Презентация Древние образы в народном искусстве (5 класс)
Народное искусство хранит вековые традиции, передаваемые из поколения в поколение.Декоративное искусство, созданное мастерами прошлого, сохранило народную мудрость, веру людей в добро, счастье.Ещё наши далёкие предки украшали свои изделия простейшими орнаментами.Человек пытался разобраться, как построен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному.Свои понятия о мире человек выражал условными знаками…Древние образы в народном искусстве
Задачи урока: формирование художественных знаний, умений и навыков;знакомство с древними образами;видеть черты национального своеобразия в произведениях крестьянского искусства; активно включаться в процесс восприятия народного искусства и практическую деятельность;умело пользоваться языком декоративного искусства в практической деятельности;Цель урока: формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения и знакомства с народными традициями, древними образами в народном искусстве.
Изображение кувшина, которому 5000 лет. Узоры на нём рисуют картину мира.Зигзагообразная линия символизирует небо с запасами воды.Круги, соединённые между собой S – образной линией - движущееся солнце.Косые линии символизируют дождь.Земля изображена в виде двух горизонтальных параллельных линий.О чём говорит наш древний предок? «Пусть прольётся дождь»
Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища, предметов быта, одежды.Выстраивая свои отношения с окружающим миром, наделяя природные явления действиями, чувствами, присущими живым существам в виде животных, птиц, фантастических существ, человек тем самым выражал свои представления о мире в образах.Как вы думаете, какой образ представлен на этих изображениях? Почему вы так думаете?
Солнце принимало образ в виде коня. Этот символ приобретал как бы животворящую силу и олицетворял движущееся по небу солнце.В поэтических представлениях всадник на коне освобождал весну от зимнего плена, отпирал солнце. Конь является другом и помощником человека в жизни. Чем отличается образ коня друг от друга в разных видах творчества?Конь-охлупень с крыши крестьянского дома – хранитель домашнего очага.Каким ещё символом мог обладать конь в поэтических представлениях народа?
Образ солнца, света соединялся с образом матери-земли. Женская фигурка - это божество, которое родит урожай. Называют этот образ по разному:Великая богиня земли и плодородия, Макошь – мать хорошего урожая, берегиня – Оранта и др.Земля считалась воплощением воспроизводящей силы природы, поэтому ее и уподобляли женщине.Женская фигурка с устремлёнными ввысь руками символизировала единство сил земли и неба, от которого зависела жизнь человека.
Причудливый узор – раскидистое дерево с крупными цветами-плодами, чудо-птицами, сидящими на ветках в произведениях народного искусства это древо жизни.Найдите в тексте учебника ответ на вопрос: «Каким символом в народном творчестве считалось древо жизни?
Какой образ изображён в различных видах народного искусства: вышивке, росписи и резьбе по дереву?Как вы думаете, что мог олицетворять образ птицы в народном декоративно-прикладном искусстве?
Знак-оберег в изделиях воронежских народных умельцев. Геометрический ромб – самый устойчивый и повсеместно-распространённый знак просветлённого лучезарного солнца, который у славян считался кругомКрючки и палочки, выпускаемые по сторонам ромба, условно понимались как лучи солнца.В результате варьирования его многими поколениями, он заметно изменился и получил местное название – «репей». Термин получил название из-за условного сходства этого элемента орнамента с репьём лопуха. Орнамент с изображением геометрического ромба распространён в вышивках Воронежского края.
Все образы-знаки связаны с восприятием мира крестьянином-земледельцем, для которого засеянная хлебом пашня была как благо, подаренная землёй и небом. И в радости , и в горе они обращались к окружающей действительности и с помощью простых знаков талантливо изображали представление о мире на предметах быта, вещах, одежде.Выполни рисунок на тему одного из древних образов:мать-земля, древо жизни, птица света-пава, конь и др.Преврати реальный образ в символический знак.Создай свой образ на основе орнамента в народной вышивке, росписи или резьбе по дереву.Используй различный художественный материал в соответствии с видом творчества:Красный фломастер соответствие вышивке;Гуашь – росписи на дереве;Сангину – резьбе по дереву и др.
Презентацию на тему:к уроку № 1 в 5 классе составила:Ельшина Любовь Васильевна, учитель изобразительного искусства МКОУ СОШ №1, Острогожск Воронежской области.Древние образы в народном искусстве