса рисунков для начальной школы.
Привлечь местных художников в области граффити и родителей для реализации нашего проекта. 2018 год Бессонова Г.А. Совместная работа учащихся и молодежи по реализации проекта.
Данный проект содержит межпредметные связи по многим образовательным предметам (информатика, психология, ИЗО, МХК).
Разработка проекта ведется во внеурочное время. Работая над проблемной темой и подбирая материалы, учащиеся узнают об истории возникновения понятия «граффити», о крайних проявлениях граффити (искусство или вандализм), самостоятельно изучают материал и проводят исследование по данному вопросу. При работе над проектом учащиеся приобретают умения и
навыки работы на компьютере, а именно (поиск информации в глобальной сети Интернет, использование различных сервисов, общение на форумах, в соцсетях, создание презентаций).
Ожидаемые результаты.
1. Приобретение теоретических и практических знаний в области граффити.
2. Реализация лидерских качеств, самовыражение, рост творческой активности учащихся, объединённых конкретным социально значимым делом.
3. Сплочение детей и взрослых через участие в совместной общественно-полезной деятельности.
4. Налаживание партнёрских связей с учителями, администрацией, спонсорами.
Риски.
Риски Решение
Отказ от сотрудничества спонсоров и молодежи. Привлечение к данной проблеме местной администрации и лидера молодежи.
Пассивное отношение учащихся к «граффити», социальному проекту в целом. Проведение конкурсов с последующим награждением, классных часов и привлечение родителей, и заинтересованную молодежь.
Несвоевременное финансирование Корректное формирование бюджета, планирование финансового резерва.
Данные социологического опроса.
1. Тест «Граффити: основные понятия» (5 вопросов)?
Респондентов – 100 человек.
Ответили правильно на пять вопросов - 60 человек (60%).
Ответили правильно на три вопроса- 30 человек (30%).
Не ответили на вопросы- 10 человек (10%).
2. Граффити на улицах Мохсоголлоха: вы «за» или «против»?
«ЗА» - санкционированные граффити на разрешённых участках фасадов или на зданиях; граффити с продуманной тематикой и профессионально (эстетично) выполненные.
«ПРОТИВ» - любые граффити (тэги), которые портят лицо города.Респондентов – 150 человек.
«За» - 110 человек (73%).
«Против» - 40 человек (27%).
Данные социологического опроса показали, что жители Мохсоголлоха (взрослые и дети) знакомы с таким понятием как «граффити». 73% опрошенных высказались «за» граффити, которые эстетично вписываются в поселковую среду и 27% - «против» граффити и тэги, портящие фасады домов.
Приложение 1.
Тест «Граффити: основные понятия»
1. В переводе с итальянского слово граффити (Graffito) означает:
- Писать;
- Рисовать;
- Царапать;
- Печатать.
2. Человека, создающего граффити называют:
- Райтер;
- Блоггер;
- Юзер;
- Ламмер.
3. TAGS (теги) — это...
- Индивидуальная подпись райтера;
- Законченные картины, своего рода шедевры уличного искусства;
- Более развитая форма подписи райтера, которая обычно быстро наносится на поверхности поездов, стен и т.д. с помощью баллона;
- Баллончик с краской.
4. К основным психологическим причинам, по которым молодежь занимается граффити, не относят:
- Стремление прославиться;
- Желание выделиться из окружающей толпы;
- Стремление заработать денег.
5. Граффити рисуют (выберите неверный вариант ответа):
- На заборах;
- На стенах
- На вагонах поездов;
- В бумажном альбоме.
Приложение 2.
Рисунки детей младшей школы «Граффити».