Программа подготовки к олимпиаде по русскому языку для учащихся 7-9 классов
Программа подготовки к олимпиаде по русскому языку для учащихся 7-9 классов
Учитель русского языка и литературы ГБОУ РД РМЛИ ДОД: Хаджимурадова Х.А.
Пояснительная записка
Олимпиада – это средство развития у школьников интереса к русскому языку и словесности. Подготовка к олимпиаде – прекрасный стимул для глубокого погружения в изучаемый предмет, расширения кругозора, тренировки логического мышления.
Цель настоящего курса: подготовка учащихся к олимпиаде по русскому языку.
Задачи:
подготовить ребят к различным видам заданий;
сориентировать учащихся в темах предлагаемых заданий;
научить пользоваться справочной литературой и словарями;
освоить решение лингвистических задач.
В настоящем курсе, кроме традиционных разделов, изучаемых в основном курсе русского языка, которые даются более углублённо, предлагаются занятия по социолингвистике, истории языка, сравнительному языкознанию. Орфография не выделена в отдельную тему, работа над ней осуществляется попутно.
Формы работы: индивидуальная, групповая (в малых группах), самостоятельная, практические занятия тренировочного характера.
Методы работы: поисковый, проблемный, исследовательский, творческий.
Контрольно-измерительные материалы: олимпиадные задания, тесты, тексты для различных видов разбора, творческие задания.
В результате прохождения данного курса учащиеся должны:
знать различные виды олимпиадных заданий (тестовые, творческие, вопросы, требующие письменного ответа, и др.);
знать различные виды анализа языковых единиц;
нестандартно подходить к решению лингвистических задач;
уметь пользоваться словарями различных видов и справочной литературой по русскому языку.
К сожалению, невозможно за короткий период обучить всем приёмам решения лингвистических задач и заданий «олимпийского уровня», невозможно увеличить словарный запас ученика, растолковать ему все слова и фразеологизмы, которые могут ему встретиться в заданиях олимпиады. Нельзя рассказать все занимательные истории о происхождении слов – для этого существуют словари. Многое зависит от эрудиции ученика, его культурного уровня. Но помочь учащемуся найти нужную литературу, объяснить темы, вызывающие затруднения, организовать работу по подготовке, потренировать его – это вполне реально, в этом и видит учитель свою роль.
Данная программа рассчитана на 102 часа (34 занятия).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
№
п/п
Тема занятия
Количество часов
всего
теория
практика
1
Введение. Разные виды олимпиадных заданий.
3
1
2
2
История языка.
3
1
2
3
Графика.
3
1
2
4
Фонетика.
3
1
2
5
Фонетические явления.
3
1
2
6
Орфоэпия.
3
1
2
7
Лексикология.
3
2
1
8
Фразеология.
3
2
1
9
Фразеологические сращения.
3
1
2
10
Фразеологические сочетания.
3
1
2
11
Фразеологические единства.
3
1
2
12
Этимология.
3
1
2
13
Словарная работа.
3
3
14
Морфемика.
3
1
2
15
Словообразование.
3
1
2
16
Морфология.
3
2
1
17
Части речи, их основные грамматические категории.
3
1
2
18
Омонимичные части речи.
3
1
2
19
Производные предлоги.
3
1
2
20
Синтаксис.
3
1
2
21
Пунктуация.
3
1
2
22
Синонимичные синтаксические конструкции.
3
2
1
23
Стилистика и культура речи.
3
1
2
24
Социолингвистика.
3
2
1
25
Сравнительное языкознание.
3
2
1
26
Различные виды анализа текста.
3
1
2
27
Культурологический анализ текста.
3
1
2
28
Литературоведческий анализ текста.
3
1
2
29
Лингвистический анализ текста.
3
1
2
30
Лингвосмысловой анализ текста.
3
1
2
31
Комплексный анализ текста.
3
1
2
32
Словообразование синхронное и диахроническое.
3
2
1
33
Решение лингвистических задач.
3
1
2
34
Решение лингвистических задач.
3
1
2
Всего
102
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Казбек-Казиева М.М. Школьные олимпиады. Русский язык. М. «Айрис-пресс», 2007г.
Орг А.О. Олимпиады по русскому языку. М. «Просвещение», 2005г.
Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М. «Просвещение»
Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию.
Розенталь Д.Э., Справочник по русскому языку. Управление. М. ЭКСМО-Пресс
Различные справочники и словари.
Сайт Всош: олимпиадные задания по русскому языку.
Подготовка учащихся к олимпиаде по русскому языку.
Тематическое планирование.
№
п/п
Название раздела, темы
часы
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии
Формы и приёмы работы
1
Введение. Разные виды олимпиадных заданий.
3
Творческие работы. Тестовые задания. Вопросы, требующие письменного ответа. Лингвистические задачи. Рекомендации по их выполнению.
Лекция с элементами беседы, выполнение заданий.
2
История языка.
3
Изменения, происходящие в языке. Алфавит. Падение редуцированных. Полногласие и неполногласие. Изменения в лексике и грамматике.
Лекция с элементами беседы.
Тренировочные упражнения.
Самостоятельная работа.
3
Графика.
3
Соотнесение буквы и звука, йотированные буквы.
Лекция с элементами беседы.
Самостоятельная работа.
4
Фонетика.
3
Фонема. Сильная и слабая позиции гласных и согласных.
Лекция с элементами беседы, выполнение заданий.
5
Фонетические явления.
3
Фонетические явления: оглушение, озвончение, ассимиляция и др. Фонетический анализ слова, транскрипция.
Лекция с элементами беседы, выполнение заданий.
6
Орфоэпия.
3
Орфоэпические нормы. Ударение.
Работа с орфоэпическими словарями. Выполнение упражнений.
7
Лексикология.
3
Лексическое значение. Полисемия. Омонимия. Паронимы. Различные лексические группы
Лекция с элементами беседы.
Самостоятельная работа.
8
Фразеология.
3
Фразеологизмы, их строение, значение и происхождение.
Работа с толковым и фразеологическим словарями. Выполнение упражнений.
9
Фразеологические сращения.
3
Фразеологизмы, их строение, значение и происхождение.
Работа с толковым и фразеологическим словарями. Выполнение упражнений.
10
Фразеологические сочетания.
3
Фразеологизмы, их строение, значение и происхождение.
Работа с толковым и фразеологическим словарями. Выполнение упражнений.
11
Фразеологические единства.
3
Фразеологизмы, их строение, значение и происхождение.
Работа с толковым и фразеологическим словарями. Выполнение упражнений.
12
Этимология.
3
Происхождение слова. Ложная этимология.
Работа с этимологическим словарём. Тренировочные упражнения.
13
Словарная работа.
3
Происхождение слова. Ложная этимология.
Работа с этимологическим словарём.
14
Морфемика.
3
Структура слова. Аффиксы.
Тренировочные упражнения.
Самостоятельная работа.
15
Словообразование.
3
Различные способы образования слов.
Тренировочные упражнения.
Самостоятельная работа.
16
Морфология.
3
Морфологический анализ слова. Склонение числительных. Служебные части речи.
Лекция с элементами беседы.
Самостоятельная работа.
Работа в группах.
17
Части речи, их основные грамматические категории.
3
Имя существительное: категории одушевлённости, рода, числа, падежа. Имя прилагательное: разряды. Глагол: вид, спряжение, наклонение, лицо, время. Имя числительное, отличие от других частей речи со значением количества.
Лекция с элементами беседы.
Самостоятельная работа.
18
Омонимичные части речи.
3
Омонимия частей речи.
Лекция с элементами беседы.
Самостоятельная работа.
19
Производные предлоги.
3
Отличие производных предлогов от других частей речи.
Лекция с элементами беседы.
Самостоятельная работа.
20
Синтаксис.
3
Словосочетание и предложение. Синтаксический и пунктуационный анализы предложения.
Тренировочные упражнения. Конструирование предложений и словосочетаний.
21
Пунктуация.
3
Виды предложений. Синтаксические синонимы.
Тренировочные упражнения. Конструирование предложений и словосочетаний.
22
Синонимичные синтаксические конструкции.
3
Синтаксический и пунктуационный анализы предложения.
Тренировочные упражнения. Конструирование предложений и словосочетаний.
23
Стилистика и культура речи.
3
Функциональные стили языка, их основные признаки. Литературные нормы языка.
Самостоятельная работа.
Тренировочные упражнения.
24
Социолингвистика.
3
Литературные нормы языка.
Тренировочные упражнения.
25
Сравнительное языкознание.
3
Сленг, жаргон, арго. Табу и эвфемизмы.
Тренировочные упражнения.
Работа в группах.
26
Различные виды анализа текста.
3
Языковые семьи и группы. Славянские языки и признаки их родства. Интернациональная лексика. Имена и фамилии. Лингвистическое конструирование
Тренировочные упражнения.
Самостоятельная работа.
27
Культурологический анализ текста.
3
Лингвистический анализ текста. Комплексный анализ текста. Историко-лингвистический анализ текста.
Работа с текстом.
Самостоятельная работа.
28
Литературоведческий анализ текста.
3
Лингвистический анализ текста. Комплексный анализ текста. Историко-лингвистический анализ текста.
Работа с текстом.
Самостоятельная работа.
29
Лингвистический анализ текста.
3
Лингвистический анализ текста. Комплексный анализ текста. Историко-лингвистический анализ текста.
Работа с текстом.
30
Лингвосмысловой анализ текста.
3
Лингвистический анализ текста. Комплексный анализ текста. Историко-лингвистический анализ текста.
Работа с текстом.
Самостоятельная работа.
31
Комплексный анализ текста.
3
Лингвистический анализ текста. Комплексный анализ текста. Историко-лингвистический анализ текста.
Практикум.
Работа с текстом.
Самостоятельная работа.
32
Словообразование синхронное и диахроническое.
3
Лингвистический анализ текста. Комплексный анализ текста. Историко-лингвистический анализ текста.
Работа с текстом.
Самостоятельная работа.
33
Решение лингвистических задач.
3
Лингвистический анализ текста. Комплексный анализ текста. Историко-лингвистический анализ текста.
Практикум.
Работа с текстом.
Самостоятельная работа.
34
Решение лингвистических задач.
3
Лингвистический анализ текста. Комплексный анализ текста. Историко-лингвистический анализ текста.
Практикум.
Самостоятельная работа.
Всего
102
Хаджимурадова Х.А. Подготовка к олимпиаде по русскому языку. ГБОУ РД РМЛИ ДОД
хђЗаголовок 315