«Организация сотрудничества в форме совместной деятельности взрослых и детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»
«Организация сотрудничества в форме совместной деятельности взрослых и детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» Подготовил: старший воспитательМКДОУ Бутурлиновский детский сад № 5 М.А. ЛепехинаМКДОУ Бутурлиновский детский сад № 52016 г.
Главная цель введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО)повышение качества образования
ФГОС ДО…создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром (пункт 1.6. ФГОС ДО).
ФГОС ДО… полноценного проживания ребенком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития; создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями; содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром; формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности …(пункт 1.4. ФГОС ДО)
оптимальной формой организации сотрудничества является совместная партнерская деятельность взрослого и ребенка
Сотрудничество - это совместная деятельность, участие в каком-либо общем деле, в результате которой все стороны получают ту или иную выгоду. Это форма взаимодействия педагога и детей, в котором совместно ставится и решается проблема, умственная задача.«сотрудничество»Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Результатом взаимодействия являются определенные взаимоотношения, зависящие от отношений людей, от положения взаимодействующих. При этом если взаимодействие осуществляется в условиях открытости обеих сторон, когда не ущемляется ничья свобода, оно служит проявлению истинных отношений.
«совместная деятельность взрослого и детей» Совместная деятельность – основная модель организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников образовательной деятельности (взрослых и детей) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время.
совместная (партнерская) деятельность взрослого с детьми; свободная самостоятельная деятельность детей в развивающей предметно-пространственной среде ДОУ. Образовательная деятельность:
Задачи совместной деятельности взрослого с детьми:развитие общих познавательных способностей ;развитие инициативности детей во всех сферах деятельности;развитие, способности к планированию собственной деятельности и произвольному усилию, направленному на достижение результата.
Совместная деятельность взрослого и ребенка(триада) сотрудничество с педагогом сотрудничество с родителямисотрудничество с социумом (окружением)РППСРАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
Формы организации совместной деятельностиИНДИВИДУАЛЬНАЯ форма работы с детьмиПОДГРУППОВАЯ форма работы с детьмиФРОНТАЛЬНАЯ форма работы с детьми
Л.С. Выготский «…совместная партнерская деятельность взрослого с детьми задействует двойную мотивацию ребенка: с одной стороны, стремление быть со взрослым, подражать ему, сотрудничать с ним, с другой – делать то, что интересно.»
Организация совместной деятельности взрослого и ребенка в современных условиях связана со значительной перестройкой стиля поведения воспитателя.
Стиль отношений человека с другими людьми:авторитарный (превосходство), сопряженный с учительской позицией демократический (равенство, взаимное уважение)
Рабочее пространство при разной форме организации совместной деятельностишкольно-урочная формапартнерская форма
ПонятиеУчитель – это руководитель, регламентатор; он непосредственно не включен в деятельность, а дает задание (объясняет) и контролируетПартнер - всегда равноправный участник дела и как таковой связан с другими взаимным уважением
Взрослый – учитель, отдален от детей, вне круга, противостоит детям, над ними (например, за письменным столом как на школьном уроке)Позиция взрослого либо стабильна (стоит у доски, сидит за письменным столом), либо он перемещается для контроля и оценки («обходит дозором» детей, контролирует, оценивает, нависая «над» ребенком). Взрослый – партнер, рядом с детьми (вместе), в едином пространстве (например, сидящий в круге с детьми за общим столом)Позиция взрослого динамична (может со своей работой пересесть, если видит, что кто-то особенно в нем нуждается); при этом все дети в поле зрения воспитателя (и друг друга).Позиция взрослого в пространстве группы
Размещение за рядами столов, как за партами, глядя в затылок другого ребенкаМаксимальное приближение к ситуации «круглого стола», приглашающего к равному участию в работе, обсуждении, исследовании.Организация пространства
Жесткое закрепление рабочих мест, запрет на перемещение.Запрещено свободное общение детей. Вводится дисциплинарное требование тишиныСвободное размещение детей и перемещение в процессе деятельности.Разрешено свободное общение (рабочий гул)Дети могут обсуждать работу, задавать друг другу вопросы и т.п. Степень свободы
Вызывает пассивность ребенка, невозможность самостоятельно принять решение, эмоциональный дискомфорт, страх что-то сделать не так и агрессию как оборотную сторону страха, как разрядку накапливающегося напряженияСпособствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получиться неправильно, вызывает стремление к достижению, благоприятствует эмоциональному комфортуУчительПартнер
Организация совместной деятельности в партнерской форме может быть выражено девизом: «Мы включены в деятельность, не связаны обязательными отношениями, а только желанием и обоюдным договором: мы все хотим делать это».
СТРУКТУРА совместной деятельности • приглашение к деятельности – необязательной, непринужденной: «Давайте сегодня… Кто хочет, устраивайтесь поудобнее…» (или: «Я буду… Кто хочет – присоединяйтесь…»)• ИГРОВАЯ МОТИВАЦИЯ
СТРУКТУРА совместной деятельности Взрослый, как равноправный участник: • предлагает всевозможные способы реализации задачи. • исподволь «задает» развивающее содержание (новые задания, способы деятельности и пр.); • предлагает свою идею или свой результат для детской критики; • проявляет заинтересованность в результате других; • включается во взаимную оценку и интерпретацию действий участников; • усиливает интерес ребенка к работе сверстника, поощряет содержательное общение, провоцирует взаимные оценки, обсуждение возникающих проблем. ХОД (процесс деятельности) (основная часть)
СТРУКТУРА совместной деятельности «открытый конец»: • каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он или нет исследование, работу. Оценка взрослым действий детей может быть дана лишь косвенно, как сопоставление результата с целью ребенка: что хотел сделать – что получилось. ОКОНЧАНИЕ (заключительная этап деятельности)
Основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми ( по Коротковой Н.А. )включенность взрослого в деятельность наравне с детьми;добровольное присоединение детей к деятельности (без психологического и дисциплинарного принуждения);свободное общение и перемещение детей во время непосредственно образовательной деятельности (при соответствующей организации пространства);открытый временной конец непосредственно образовательной деятельности (каждый работает в своем темпе)
В обстановке, ориентированной на ребенка, дети:• делают выбор;• активно играют;• используют материалы, которым можно найти более чем одно применение;• работают все вместе и заботятся друг о друге;• отвечают за свои поступки.
Как продемонстрировать детям свое уважение• Всегда называйте детей по имени.• Говорите индивидуально с каждым ребенком так часто, как это только возможно.• При разговоре находитесь на одном уровне с ребенком: опускайтесь на корточки или садитесь на низкий стул.• Слушайте, что говорит вам ребенок, и отвечайте ему.• Если вы пообещали детям, что вы что-то сделаете для них позднее, не забудьте сделать это.• Выражайте искреннее восхищение результатами работы детей.• Дайте детям возможность рассказывать другим о своей работе и своих интересах.• Используйте идеи и предложения детей и благодарите их за помощь.
Свободное размещение – максимально приближенная ситуация «круглого стола».
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:содержательно-насыщенной;трансформируемой;полифункциональной;вариативной;доступной;безопасной.
Когда педагог становится партнером ребенка меняются:– стиль поведения взрослого (от административно-регламентирующего к непринужденно-доверительному);– рабочее пространство, на котором разворачивается совместная работа (от отдельного места за «учительским» столом к месту за общим столом рядом с детьми);– отношение педагога к выполнению общей работы: от общего руководства к участию в выполнении определенной части работы и т.п.
Л.С. Выготский «…процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием…»
Для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) – характерен ряд видов деятельности, таких как :- игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры,- коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками),- познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), - восприятие художественной литературы и фольклора, - самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),- конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, - изобразительная (рисование, лепка, аппликация), - музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах)),- двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Эффективными методами, формами, приемами, технологиями по развитию совместной партнерской деятельности являются1. Групповой сбор: это часть ежедневного распорядка, проводимая в определенное время, в специально оборудованном месте, когда дети и взрослые обмениваются информацией, обсуждают проблемы, планируют индивидуальную и совместную деятельность
Задачи группового сбора:формирование доброжелательных отношений между детьми, создание атмосферы поддержки и сотрудничества между детьми и взрослыми, создание общего положительного эмоционального фона, ощущения психологического комфорта;обмен информацией о прошедших или предстоящих событиях, выявление детских интересов;формирование мотивации к предстоящей деятельности;представление информации о материалах в центрах активности на текущий день и планирование деятельности в центрах;Осуществление выбора деятельности на основе собственных интересов и потребностей.
Эффективными методами, формами, приемами, технологиями по развитию совместной партнерской деятельности являются2. Проектная деятельность3. Создание игровых проблемных ситуаций
Эффективными методами, формами, приемами, технологиями по развитию совместной партнерской деятельности являются4. «Забавный час»воспитание у детей самостоятельности и ответственности за свои поступки; обучение ориентировки в пространстве;воспитание дружеских отношений между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим;способствовать проявлению инициативы в заботе об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания;развитие умения планировать свои действия и оценивать их результаты;закрепление умений детей вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу;развитие стремлений детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства;обучение детей приёмам решения спорных вопросов и улаживания конфликтов; поощрение попыток ребенка осознано делиться с педагогом и другими детьми разнообразным впечатлениям; приобретение собственного жизненного опыта (смысловые образования) переживания необходимые для самоопределения и саморегуляции.Задачи:
Забавный час
Признаки совместной деятельности взрослых и детей :(сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей).наличие партнерской позиции взрослого ипартнерской формы организации совместной деятельности
Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе – это уход от учебной деятельности ( занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в деятельность эффективных форм работы с детьми.
Спасибо за внимание!