Внеурочная деятельность по изобразительному искусству «Весну закликаем» 3 класс
Внеурочная деятельность по изобразительному искусству
«Весну закликаем»
Учащиеся: 3 класс
Тип урока: Творческая лаборатория
Цель: Приобщение детей к культурному наследию, формирование у них чувства любви к прекрасному, доброму, вечному.Цель интегрированного занятия – посредством взаимодействия различных видов искусств (изобразительное искусство, музыкальный фольклор, мифология, этика, ),создать условия для развития этнохудожественного образования, понимания учащимися окружающей действительности, осмысления исторического развития народной культуры , способствовать решению проблемы целостного развития личности. В отличие от традиционных принципов межпредметных связей, свойственных для современной школы, решается комплексный подход на принципиально ином, качественном уровне –взаимосвязи художественной деятельности с общим развитием личности, с познанием детьми окружающего мира.
Задачи:
Учебно-воспитательные задачи решаются в едином интегрированном пространстве.
Мифология. На занятии воссоздаётся архаическая картина мира, где человек рассматривается как часть природы, он живёт и развивается по законам мирового порядка. Мифология – это древнейший свод обычаев, примет времени года и рассказ о добрых и злых духах. Многое в обычаях, верованиях, обрядах и традициях русского народа уходит корнями в далёкую древность, связано с яркой, неповторимой историей славян. Миф учить понимать многие явления природы, нормы социальной жизни.
Этика. Развитие у детей умений понимать, анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы, а самое главное – уметь получать уроки доброты.
Музыкальный фольклор. Направлен на формирование у детей понимания целостности эстетической культуры в процессе развития исторической памяти, приобщения их к традиционной и современной музыке. Создать условия для включения учащихся в творческий процесс в ходе воспроизведения фольклорного материала в игровой форме. Использование пословиц, загадок, поговорок, проигрывание обрядов.
Изобразительное искусство. Создать условия для приобретения практических навыков выразительного использования художественных материалов. Развивать чувство цвета, композиции, умение видеть объём, пространство, согласовывать между собой детали для объединения их в творческой работе.
Ход занятия
Орг . момент.
Галушка – ключница!
Вылети с заморья.
Вынеси два ключа,
Два ключа золотые.
Замкни зиму холодную,
Отомкни весну, весну тёплую!
(звучит песня жаворонка)
В каждом времени года есть своя красота. Прошли зимние праздники , и солнышко направляет свой путь на следующее время года. На какое? (ответы детей) На весну. А почему люди ждут приход весны? (ответы детей) Да потому, что от весны и до лета не далеко.
Весна в разных уголках нашей большой России наступает в разные сроки. В каждой местности весну встречают своими обычаями и в свою пору. А как же приблизить приход весны? Домой вам было дано задание, расспросить родителей, бабушек и дедушек как они ждали весну и старались приблизить её приход, какие обычаи они знают(ответы детей: кричали заклички, пекли жаворонков, сжигали образ зимы и т.д.)
Вот и мы с вами сегодня попробуем приблизить приход весны, и занятие наше так и назовём «Весну закликаем»
А какие заклички вы знаете?
Жаворонки, прилетите,
Студёну зиму унесите,
Тёплу весну принесите.
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!
Ау, ау, аукаем,
Весну приаукиваем:
Март, март –
Солнцу рад.
Апрель, апрель –
Откроет дверь.
Май, май –
Сколько хочешь гуляй!
Солнышко,солнышко!
Выкатись на брёвнышко!
Сделай тепло, всем весело!
Не смотря на то, что за окнами ещё морозно , весну звали и ждали все. Есть в декабре народный праздник , с этого дня солнце поворачивает на лето, а зима на мороз, этот день называли «солнцеворотом, солоноворотом, поворотником». Вы должны были сами узнать что это за праздник 25 декабря. (ответы детей: Спиридон-солцеворот)А чем особенен этот праздник?
Ответы детей
- говорили, что с этого дня солнце поворачивает на лето, а зима на мороз, этот день называли «солнцеворотом, поворотником»
- в народных поверьях есть предание о солнце и зиме. Солнце будто бы с этого дня наряжается в праздничный сарафан и кокошник – «Снова красно солнышко на Спиридона прирядится и просветлеет, а коровка бочок себе согреет»
- зима с этого дня ходит в медвежьей шкуре, стучит по крышам и будит баб ночью печь топить
- в этот день жгли костры в честь солнца, а утром громко выкрикивали: «Солнышко, повернись! Красное, разожгись!» С гор скатывали колесо, сжигали его у проруби.
А откуда вы всё это узнали? (ответы детей)
У нас в этом году зима тёплая, сильных морозов ещё не было. А хотите ,чтобы ещё теплее стало? По старому обычаю надо замесить тесто и скатать 40 шариков. Каждое утро выбрасывать за окно по одному шарику. Как все шарики кончатся так и на улице потеплеет. Тесто я для вас приготовила, давайте скатаем шарики и по одному выбросим в окно, а дома вы скатаете ещё 39 и проверим правда это или нет.
Зазывали весну закличками, жгли колесо у проруби, пекли из теста жаворонков. Жаворонок – это птичка. А почему пекли именно птичек чтобы закликать весну? (ответы детей) Потому,что с весной птицы прилетают. Какие птицы с весной вернутся к нам в Забайкалье?
Ласточки, гуси, удодыи др.
А ещё я вам раскрою один старый секрет. Оказывается птицы в народном искусстве несут в себе функцию оберега. А ка вы думаете, что такое оберег? Оберег от слова беречь, оберегать. Образ птицы изображался на прялках, в вышивке тоже присутствовал образ птицы, и свистульки из глины тоже принимали облик птицы, и в народной живописи(хохлома, городец)
Птица – знак воскресения природы, пробуждения земли, рассвета, знак хорошего урожая, символ счастья и благополучия.
А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру. Физ .минутка.
В лесу ночью одни птицы спят, а другие, наоборот, спят днём, а ночью вылетают охотиться. Какая птица ночью не спит? Сова.
Совушка – сова,
Большая голова.
Днём крепко спит,
На дубу сидит,
А как ночь настаёт –
Просыпается на охоту собирается.
Летит , кричит: «У-у – у!»
Выбираем ведущую – Сову. У совы на голове маска. Она сидит на стульчике и спит. Пока она спит дети – птички летают.
День настал. Сова спит.
Ночь настаёт – лес засыпает. Сова вылетает.
Дети «замирают» на месте или присаживаются. Сова вылетает, ищет детей, которые шевелятся.
Полетали немножко, размяли крылышки, а теперь все летите на свои места.
А у вас дома есть птица счастья? Что это за птица?
(ответы детей)
Птиц делали не только из теста, мастерили их и из других материалов. Как вы думаете, мои маленькие мастера , из чего же ещё можно птицу смастерить? (ответы детей). Смастерить её можно из соломы, из лозы(ивовые прутья), из щепок деревянных, которыми мы растапливаем печь.
Презентация «Птицы».
Как вы думаете, как называли птицу сделанную из щепок? Щепотная.
Щепотные птицы, или птицы- солнца в былые времена висели под потолком почти в каждом доме – покой охраняли. Времена миновали, и вместе с ними упорхнули куда –то и птицы. Улетели, даже следов не оставили.
Известна народная легенда , с которой связывают появление этой птицы.
В одной семье, жившей в таёжной избушке, заболел ребёнок тяжёлой болезнью, против которой знахари оказались бессильны. Лежал он укрытый звериными шкурами, а дело было в конце зимы. Рядом, по вечерам, сидел отец и делал дранки для корзины. Ребёнок, устав, видно, лежать в душной избе, спросил: «Татку, а скоро лето?» «Скоро, скоро, сынок, ещё немножко , и будет лето, - ответил отец, и ему пришла в голову мысль подвесить под потолком птицу, чтобы сыну казалось , будто птицы уже прилетели.- А я тебе сейчас сделаю лето», - сказал он. И сделал птицу : головка, крылышки, хвост – всё при ней , как у настоящей. Подвесил её к потолку у камелька, и птица вдруг ожила: закружилась, крылья её задвигались в струях горячего воздуха, который шёл от камелька. Ребёнок заулыбался и стал быстро поправляться . Заходили соседи, спрашивали, чем же вылечили ребёнка. Ребёнок заулыбался и стал быстро поправляться. Заходили соседи , спрашивали, чем же вылечили ребёнка. Узнав про птицу, стали просить хозяина , чтобы он вырезал такую же и им. Так приписывали деревянной птице чудодейственную силу и стали называть её «святым духом», хранительницей детей , символом семейного счастья.
Сегодня во многих домах можно встретить эту птицу. Она – дань уважения предкам, их вере, и просто красивая вещь, которая украшает жилище, делает его уютным.
Вы бы хотели иметь дома такую волшебную птицу?
А я вам в этом помогу. Из современного, но доступного для каждого материала картона и бумаги мы с вами сделаем птицу весны, птицу счастья для вашего дома.
Работа над конструированием птицы.
1.Я подготовила для вас заготовки туловища птицы.
2.Лист бумаги А4 положили вертикально перед собой.
3.Теперь этот лист превратим в гармошку. Аккуратно делая сгибы.
4.Вставляем эту гармошку в прорезь для крыльев.
5.Верхние края гармошки поднимаем вверх и фиксируем клеем.
5.Украшаем птицу узорами. (гуашь) Можно так же украсить птицу и красивыми пёрышками.
Узоры – символы
Как только туловище птицы украшено с одной стороны, даём работе подсохнуть и играем в игру «Собери и угадайптицу», затем украшаем птицу с другой стороны. (собери пазл с изображением птицы)
Фольклор . Исполнение песни о весне.
Весна-Красна да по Заречью шла,О-ой ли, ой, люли, да по Заречью шла!Да по Заречью шла, что ж ты нам несла,О-ой ли, ой, люли, что ж ты нам несла?А я вам несла ой да три вестушки,О-ой ли, ой, люли, да три вестушки:Первая вестушка — Ясно Солнышко,О-ой ли, ой, люли, Ясно Солнышко;Другая вестушка — тепло летечко,О-ой ли, ой, люли, тепло летечко;Третья вестушка — соловей поёт,О-ой ли, ой, люли, да с перепёлкою!Итог: выставка птиц.
Сегодня на занятии мы с вами много работали, старались. А что же нового вы узнали? Что вам больше всего понравилось, запомнилось? О чем вы сегодня расскажете дома? Как же по русским обычаям весну можно приблизить?
У каждого из вас на столе по две маленьких птички. Если вам было интересно сегодня на занятии то красную птичку посадите на дерево, а если было не интересно- чёрную.
Спасибо вам юные мастера за работу.
А сейчас я вам предлагаю выйти на улицу. Мы с вами смастерили праздничное колесо, а по традиции , что мы должны с этим колесом сделать? Скатить с горы и сжечь.
К занятию учащиеся самостоятельно находят материал к словарику. Словарик
1.Оберег
2.народный праздник 25 января Спиридон - солнцеворот
3.Птица счастья
4.Щепотная птица
5.Образы- символы
6.Заклички
Жаворонки, прилетите,
Студёну зиму унесите,
Тёплу весну принесите.
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!
Ау, ау, аукаем,
Весну приаукиваем:
Март, март –
Солнцу рад.
Апрель, апрель –
Откроет дверь.
Май, май –
Сколько хочешь гуляй!
Солнышко, солнышко!
Выкатись на брёвнышко!
Сделай тепло, всем весело!