Конспект урока по русскому языку по теме Письмо заглавной и строчной буквы «Ю, ю» (1 класс).

Обучение грамоте
Урок №26
Тема: Письмо заглавной и строчной буквы «Ю, ю».
Цель: формировать умение правильно обозначать звуки [у], [о] и [а] буквами; развивать речь, фонематический слух, память.
Планируемые результаты:
Предметные результаты
Метапредметные результаты и деятельность учащихся




Уметь рассуждать о значении йотированных гласных звуков в начале слова, о том, что на наличие звука [й] в слове на письме указывают йотированные буквы е, ё, я, ю. П. 48-49
Познавательные: Анализировать поэлементный состав букв. Моделировать буквы из набора различных элементов (с использованием проволоки, пластилина и других материалов). Сравнивать прочитанные слова с картинками, на которых изображены соответствующие предметы и вставлять недостающие буквы.
Моделировать слова.
Регулятивные: Контролировать собственные действия: закрашивать только те части рисунка, в которых есть
заданная буква
Коммуникативные: Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Тип урока: изучение нового материала

Форма проведения: комбинированный
Оборудование: «рабочая тетрадь «Пропись № 1 »

Этапы урока
Ход урока
(деятельность учителя и учащихся)
Формирование УУД



·. Организационный момент

Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок.
Всё ль на месте, всё ль в порядке –
Учебник, ручка и тетрадка?
-Ребята, давайте проверим вашу готовность к уроку?
- приготовили все необходимое, книги, тетради, все лишнее со стола убрали. Придвиньте стульчики. Проверьте расстояние между туловищем и партой кулачком. Сегодня мы побываем в необычном саду. Будем учиться писать овалы, круги и другие элементы букв.


КУУД: формируем умение слушать и понимать других
РУУД: формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию
РУУД: формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей


·
·. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания
– Сегодня мы отправимся в путешествие по стране письма, где вы научитесь красиво и правильно писать буквы. 
Юле юбочку купили,
Юре брючки подарили.
Н. Лунина
– Повторите двустишие вместе со мной. Какие звуки мягких согласных вы услышали в двустишии?
II. Изучение нового материала.
– Сегодня будем закреплять умение правильно писать букву Ю, ю и обозначать звуки [у], [о] и [а] буквами.
1. Письмо букв Ю, ю.
– Рассмотрите в прописи образцы написания буквы Ю, ю. Обратите внимание на синие точки. Что они означают? (Это точка начала письма.)
– Расскажите, как будет двигаться ваша рука при написании буквы Ю, ю. Запишите букву в воздухе, теперь в прописи.
2. Работа со схемами.
– Рассмотрите картинки. Впишите букву в слово, руководствуясь схемой. Какую букву вписали? Объясните почему. (В начале слова буква ю обозначает два звука [й’], [у] и отдаёт команду «мягкости» согласному.)
– Прочитайте новые слова. (Юла, юбка.)
– Какие одинаковые звуки есть в этих словах?
3. Письмо гласных букв.
– Прочитайте буквосочетания на первой строчке. Чем они отличаются? Запишите каждое сочетание букв по два раза. (Учитель показывает образец записи на доске.)
4. Игра на внимание «Найди такую же тройку букв».
– Рассмотрите заданную тройку букв. Найдите такую же. Подчеркните ее синим карандашом.
– Запишите заданную последовательность букв на свободной строке. Продолжите запись до конца строки.

Ребятам объявляется,
Что поезд отправляется,
Немедля отправляется
От станции Москва
До первой буквы – А.
С. Маршак
– На уроке обучения грамоте вы познакомились с буквой А. Что вы про неё узнали?
Буква А, буква А –
Алфавита голова.
В. Степанов
– Подумайте, какие знания и умения вам понадобятся, чтобы научиться красиво писать буквы? (Ответы детей.)
– Буква А не хочет, чтобы мы путешествовали на поезде. Как вы это объясните? (В слове «поезд» нет ни звука [а], ни буквы а.)
– Нам предлагается другой транспорт. Вот его буквенная схема:

·
·|
·
·|
·
·
·. У кого есть варианты?
Если дети не отгадают слово сразу, можно отгадывать его по буквам, обыгрывая слова-ответы:
1. Дерево с душистыми цветами. (акАция. Назовите третий звук и букву.)
2. Летний месяц. (аВгуст, второй звук.)
3. Магазин, в котором продают лекарства. (апТека, третий звук и его твёрдая пара.)
4. Южный фрукт. (абрикОс, последний гласный звук.)
5. Драгоценный камень. (алМаз, третий звук.)
6. Короткий смешной рассказ. (анекдОт, последний гласный звук.)
7. Большая океаническая птица. (альБатрос, первый согласный твёрдый звук.)
8. Объявление о спектакле. (афИша, гласный звук, но не [а].)
9. Крупная хищная морская рыба. (акуЛа, второй согласный звук и его мягкая пара.)
10. Спортсмен-горовосходитель. (алЬпинист, что делает звук [л’] мягким.)
– На чём же отправимся в путь? (На автомобиле.)

РУУД: формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию
ПУУД: формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов
КУУД: формируем умение оформлять свои мысли в устной форме
РУУД: формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план)
КУУД:
воспитание здорового образа жизни



·
·
·. Применение нового знания
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Учитель приглашает к доске учеников с одного ряда, назначает ведущего. По команде «Ночь!» ученики закрывают глаза, ведущий раздает им карточки с гласными буквами (карточки могут повторяться). По команде «День!» ученики открывают глаза, смотрят на свои буквы. Ведущий дает команду: «Буквы, перед которыми согласные произносятся мягко (твердо), подпрыгните (присядьте, топните)!». Игра повторяется несколько раз.
5. Определение звука (у( в словах.
– Вспомните литературных героев. Произнесите их имена, интонационно выделяя звук [у]. Подумайте, какой согласный (твердый или мягкий) перед звуком [у].
1. Кто потерял башмачок на балу? (Золушка, перед [у] твердый согласный.)
2. Веселый деревянный человечек. (Буратино, перед [у] твердый согласный.)
3. Сестрица Иванушки. (Аленушка, перед [у] твердый согласный.)
– Самостоятельно впишите пропущенные буквы в слова. Схемы вам помогут сделать это правильно.
– Назовите слова с буквой у (ю). Объясните свой выбор.
6. Самостоятельная работа.
– Запишите гласные буквы рядом с фишками. (Двое учеников выполняют задание на доске.)
7. Задание на установление соответствия.
На доске рисунки, схемы и слова, аналогичные заданию прописи. Учитель читает загадку. Ученик, отгадавший первым, вписывает пропущенную букву и объясняет свой выбор. Остальные ученики работают в тетрадях.
Красивый, дикий, вырезной, Стоял он у дорожки, И лист его был красноват, Как детские ладошки.
(Клён.)
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Цапля ищет лягушат –
Тычет (клювом) наугад.
Он только роль играть возьмется – А зал уже над ним смеется! Всех в цирке смехом заражает. Кто на арене выступает?
(Клоун.)
– Я сейчас произнесу слова, а вы, если услышите звук [у], хлопните в ладоши и подумайте: какую команду он даёт согласным, читать их твёрдо или мягко? Паук, цветок, лужа, диван, стол, стул, голуби, курица. (Звук [y] дает команду читать твердо.)
– Значит, какой согласный должен стоять перед буквой «у»? (Твердый.)


ПУУД: формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов
КУУД: формируем умение оформлять свои мысли в устной форме
РУУД: формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план)





















·V. Рефлексия
Продолжи предложение: «Сегодня на уроке я научился»

РУУД: формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

V. Итог

– Буквы довольна вашей работой. А вы?
– Что получилось? Над чем надо ещё поработать? Понравилось вам в гостях у буквы А? В гостях хорошо, а дома лучше.



КУУД: формируем умение оформлять свои мысли в устной форме



15