Конспект урока по русскому языку на тему Удвоенная буква согласного на границе частей слова
Тема: Удвоенная буква согласного на границе частей слова.
Цель: познакомить со словами, в которых появляется удвоенная согласная буква на стыке корня и суффикса; научить выполнять четкий разбор слова по составу для сознательного воспроизведения удвоенной согласной на стыке; на примере словообразовательного анализа слов с основой на -Н и с суффиксом -НИК- дать понять учащимся, почему в них пишется удвоенная буква Н.
развивать в учащихся такие мыслительные операции как аналогия, логическое мышление, ассоциация, умение классифицировать и анализировать ситуацию; продолжить работу над развитием выразительной осознанной речи; воспитывать в детях чувство удовлетворения от собственной деятельности.
1.ФИО Кузнецова Ирина Анатольевна
2.Место работы МОУСОШ №22 п. Дубовая роща
3.Должность Учитель начальных классов
4.Предмет Русский язык
5.Класс 3
6.Тема и номер урока в теме Тема: «Орфография»
7.Базовый учебник (УМК) УМК «Перспективная начальная школа»
учебник «Русский язык», М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, Т.А. Байкова.
8.Актуальность материалов Изучение данной темы способствует орфографической зоркости, развивает умение разбирать слова по составу. Формируются умения, связанные с информационной культурой
9.Учебные цели и задачи Познакомить со словами, в которых появляется удвоенная согласная буква на стыке корня и суффикса; научить выполнять четкий разбор слова по составу для сознательного воспроизведения удвоенной согласной на стыке; на примере словообразовательного анализа слов с основой на -Н и с суффиксом -НИК- дать понять учащимся, почему в них пишется удвоенная буква Н.
10.Планируемые результаты:
-личностные
-предметные
-метапредметныеЛичностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности
Предметные:
Знать правило правописания слов с удвоенной согласной в корне слова и на стыках морфем. Уметь находить и группировать слова на изученную орфограмму. Определять грамматические признаки имен существительных
Метапредметные:
Уметь оценивать результаты своей деятельности, анализировать, планировать свое действие, определять тему, цель урока.
Уметь ориентироваться в учебнике, в обратном словаре, работать с разными по уровню заданиями, составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы
11.Тип урока Урок открытия новых знаний
12.Формы работы учащихся Фронтальная работа, работа в парах, группах
13.Необходимое техническое оборудование экран, доска
Ход урока.
Организационный.
-Здравствуйте, ребята. Давайте поприветствуем друг друга и гостей нашего сегодняшнего урока.
-На каждом уроке русского языка мы с вами раскрываем его тайны. Сегодня мы попытаемся открыть ещё одну тайну.
-Как вы думаете, что для этого нужно сделать? (быть внимательными, хорошо работать, слушать учителя и одноклассников, отвечать, сравнивать, рассуждать…)
-Я думаю, у нас сегодня всё это получится.
Повторение. Актуализация знаний.
-Посмотрите, пожалуйста, на экран. Узнали ли вы, кто изображён на экране? (Маша, Миша и Анишит Йокоповна)
-Кто это? (Члены клуба «Ключ и заря»)
-Расшифруйте название клуба, в состав которого входим и мы с вами. (Клуб Любителей Чтения и Загадок Русского Языка)
-Давайте запишем дату заседания.
-Анишит Йокоповна предложила начать заседание с разгадывания загадок.
-Поднимите руку,кто любит разгадывать загадки и кто готов помочь Мише и Маше в этом?
- На доске прикреплены карточки . По одному выходите к доске и читаете загадку, а мы попытаемся угадать, о чём идёт речь.
Где доска и парта есть,
Чтоб всем детям сразу сесть?
Это в школе есть у нас,
Это наш просторный класс.
Вдоль дороги по бокам
Липы, клёны тут и там.
Всем идти здесь веселее.
Этот путь зовут аллея.
По долинам, по оврагам
Мчит широкая дорога
И она, как знают все,
Называется шоссе.
Удивительный вагон!
Посудите сами:
Рельсы в воздухе, а он
Держит их руками. (Троллейбус)
Шестой день недели. (Суббота)
На ледяной площадке крик,
К воротам рвётся ученик -
Кричат все: «Шайба! Клюшка! Бей!»,
Весёлая игра хоккей.
Дети записывают отгаданные слова в тетрадь.
-Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Возьмите простой карандаш. И давайте сначала проверим работу Миши, который тоже вместе с нами записывал слова-отгадки. Что заметили? (Миша допустил ошибки, маркером исправляют)
Проверьте работу. Оцените работу, используя шкалу оценивания, оцените правильность и аккуратность.
-Что общего у всех этих слов? (словарные, удвоенная буква согласного в корне)
-Где находится орфограмма?(В корне слова).
- Поднимите, кто справился с заданием без ошибок. Молодцы!
-Кто допустил 1-2 ошибки? Что нужно повторить Мише, и тем , кто допустил ошибки?
-Возьмите листы самооценивания, найдите 1 этап работы словарный диктант и поставьте себе оценку за эту работу, а поможет вам шкала оценивания в вашей тетради.
Определение темы урока и цели.
- Анишит Йокоповна решила подбодрить Мишу и сказала:
«Миша, ты УМНЫЙ мальчик, но сегодня какой-то СОННЫЙ».
- Какие имена прилагательные использовала А.Й.?( умный, сонный)
-Посмотрите внимательно на слова. Что заметили?
Почему в одном слове пишется 1 буква н, а в другом 2 буквы нн? Кто может сразу ответить на этот вопрос? Интересно узнать?
-Давайте посмотрим в какой части слова находятся эти буквы?
-Чтобы узнать, что нужно сделать? (разобрать слово по составу)
-Напомните алгоритм разбора слов по составу.( окончание, основа, корень, приставка, суффикс)
Дети по одному разбирают слова по составу на доске и в тетради.
-Где находится удвоенная буква согласного? (в суффиксе и корне)
-Можно ли отнести это слово к группе слов с удвоенной буквой согласного, которые мы записывали в начале урока?(нет, так как орфограмма была в корне)
-Как назвать это место одним словом? Как называется линия между территориями соседних государств)-Что же мы сегодня с вами будем изучать. Попытаемся определить тему урока. (удвоенная буква согласного на границе частей слова)
-Откройте учебник и посмотрите как сформулировали эту тему авторы учебника стр.128.(чтение)
-Какая цель нашего урока?(выяснить почему в некоторых словах пишется буква удвоенного согласного)
-Что нужно сделать со словами, чтобы ответить на этот вопрос.( определить от какого слова образовалось данное слово)
Умный ---ум
Сонный---сон
-Что заметили? (если основа слова оканчивается на н,то пишется нн)
-Это наше предположение, мы рассмотрели только 2 слова. Давайте найдём в учебнике упражнение 122 и проверим предположение.
-Прочитайте самостоятельно задание про себя. Задание большое и читать мы его будем по частям.(разбирают слова на доске)
Рябинник-----рябина
Малинник-----малина
Вывод по нашему наблюдению: если основа слова оканчивается на н, то в слове , образованном от этого слова пишется у двоенная буква нн. Предположение подтвердилось?
Первичное закрепление. Работа в тетради на печатной основе.
-Откройте тетради. Найдите стихотворение Владимира Мусатова на странице 87.Прочитаем задание.
-Прочитаем стихотворение.Ещё раз скажите,что нужно сделать?
Давайте запишем те слова, с которыми мы сегодня ещё не работали. Посмотрите на экран, как выполнила задание Маша. Проверьте.(читаем)
-Возьмите лист самооценки и оцените себя.
Физминутка.
Работа в группах. Закрепление с элементами творчества.
-Сядьте, пожалуйста, в рабочие группы.
-Повторим правила работы в группе.Говорим вежливо,
называем собеседника по имени,
говорим по очереди, не перебивая друг друга,
внимательно слушаем,
если непонятно, переспросите
четко высказываем свое мнение,
уважаем мнение собеседника.
-У вас на столах конверты с заданием. Откройте конверт, прочитайте, озвучьте своё задание.
1 группа. Образовать слова с удвоенной буквой согласного от следующих слов: осень, длина, ноты, рано.
2 группа. Образовать словосочетания из данных слов: осень и день, длина и дорога, рано и утро.
3 группа. Придумать словосочетания и записать 3 предложения, используя слова: осень и день, ,длина и дорога, рано и утро.
Проверка. Самооценивание.
-Откройте страницу 131, найдите упражнение 124.Какие слова подходят к теме нашего сегодняшнего урока?Какое слово лишнее?(утренний)Почему?
-Есть в русском языке суффиксы уже с удвоенной буквой согласного, но о них мы будем говорить уже на следующем уроке.
Итог урока.
-Давайте вспомним цель нашего урока. Достигли цели? Чему научились? -С каким настроением уходите с урока?(смайлики)