Занятие по развитию речи на тему: пересказ сказки Заяц Хваста(старшая группа)


Тема: Пересказ сказки «Заяц Хваста».
(старшая группа)
Цель: развитие всех компонентов устной речи.
Воспитательные задачи: воспитывать языковое чутьё, внимательное отношение к языку и его грамматическому строю, формировать критическое отношение к своей и чужой речи, желание говорить правильно.
Развивающие задачи: развивать умение образовывать существительные с ласкательными, уменьшительными суффиксами, расширять запасы антонимов, формировать умение употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации.
Образовательные задачи: формировать умение связно, последовательно и выразительно воспроизводить готовый текст без помощи взрослого, интонационно передавая диалоги действующих лиц и давая характеристику персонажам.
Основная образовательная область «Коммуникация»
Интегрированные образовательные области: познание, физическая культура, здоровье, социализация, чтение художественной литературы, художественное творчество.
Методы и приёмы: Методы: наглядные, словесные, практические, игровые.
Приёмы: художественное слово, дидактические игры, сюрпризный момент, вопросы, рассматривание картины, поощрение.Наглядные средства обучения: картина «Зайцы на поляне»
Словарная работа:
Обогащение словаря: заинька, хвоста.
Активизация словаря: зайчата, слабые.
Предварительная работа: изучение методической литературы: О.Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет», Москва 2012; И.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», Москва 2013; подбор картины, сказки для пересказа.
Структура:
I. Вводная часть.
1. Загадка.
2. Постановка детской цели – помочь Заиньке найти друзей.
II. Основная часть.
1. Рассматривание картины «Зайцы на поляне».
2. Физминутка.
3. Рассказывание сказки «Заяц Хваста», вопросы по сказке
4. Игра-драматизация, пересказ сказки.
5.П/и
6.Рисование зайца нетрадиционным методом
III. Итог.
Ход образовательной деятельности:
(Воспитатель загадывает загадку):
Кто любит морковку и прыгает ловко
И прыгает ловко,
Портит в огороде грядки,
Убегает без оглядки? (Заяц)
- Почему вы думаете, что это заяц? (Ответы детей).
В.-Зайчик прибежал из леса сегодня к нам в гости. Как тебя зовут?
З.-Заинька.
В.- Посмотрите, какой Заинька грустный. Как вы думаете почему? Может быть у него мало друзей? Давайте поможем ему их найти.
(Воспитатель показывает картину «Зайцы на поляне»).
- Посмотрите, как можно назвать картину?
- Кто здесь изображен?
- Какие зайчата?
- Какие зайцы?
- Заяц сильный , а зайчонок…(слабый) .
- Заяц бегает быстро, а зайчата… (медленно).
- Как можно ласково назвать зайца? (Зайчик, заинька).
- А как ласково называть зайчат? (зайчишки).
В.- Ребята, я знаю сказку «» и хочу рассказать её вам и нашему Заиньке («Заяц -Хваста» в обработке А. Толстого).
В.- Жил-был заяц в лесу. Летом ему было хорошо, а зимой плохо: приходилось к крестьянам на гумно приходить, овес воровать. Приходит к одному крестьянину на гумно, а тут уже стадо зайцев. Вот и начал он им хвастать:
-У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи-я никого не боюсь.
Зайцы и рассказали про этого хвастуна тетке вороне. Тетка ворона пошла хвастуна разыскивать и нашла его под корягой. Заяц испугался:
-Тетка ворона, я больше не буду хвастать.
-А как ты хвастал?
- У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи-я никого не боюсь.
Вот она его маленько и потрепала.-Боле не хвастай.
Раз сидела ворона на заборе, собаки её подхватили, и давай мять, а заяц это увидел: "Как бы вороне помочь?" выскочил на горочку и сел. Собаки увидели зайца, бросили ворону - да за ним, а ворона опять на забор. А заяц от собак ушёл.
(Воспитатель еще раз рассказывает сказку, затем предлагает детям разыграть ее по ролям: один ребенок за ворону, другой за зайца, третий за автора. Обыгрывается 2-3раза).В.-Ребята, давайте поможем нашему Заиньке найти друзей. Мы уже знаем, как рисовать образ животного на основе геометрических фигур: тело, голову, уши – рисуем овальной формы, а затем раскрашиваем.
- Посмотри, Заинька, сколько у тебя теперь друзей!
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы сегодня помогли Заиньки найти столько друзей и рассказали ему очень поучительную сказку.
Тема: «Знакомство с воздухом».
(средняя группа)
Цель: побуждать детей к поисково-исследовательской деятельности. Вызвать интерес к познанию нового.
Воспитательные: воспитывать коммуникативные навыки, умения, договариваться, желание помочь, толерантность.
Развивающие: стимулировать речевую активность, развивать разговорную речь. Создать условия для развития интереса к познавательной деятельности, логического мышления, внимания, памяти. Развивать двигательную активность через подвижную игру.
Образовательные: создать условия для знакомства детей со способами обнаружения и некоторыми свойствами воздуха.
Основная образовательная область «Познание»
Интегрированные образовательные области: коммуникация, музыка, художественная литература, физическая культура, здоровье, социализация.Методы и приёмы: поисково-исследовательские, наглядные, словесные, игровые, проблемные вопросы, опыты, анализ, сопоставление.Наглядные средства обучения: шарики, иллюстрация к сказке, оборудование для опытов, музыкальные инструменты или их изображения, карточки с изображением свойств воздуха.
Словарная работа:
Обогащение словаря: воздушный, воздушное.
Активизация словаря: невидимый, прозрачный.
Предварительная работа: изучение методической и специальной литературы, программы Н.Рыжовой "Наш дом-природа", подбор опытов, игр, физминуток, изготовление демонстрационного материала.
Структура:
Вводная часть.
1. Игра с шариками
2. Беседа. Проблемные вопросы о воздухе.
Основная часть.
1. Чтение и обсуждение сказки «Пузырь, соломинка и лапоть»
2. П/и «Пузырь».
3. Опыты.
Итог .Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я принесла – шарики. Давайте с ними поиграем. (Дети подбрасывают шарики и ловят)
- Что мы делаем с шариками, чтоб они стали овальными?
- Верно, мы их надуваем.
- А что можно еще надуть? (Ответы детей)
- Чем же мы надуваем шарики, мячики, мыльные пузыри?
А сейчас послушайте сказку «Пузырь, соломинка и лапоть»
- Как вы думаете, был ли Пузырь похож на мыльные пузыри или на воздушные шарики.
- Что у него было внутри?
- Почему Пузырь лопнул?
Верно, Пузырь так хохотал, что лопнул и из него вышел весь воздух.
(Дети встают в круг, берутся за руки, расширяют круг и разбегаются)
Раздувайся, пузырь,
Раздувайся большой,
Оставайся такой и не лопайся ,Он летел, летел, летел,
И на ветку налетел,
Лопнул!
- Ребята, а что такое воздух?
- Посмотрите по сторонам, можно ли увидеть воздух?
Давайте попробуем доказать, что воздух есть, везде. Но он невидим. Для этого мы проведем с вами опыты.
1.Опыт. Воздух невидим.
Детям раздаются целлофановые пакеты. Попробуйте поймать воздух. Поднимите мешочки вверх и резко опустите, закрутите мешочки.
-Что внутри мешочков? (воздух)
- Какой вывод мы сделаем? Можно ли увидеть воздух?
Правильно, воздух невидим. Он прозрачный.
2.Опыт. Воздух не пахнет.
Давайте понюхаем воздух. Сделайте носом вдох, потом выдох. А теперь глубокий вдох и выдох. Вы чувствуете какой-нибудь запах? Какой вывод мы сделаем? (Воздух не имеет запаха)
3.Опыт. Воздух звучит.
- Как вы думаете, воздух можно услышать? (Детям раздаются бутылочки) Давайте подуем в горлышко – возникает свист.
- А ещё как можно посвистеть? (губами, свистками, дудочкой)
- Какой вывод делаем?
Воздух может звучать. Многие музыкальные инструменты звучат за счет воздуха. Например: труба, флейта, орган. Посмотрите на орган, как много у него разных труб: толстые и тонкие. По ним проходит воздух и звучит. Ребята что нового мы узнали о воздухе? (ответы детей)