Конспект урока по теме Электрический ток. Источники электрического тока
ООО Учебный центр «ПРОФЕССИОНАЛ»
План-конспект урока
по физике
в 8 классе
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Центр образования села Лаврентия»
на тему «Электрический ток. Источники электрического тока»
Разработала:
Хоперская
Елена Александровна
Лаврентия, 2017
Класс 8
Тема урока «Электрический ток. Источники тока»
Цели урока:
Учебные:
Сформировать понятие «электрический ток».
Выяснить условия существование электрического тока и назначение источника тока.
Рассмотреть принципы действия источника тока.
Ознакомить учащихся с различными видами источников тока.
Развивающие:
Развивать абстрактное и логическое мышление учащихся.
Формировать умение самостоятельной исследовательской работы.
Развивать умение анализировать учебный материал.
Воспитательные:
Формировать познавательный интерес к физике и учебе в целом.
Планируемые результаты обучения учащегося:
Знает определение понятия «электрический ток»;
Знает условия протекания тока и поясняет их на примерах;
Приводит примеры источников тока и объясняет преобразования энергии в них.
Тип урока:
Урок изучения нового материала.
Оборудование: две металлические пластины, эбонитовая палочка, легкий шарик из фольги, прибор «Разряд», электрофорная машина, термоэлемент, спиртовка, два гальванометра, фотоэлемент, лампа на подставке, гальванический элемент, батарея гальванических элементов, аккумулятор, мультимедийное оборудование.Ход урока:
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Подготовка к усвоению нового материала (мотивация и формулировка цели урока).
Без слова "электричество" мы не представляем своей жизни. Электричество греет нас, кормит, освещает квартиру и улицы, убирает помещения, показывает кино, дает возможность поговорить по телефону и т. д.
А что такое электрический ток? Что необходимо для его возникновения и существования? Об этом мы узнаем сегодня на уроке. Слайды 1, 2, 3, 4) Осмысливают цель урока и план его проведения, мотивируют себя для работы в соответствии с планом урока
Актуализация опорных знаний учащихся (физический диктант).
Предлагает ученикам ответить на вопросы физического диктанта (слайд 5), организует проверку правильности ответов (слайд 60Отвечают на предложенные вопросы, входе обсуждения ответов оценивают себя самостоятельно, дополняют ответы одноклассников.
Освоение нового материала
Демонстрация опыта №1.
Легкий шарик касается конца трубки из металлической фольги. Шарик и трубка подвешены на шелковых нитях. Если поднести к другому концу трубки заряженную эбонитовую палочку, то шарик оттолкнется от трубки. Предлагаю ученикам объяснить опыт. Что при этом происходит?
В нашем опыте электроны в металлической трубке движутся в одном направлении т.е. упорядоченно. В этом случае можно сказать, что по трубке протекает электрический ток.
Кроме металлических проводников мы будем изучать и другие проводники, например, проводящие ток жидкости. В них кроме электронов есть и другие заряженные частицы-ионы. Они тоже могут перемещаться. Сформулируем вместе, что же такое электрический ток?
Первые ключевая мысль: Электроны и ионы – это..?Вторая ключевая мысль: Что с ними происходит?
Третья ключевая мысль: Как они движутся?
Четвертая ключевая мысль: Под действием чего движутся заряженные частицы?
Кто сможет все 4 ключевых фразы объединить в одно определение электрического тока?
Учитель еще раз обращается к определению электрического тока с помощью слайдов 7 и 8.
Демонстрация опыта №2.
Перед вами на столе стоят приборы: две параллельные металлические пластины, между которыми находится подвешенная на нити гильза из фольги. Пластины присоединены к прибору «Разряд», поэтому одна из пластин будет получать положительный заряд, другая – отрицательный. Что существует между заряженными пластинами?
Как вы думаете, как поведет себя гильза, помещенная между пластинами, если пластины подключить к источнику тока?
Проверим, чья гипотеза подтвердится экспериментально.
Включаем источник тока. Гильза приходит в движение. Выключаем ток – гильза останавливается.
Объясните увиденное (слайд 9).
Какой вывод можно сделать из опыта?
Правильно, для того, чтобы электрический ток существовал, необходимо создать электрическое поле и поддерживать его (слайд 10).
С помощью слайда 11 учитель рассказывает о направлении тока.
Чтобы в проводнике электрический ток существовал длительное время, необходимо все это время поддерживать в нем электрическое поле.
Электрическое поле в проводниках создается и может длительное время поддерживаться источниками электрического тока.
В любом источнике тока постоянно совершается работа по разделению положительно и отрицательно заряженных частиц. Эти частицы накапливаются на полюсах источника тока (положительная клемма, отрицательная клемма). Слайд 12.
Работа по разделению зарядов в источнике тока может совершаться за счет разных энергий. Поэтому существуют разные виды источников тока. Слайд 13.
Принцип работы источников тока изображенных на слайде мы с вами рассмотри с помощью видеоэкспериментов. Ваша задача в ходе просмотра заполнить таблицу «Виды источников». Заготовки для таблицы у вас на партах.
Демонстрация видеоэкспериметов: электрофорная машина, термопара, фотоэлемент, гальванический элемент.
Демонстрация слайдов 14, 15, 16, 17.
Наиболее часто мы с вами встречаемся с гальваническими элементами и аккумуляторами. Остановимся на них подробнее (демонстрация слайдов 17, 18, 19, 20, 21). Вокруг заряженной эбонитовой палочки существует электрическое поле. Под действием этого поля свободные электроны в металлической трубке перемещаются к противоположному концу трубки и часть их переходит на шарик. Шарик заряжается отрицательно и отталкивается от трубки, так как одноименные заряды отталкиваются.
заряженные частицы.
Заряженные частицы движутся.
Заряженные частицы движутся в одном направлении.
Заряженные частицы движутся под действием электрического поля.
Электрический ток – это упорядоченное (направленное) движение заряженных частиц, под действием электрического поля.
Электрическое поле.
Ученики высказывают гипотезы.
Гильза, коснувшись положительно заряженной пластины, сама заряжается положительно. А два положительно заряженных тела отталкиваются. И гильза движется к отрицательной пластине. Коснувшись ее, получает отрицательный заряд и отталкивается от пластины, и т. д.
Пластина будет двигаться до тех пор, пока существует электрическое поле, которое создается прибором, который мы не видим.
Ученики высказывают свое мнение.
Наблюдают за демонстрациями, анализируют, заполняют таблицу.
Проверяют правильность заполнения таблицы с помощью слайдов 14, 15, 16, 17, 23
Закрепление нового материала. Ответьте на вопросы.
1. Что называется электрическим током?
2. Что может заставить заряженные частицы упорядоченно двигаться?
3. Можно ли искру, возникшую в электрофорной машине, назвать электрическим током?
4. По слайду 22 расскажите о том, где применяются источники тока. Электрическим током называется упорядоченное движение заряженных частиц
Электрическое поле
Да, так как имеет место кратковременное упорядоченное движение заряженных частиц
Домашнее задание. Параграф 32. Вопросы 1-8.
Задание №6
Домашний проект «Сделай батарейку»
Инструкция выдается каждому ученику.
Инструкция:
1.Возьмите 5 желтых монет по 10 копеек и 5 белых монет по 5 копеек. (Они примерно одинаковые по величине, а сделаны из разных сплавов).
2.Расположите их столбом друг на друга поочередно, а между ними положите кусочки газетной бумаги, смоченной в крепком растворе поваренной соли.
3.Возьмите столб мокрыми пальцами за концы, и вы почувствуете слабый электрический удар.
Осмысливают домашнее задание.
Рефлексия Закончите предложения:Сегодня на уроке я научился …Сегодня мне было интересно …Мне не понравилось…Ответьте на вопросы:Что мне дал урок для жизни?Чему я научился на уроке?За что ты можешь себя похвалить?За что ты можешь похвалить учителя?Пригодятся ли знания, полученные на уроке, для дальнейшей жизни?
Отвечают на вопросы учителя, обращаясь к собственному социальному опыту, полученному на уроке.
Список использованной литературы:
1. Перышкин А.В. Физика. 8 класс. - М.: Дрофа, 2015.
2. Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике 7-9 класс – М.: Просвещение, 2008.
Изображения взяты с сайтов:
1. http://antic-writers.info/index_all_109.html2. http://eleland.ru/read/уильям-гильберт/3. http://www.edu.delfa.net/Interest/biography/G/guericke.htm4. http://www.sln.org/pieces/otoole/investigation3.htm5. http://www.maxihayat.net/maxiforum/siyaset-adamlari-biyografileri/35070-benjamin-franklin-kimdir-hakkinda-biyografisi-hayati.html?language=ru