Конспект занятия дефектолога Дикие и домашние животные и их детёныши


Конспект подгруппового занятия дефектолога
по развитию речи («Особый ребёнок»)
Тема: «Дикие и домашние животные и их детёныши»
Цель: закрепление знаний о домашних и диких животных и их детёнышах.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:1. Активизировать и закрепить словарь по данной теме.2.Упражнять детей отвечать на вопросы педагога полным ответом.3.Расширять представления о диких и домашних животных и их детёнышах, жилищах и питании.
Коррекционно – развивающие:1. Развивать органы артикуляционного аппарата, общие речевые навыки. 2.Развивать зрительное внимание, мелкую моторику, тактильное восприятие.
Коррекционно – воспитательные:1.Воспитывать интерес к коррекционно-развивающим занятиям. 2.Воспитывать бережное отношение к диким и домашним животным.
Оборудование и раздаточный материал: карточки-смайлики, карточки с упражнениями артикуляционной гимнастики, демонстрационный и раздаточные материал предметные картинки «Домашние животные», «Дикие животные и их детёныши», цветные карандаши, резиновые игрушки «Дикие и домашние животные», модель «Лес и Ферма», мультимедиа: экран, ноутбук, колонки; магнитная доска, животные «без хвоста», конверт с заданиями, Су-Джок, «Тактильные лабиринты», раскраски «Домашние и дикие животные»,д\п «Зимний лес».
Форма: подгрупповая.
Тип занятия: Закрепление знаний.
Методы и приёмы: Закрепления и повторения, словесный, беседа, наглядный, деятельностный, икт.
Используемые технологии: Икт, дифференцированный подход, здоровьесберегающая.

Ход занятия
№ п/п
Виды деятельности,
коррекционная направленность
Деятельность педагога
Деятельность детей
Примечание

1.






2.
Организационный момент
Настрой обучающихся на совместную работу, установление эмоционального контакта между обучающимися и педагогом.
Введение в тему занятия
Развитие умения входить в игровую ситуацию
(Достаю конверт и показываю детям, на конверте написано: От Маши).
- Посмотрите, ребята, сегодня, когда я шла утром на работу – почтальон вручил мне письмо, это письмо нам написала Маша.
-Давайте скорее откроем письмо и прочитаем, что же она нам написала? (Открываю конверт, читаю письмо).
«Здравствуйте, дорогие ребята! Я живу в деревне и на моей ферме есть животные, сегодня, когда я их покормила утром, уходя забыла запереть ворота и все мои животные убежали в лес и перепутались с лесными животными. Теперь я не знаю, что мне делать, как мне их разделить и вернуть домой? Ведь скоро ночь, животные могут заблудиться и причинить себе вред. Сначала я отправилась в лес, на поиски одна, но найти их у меня не вышло. Потому что в лесу очень много препятствий, с которыми без вашей помощи я не справлюсь. Ребята, прошу вас, помогите мне, пожалуйста! За это я вас отблагодарю. Отправляю вам задания, с которыми нужно справиться, чтобы пройти лесные препятствия ».
-Ну что, ребята, поможем Маше найти её животных?
-Давайте сядем за столы и начнём помогать.

Здравствуйте, ребята! Давайте с вами встанем в кружок и поприветствуем друг друга! (Раздаю карточки- смайлики). Покажите мне какое у вас сегодня настроение весёлое или грустное?

Дети показывают(приближают) к губам карточки-смайлики. Показывают кто весёлый, кто грустный.






































-Да.
Усаживаются за столы.


















3.
Артикуляционная гимнастика
Развитие органов артикуляционного аппарата


(Достаю 1 – е задание из конверта и читаю).
-Маша пишет, что она вошла в лес, а животных не видно, они спрятались за деревьями, чтобы они вышли и показались, нужно выполнить верно артикуляционную гимнастику.
(На слайде тем временем появляется лес, деревья, из-за которых по-очереди будут появляться животные, после выполнения артикуляционной гимнастики).
- Сейчас по-одному выходите, выбирайте упражнение, нужно будет дать ему верное название и показать как выполнять его верно, затем все вместе будем выполнять.






-Молодцы, всё верно сделали!













-Каждый ребёнок выходит с индивид. зеркалом, берёт карточку – упражнение, называет его, показывает как правильно его выполнять, все вместе выполняют(2-3 раза).








(После выполнения каждого упражнения – на слайде появляются животные).


4.
Основная часть
Беседа
Активизация и закрепление словаря по данной теме;
Развитие связной речи, умения отвечать полным ответом, грамматического строя речи.
(Достаю 2-е задание из конверта).
-А сейчас Маша просит вас рассказать какие животные сбежали с фермы, а какие живут в лесу?
-Олеся, расскажи, какие животные сбежали от Маши?
-Верно, а если они сбежали от Маши из дома, то какие это животные?
-Правильно, Олеся, молодец! Ребята, а почему мы их называем домашними?
- А почему нельзя оставлять домашних животных без присмотра человека? Почему Маша боится за них?
-Верно, молодцы! А какие ещё животные у нас остались, Вика?
-А какие это животные? Как можно назвать их одним словом?
-Всё правильно, Вика. Ребята, а почему дикие животные живут в лесу?
-Молодцы! Всё верно рассказали Маше. Давайте дальше будем помогать, посмотрим, что же дальше нужно сделать.
(На слайде появляется изображение тёмного, страшного леса, раздаётся вой волка).
-Ребята, кто это?
-Маша, пишет, что очень испугалась, а ещё увидела, что волк пришёл не один, а с кем-то маленьким, но очень похожим на волка, она его тоже испугалась и задаёт вопрос, кто же это с волком?
-Ребята, кто же это пришёл с волком?
-Молодцы, правильно, но Маша не знала, что у диких животных тоже есть детёныши, как и у домашних, она просит у вас помощи рассказать о них, чтобы при встрече с детёнышами диких животных она их узнала.






-Лошадь, корова, свинья, собака, кошка.
-Домашние.

-Потому что они живут дома, с человеком, под его присмотром.
-Потому что они могут заблудиться, проголодаться и причинить себе и окружающим вред.
-Волк, лиса, медведь, заяц, белка.

-Дикие.

-Потому что им нравится самим себе добывать корм и устраивать жилище.





-Волк.




-Это детёныш волка – волчонок.
























































5.
Индивидуальная работа с карточками
«Семья»
Активизация и закрепление словаря по данной теме;
Развитие связной речи, умения отвечать полным ответом, грамматического строя речи; развитие мелкой моторики.
-Давайте расскажем Маше, что у диких животных могут быть целые семьи. Вам нужно найти каждому детёнышу маму и папу сначала разложите перед собой папу-животного, затем маму-животного, а потом детёныша. (Раздаю карточки с предметными картинками диких животных и их детёнышей вперемешку, смотрю верно ли выполняют). (После того как все разложили, начинаю каждого спрашивать, добиваюсь, чтоб каждый отвечал полным ответом).
-Аня, расскажи, какую семью ты собрала, как их называют? Только полным ответом.
-Молодец, Аня!
(Затем так же спрашиваю, других детей про медведя, зайца, белку, лису).
-Помогли Маше, теперь она знает, какие семьи есть у диких животных.










-Я собрала семью волка. Папа – волк, мама – волчица, а детёныш – волчонок.















6.
Д\и «Угадай, чей хвост?»
Активизация и закрепление словаря по данной теме;
Развитие связной речи, умения отвечать полным ответом, грамматического строя речи.
(На доске висят картинки «хвосты животных 5 шт.», у детей на столах 5 предметных картинок «животные без хвоста»);
-Но вот, Маша пишет, что там случилась неприятность: домашние и дикие животные так испугались волчьего воя и так быстро побежали, что растеряли свои хвосты, нужно им скорей помочь.
-Сейчас, я каждому из вас раздам животных, затем покажу хвост, а вы должны сначала ответить, кто потерял этот хвост, а затем найти животное у себя и прикрепить ему хвост на доске. (Беру «хвост» волка и задаю вопрос) -Кто потерял этот хвост?
-Правильно!
-А сейчас возьми волка и прикрепи ему хвост.
(Так же с остальными животными, работает каждый ребёнок).
-Молодцы, ребята, вы всё сделали верно, помогли животным найти свои хвосты.











- Этот хвост потерял – волк.

-Прикрепляет.





7.



Д\и «Кто какой?»
Активизация и закрепление словаря по данной теме;
-Маша пишет: «Наконец-то, ребята, животные все вышли на поляну, теперь нужно их разделить на домашних и диких». (На столе резиновые игрушки диких и домашних животных вразнобой; модель ферма и лес).
-Давайте поможем Маше разделить диких и домашних животных. Куда мы поместим домашних животных? А куда диких?
- Выходим к столу по-одному. Каждый уберёт одно дикое животное и одно домашнее животное. (После того, как всех животных разделили, ещё раз спрашиваю, какие животные на ферме – домашние и назовём; какие в лесу – дикие и назовём).
-Вы помогли Маше разделить диких и домашних животных, теперь она знает каких животных ей нужно отвести домой.
Но Маше теперь нужно найти верную дорожку к дому, а она ушла далеко в лес и не знает какая дорожка правильная.







-Домашних- на ферму, диких – в лес.
-Выходят, разделяют.
-Перечисляют животных.


8.
Пальчиковая гимнастика
Развитие мелкой моторики;
общих речевых навыков.
Давайте мы её поможем, но сначала сделаем гимнастику для наших пальчиков.
– Берём наши шарики (Су-Джок). И повторяем вместе со мной:
Шла медведица спросонок, /катать шарик по левой руке/
А за нею – медвежонок.       /катать шарик по правой руке/
А потом пришли детишки,   /катать шарик м\у двумя ладонями/
Принесли в портфелях книжки. /два раза нажимать шариком на каждый палец/
Стали книжки открывать      
И в тетрадочках писать.



-Выполняют гимнастику.


9.
Д\и «Тактильные лабиринты»
Развитие зрительного внимания, мелкой моторики, тактильного восприятия.
(Раздаю детям «Тактильные лабиринты», на которых нужно найти правильную дорожку Маше и домашним животным к дому).
-Посмотрите, ребята, перед вами три дорожки, вам нужно найти правильную.
Сначала, попробуйте найти правильную дорожку глазками, с какой дорожки начнём? Приступаем. Доберётся Маша по 1 дорожке?
Смотрим дальше, на какую переходим?
Доберётся Маша по 2 дорожке к домику?
А сейчас ещё раз проведём по этой дорожке пальчиком, чтобы не ошибиться, я буду смотреть.
- По дорожке с каким номером Маша с животными пойдут домой?






-С первой.
-Нет.
-На вторую.
-Да, доберётся.


-По дорожке номер 2.


10.
Д\и «Кто где живёт?»
Расширение и закрепление представлений о жилищах диких животных.
Активизация и закрепление словаря по данной теме;
Развитие связной речи, умения отвечать полным ответом, грамматического строя речи.
(Достаю ещё задание).
-Ребята, а Маша удивилась и хочет у вас спросить: «Домашние животные отправились домой, а у диких разве нет домиков, где же они живут в лесу?»
-Давайте расскажем и покажем Маше, где живут дикие животные? (Выставляется «Зимний лес», Дети по очереди выходят, берут со стола фигурку дикого животного и прикрепляют ее на дидактическое пособие «Зимний лес», в нужное место).
-Аня, расскажи, где живёт белка в лесу, как называется её домик ,скажи полным ответом?
(И так каждый ребёнок рассказывает про жилище остальных диких животных).











-Белка живёт в дупле, на дереве.


11.
«Кто что ест?»
Активизация и закрепление словаря по данной теме;
Развитие связной речи, умения отвечать полным ответом, грамматического строя речи.
-А ещё Маша хотела бы у вас спросить, чем же питаются дикие животные в лесу? (Показываю указкой на дикое животное и спрашиваю, чем оно питается?)
-Чем питается белка?
(И так про каждое дикое животное рассказывают дети).
-Молодцы, ребята! Вы хорошо знаете, где живут дикие животные и чем питаются, а теперь это знает и Маша.
Ну вот, наконец-то они вместе с домашними животными уже пришли домой, и животные с лесной прогулки сильно проголодались, Маша тоже устала, давайте поможем ей накормить своих питомцев. Знаете ли вы, чем питаются домашние животные?





-Белка ест орешки.












12.
Д\и с прищепками «Кто что ест?»
Активизация и закрепление словаря по данной теме;
Развитие связной речи, умения отвечать полным ответом, грамматического строя речи.
Развитие мелкой моторики.

(Раздаю предметные картинки еда для каждого дом. животного и пр. картинки дом. животных, прищепки).
-Вы должны соединить домашнее животное и корм, которым это животное питается прищепками.
-Начинаем выполнять.
(После того, как все справились, спрашиваю у каждого про каждое животное).
-Кристина, что кушает собака? (И так про каждое дом. животное).
-Всё верно, ребята. Помогли мы Маше?
-Маша вас благодарит за помощь, и говорит вам спасибо, а ещё за ваши старания она прислала вам подарки, которые вы можете рассмотреть в группе.





-Выполняют упражнение.


-Собака грызёт косточку.

-Да!













13.
Итог занятия.

-Встаём в кружок. Ребята, вам понравилось помогать Маше?
-Что больше всего вам понравилось на занятии?
-Давайте возьмём смайлики и покажем, какое у вас настроение в конце занятия.
Давайте скажем нашим гостям: «Спасибо и до свидания!»


-Да!
-Ответы детей.



-Берут смайлики, показывают настроение.
(Расходятся).



Рисунок 19Рисунок 25Рисунок 28Рисунок 31Рисунок 34Рисунок 3715