Конспект урока по русскому языку на тему Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова
Теме: НАПИСАНИЕ УДВОЕННОЙ БУКВЫ СОГЛАСНОГО НА ГРАНИЦЕ ЧАСТЕЙ СЛОВА.
Задачи урока:
Формировать умения
– характеризовать состав слова;
– проводить словообразовательный анализ и уяснять, почему на границе частей слова пишется удвоенная буква согласного;
– применять знание этой орфограммы (удвоенная буква согласного на границе частей слова) на письме;
личностные УУД:
– самоопределение (связано с коммуникацией как взаимодействием);
– оказание интеллектуальной помощи сквозным героям, которые в этом нуждаются при
решении трудных задач (задания типа « Как ты Мише ответишь?»);
Пособия для урока: Учебник «Русский язык», ч.1 (с. 128–130); Рабочая тетрадь 1.
I.Орг. момент.
- Проверьте готовность к уроку.
II Кинезиологические упражнения.- «Шапка размышлений»
-«Ленивые восьмёрки».
- «Ухо – нос».
III Cловарная работа.- Распределите слова в три столбика по склонениям:
1 вариант - ябл-ко, м-лина, -л-ея, в-н-грет, с-рен-, лош-дь.
2 вариант - -птека, -г-род, пш-ница, с-рень, ж-вотн-е, б-лезнь.
- Оцените свою работу в бальной системе по критериям.
(Дети выбирают критерии – 1: правильность записи словарных слов- 7 баллов; 2: правильность распределения по склонениям – 7 баллов. Общая сумма баллов на оценку отлично – 14 баллов).- Проверьте свою работу по эталону:
1 вариант.
1ск 2 ск. 3 ск.
малина яблоко сирень
аллея винегрет лошадь
2 вариант.
1 ск. 2 ск. 3 ск.
аптека огород сирень
пшеница животное болезнь
- Какие лишние слова встретились вам в работе? Объясните: почему они лишние?
-Как проверить безударный гласный в слове?
IV Орфографическая минутка (на карточках).- Вставьте пропущенные орфограммы, устно подобрав проверочные слова:
1 вариант.
Заяц б-гает (по)п-лям и л-сам (без)страха. Его сл-ды пр-мые. Но утром он мечется (от)страха и путает сл-ды. Охотники сами путаются по дв-йным сл-дам и д-лёким пры-кам. Они уд-вляются хитр-сти зайца. А за-ц и не думал х-трить. Он всего б-ится.
2 вариант.
Через с-сновый л-сок в-ла пр-мая тр-па. Ваня быстро ш-гал (по)ней и гл-дел (по)ст-р-нам. Вокруг ст-яли м-хнатые ств-лы (с)мя-кой к-рой. Среди в-твей л-тали пта-ки. Г-л-са маленьких п-вцов были ч-до как х-р-ши.
- Оцените свою работу. Пусть вас оценит товарищ.
- У кого возникли трудности при работе в паре? (Разбираются все разногласия)
- Выпишите предложения:
1в – про охотников.
2в – про Ваню.
- Какие предложения вы выписали?
- Определите падежи у всех существительных.
- Проверяем. Укажите падежи существительных. Докажите свой выбор.
V С. 128–129. Упражнение 121.
Цель данного упражнения – актуализировать умение детей проводить словообразовательный анализ.
Сначала дети выписывают из текста стихотворения слово желтолистый и находят слова,
давшие ему жизнь (желтый, лист).
Затем выписывают слово орешник. Это слово называет кустарник. Дети находят родственное слово и записывают словообразовательную пару: орешник ← орех.
После этого учащиеся делают то же самое со словом ивняк, но здесь они сами должны
подобрать исходное слово: ивняк ← ива.
VI C. 129–30. Упражнение 122
Цель этого упражнения – на примере словообразовательного анализа слов с основой на -н и с суффиксом -ник- дать понять учащимся, почему в них пишется удвоенная буква Н.
VI.1. Из Обратного словаря (с. 170) ученики выписывают слова рябин/ник/ и осин/ник/,
разбирают их по составу и показывают, как образовано одно из них.
Например: рябин/а → рябин/; рябин/ + -ник- + = рябин/ник/ .
Далее дети объясняют (возможно, с помощью учителя), что означают другие слова:
малинник – заросли малины;
конник – всадник на коне;
сторонник – человек на чьей-либо стороне;
сонник – книга о значениях снов;
обезьянник – место, где содержат обезьян.
Из этих слов от основ существительных женского рода образованы слова малинник,
сторонник, обезьянник.
VI. 2. Работа в парах.
Дети показывают друг другу образование этих слов (Объяснение соседу по парте будет способствовать лучшему усвоению этого материала).
Например: малин/а → малин/; малин/ + -ник- + = малин/ник/ .
У всех этих слов корень оканчивается на букву Н, суффикс начинается на букву Н. Поэтому в этих словах на границе корня и суффикса пишется две буквы Н.
VII. С. 130. Упражнение 123.
В этом упражнении ученики встречаются еще с одним суффиксом – -н-, соединение которого с буквой Н на конце корня дает удвоенную букву согласного.
В тексте дети встретят следующие орфограммы:
«парный по звонкости/глухости согласный на конце и в середине слова»;
«разделительный Ь»;
«безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением»;
«непроизносимый согласный в корне слова».
Объяснив их написание по цепочке, учащиеся списывают текст. Затем они находят
родственные слова, составляют из них словообразовательные пары и показывают образование слов в каждой из них:
желт/ый → желт/; желт/ + -изн- + -а = желт/изн/а;
осень/ → осень/; осень/ + -н- + -ий = осен/н/ий.
Здесь учитель должен заострить внимание детей на удвоенной букве Н в слове осенний и
предложить детям самим попробовать объяснить эту орфограмму.
Не соглашаясь с мнением Миши, следует сказать, что слово осенний действительно
образовано от слова осень, а в паре родственных слов желтизна – желтый, наоборот,
существительное желтизна происходит от прилагательного желтый.
VIII. Домашнее задание: тетрадь для самостоятельной работы 1, упражнение 97 (с. 87).
IX Рефлексия.