Эссе Мой взгляд на воспитание.
краевой конкур классных руководителей
«Самый классный классный»
Эссе
учителя начальных классов МОУ СОШ № 1
городского округа ЗАТО п. Горный
Забайкальского края
Раздобреевой Светланы Владимировны.
Мой взгляд на воспитание.
Человеческая жизнь – это непрерывная учёба. Младенец – первый ученик: глядя на улыбку матери, учится улыбаться, затем учится ходить, говорить Окружающие - это его первые учителя. Их будет много, но неизменно в душу каждого человека войдёт школьный учитель – воспитатель. Для учителя год начинается с первого сентября. Перед ним класс Девочки, мальчики, косички, бантики целый букет букет ярких, нарядных детей. «Здравствуйте, дети!» - приветствует учитель. Пройдёт день, два, три – и учитель увидит ихочень разных: усидчивых – неусидчивых, исполнительных – забывчивых, аккуратных – неряшливых.
И тут учитель-воспитатель вспомнит себя, свою школу, своё время. Да, да! Своё время. Как было тогда и как надо сейчас. Какие наработанные методы учителей – воспитателей «тех» времён: Сенеки, Макаренко, Ушинского, Сухомлинского - ему подходят, а какие ему надо «изобретать» с учётом сегодняшнего дня. Творчески работающий учитель находится в постоянном поиске путей и средств решения задач воспитания всесторонне развитой личности. Когда мы сегодня говорим «счастливое детство», то подразумеваем среди всех прочих условий и нашу работу по созданию условий для максимального развития способностей ребёнка в его соприкосновениях с миром, в его сопричастности с нашей жизнью.
Для каждого возраста существует своя система воспитания, помочь учащимся как можно полнее проявить свои способности, развить самостоятельность, инициативу, творческий потенциал. Главным и постоянным требованием, предъявляемым к педагогу, является любовь к детям, к профессиональной деятельности, широкая эрудиция и педагогическая интуиция, высоко развитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности, профессиональное владение методами воспитания. Без любого из перечисленных качеств успешная педагогическая деятельность невозможна. Не менее важны для классного руководителя и такие качества, как общительность, артистичность, весёлый нрав, хороший вкус.
Вот уже седьмой год я работаю учителем начальных классов в МОУ СОШ № 1 городского округа ЗАТО п. Горный. Именно в начальных классах идёт основной процесс формирования личности, именно здесь закладываются основы уважения к себе и к окружающему миру. Работая с детьми младшего школьного возраста, я, прежде всего как воспитатель оцениваю себя: какими знаниями я обладаю и какими чертами характера, чтобы взять на себя воспитание «человеческих душ». Учителю начальной школы необходимо обладать недюжинными способностями:
правильно оценивать внутреннее состояние другого человека, сочувствовать и сопереживать ему;
быть примером и образцом для подражания со стороны детей в мыслях, чувствах и поступках;
вызывать у ребёнка благородные чувства, желание и стремление становиться лучше, делать людям добро, добиваться высоких нравственных целей;
приспосабливать воздействия к индивидуальным особенностям воспитываемого ребёнка;
вселять в человека уверенность, успокаивать его, стимулировать к самосовершенствованию;
находить нужный стиль общения с каждым ребёнком, добиваться его расположения и взаимопонимания;
вызывать к себе уважение со стороны воспитанника, пользоваться неформальным признанием с его стороны, иметь авторитет среди детей.
Моя задача – обратить внимание на мельчайшие особенности личности
каждого ученика и с уважением отнестись к её самым незначительным проявлениям. Каждый школьный день, каждый урок должен быть осмыслен мной как подарок детям. Каждое общение ребёнка со мной – своим учителем должно вселять в него радость и оптимизм. Я стараюсь поддержать, убедить растущего человека в ценности, полезности и необходимости управления его индивидуальности, потому что в противоположном случае «Гадкий Утёнок» так и не увидит величественные черты «Прекрасного Лебедя».
И другого выбора у меня нет!
Сегодня существует очень много методик по воспитанию и обучению. Школа должна быть не только «школой для всех», но и «Школой для каждого». Её главная задача – развитие школьника, причём, не только развития его мышления, а в первую очередь – целостное развитие его личности и готовности к дальнейшему развитию – за стенами школы. Ведь знания – ориентиры в мире, необходимы, чтобы уметь жить и действовать в этом мире. Главное в личности – устремлённость в будущее, к свободной реализации своих возможностей, в особенности творческих, к укреплению веры в себя и возможность достижения идеального «я». Ребёнок по своей природе уникален. Разовьются ли его природные задатки дальше – зависит от учителя.
Моя задача ответственна и благородна: обнаружить затаённый родничок детского таланта, поддержать интерес, разбудить мысль, развить индивидуальность ребёнка. Следовательно, круг работы большой:
изучение учащихся и их семей;
коллективная и индивидуальная работа;
работа с коллективом учителей и т.д.
Цель моей большой работы с классом – воспитать трудолюбие, чтобы дети могли получить знания высокого качества для будущего движения по жизни, чтобы они были дисциплинированы и культурны, ценили любовь и дружбу, были смелыми, но не жестокими, чтобы они любили свой дом, Родину, Россию.
Просто общаясь с детьми, я раскрываю им своё мироощущение, свою систему ценностей, отношение ко всему, что происходит вокруг, несу им то, что интересно мне, стремлюсь посеять «разумное, доброе, вечное». Я стараюсь как можно больше узнать о каждом своём ученике, о его семье, родителях, друзьях. Такие беседы нас очень сближают.
В течение года мы проводим много праздников, конкурсов, викторин. Многие мероприятия стараюсь строить на взаимодействии детей и родителей. Тесное сотрудничество с родителями также не проходит бесследно. Очень серьёзно подхожу к родительским собраниям. Продумываю каждую встречу таким образом, чтобы родители стали не только помощниками своим детям, но и их друзьями.
Считаю, что именно эти методы воспитания позволяют мне добиваться высоких результатов, так как ни один ребёнок не остаётся в стороне, каждый чувствует себя частичкой единого целого.
15