Математика Формирование вычислительных умений и навыков (4 класс)


Открытый урок-деловая игра по математике (4 класс)
учитель : Исакова Г.С.

Тема: Формирование вычислительных умений и навыков.
Цель: 1.Формировать вычислительные умения и навыки, умение решать задачи. Анализировать математические задания.
2. Развивать логическое и алгоритмическое мышление, познавательные и интеллектуальные возможности.
3. Воспитывать коллективизм и патриотизм, нравственные черты личности, способность самосовершенствоваться.

Тип урока: урок-деловая игра, работа в микрогруппах.

Ход урока:
Организационный момент. Психологический настрой.
Постановка цели урока.
- Сегодня у нас урок необычный. Нам предстоит поработать в фирмах. Возможно, мы не решим глобальных государственных проблем. Мы начнем с малого и шаг за шагом будем продвигаться к будущему. Наша страна стремится стать процветающей. И поэтому многие открыли и продолжают создавать фирмы. С их помощью государство идет вперед.
- Сегодня на уроке открыты фирмы по производству, реализации и сбыту зерна и хлебопродуктов.










- Их президентами являются (перечисляю имена)
Они будут моими непосредственными помощниками. Я являюсь генеральным директором головного предприятия.
Вручаю вам пакет с деловыми бумагами на ближайший период времени.(задания в файлах- напечатанные). Будущее фирм будет зависеть от того, как вы справитесь с поставленными задачами.
3. Устный счет
-Проверим, чья фирма умеет хорошо считать. Умение считать для фирм- это очень важно



(за правильный ответ вручаются денежные купюры в соответствии со сложностью вопроса. Ответы учащиеся записывают на переносных досках. Задания для устного счета отображаются на доске-из презентации урока)

-Итак, кто больше заработает на счет своего банка.

1. 1) 320*2 =640
2) 10000- 5100=4900
3) 126: 9=14
4) 827+406+594=1827 (100 рублей каждый ответ)

2. К посеву хлебных культур сначала приступило 130 рабочих и 110 работниц фирм. Их разделили на 10 одинаковых бригад. Сколько человек в каждой бригаде? (24 человека) (200 рублей)


Президенту фирмы 35 лет, он старше своего секретаря на 6 лет. Сколько лет секретарю? (29 лет) (100 руб)
Умножьте количество месяцев в году на число дней в неделе. (12*7=84 дня) (200 руб)
из 1 центнера вычесть 30 кг. (70 кг) (100 руб)
Длина прямоугольного участка под посевы равна 200 метров, а ширина – 20 метров. Чему равна площадь этого участка? (S= 200*20= 4000 квадратных метра.) (200 руб)

4. Работа над деловыми бумагами.
- А теперь приступим к работе по деловым бумагам. Вам нужно решить задачу. В решении вам поможет алгоритм. (алгоритм-карточка стоит на столе)
(1..Прочитай.
2. Что известно.
3. Что нужно узнать.
4. Можем ли мы Почему?
5. Какие главные слова
6 Реши)

Задача (в раздаточной карте)
На первом поле посеяли 1 фирма 400 га пшеницы (1900)
2 фирма 200 га пшеницы (950)
3 фирма 300 га пшеницы (1425)
4 фирма 100 га пшеницы (475)
5 фирма 240 га пшеницы (1140),


А на втором в 3 раза больше чем на первом, а на третьем поле посели в 4 раза меньше, чем на втором. Сколько всего гектаров пшеницы засеяно на трёх полях? (500 тенге)

Реши и проверь
-Бухгалтер фирмы допустил ошибку в вычислениях. Найди и исправь ее. (на раздаточной карте)
349 736 4 217 50106
* 5 4 174 * 9 19038
17 55 33 1853
·31968
32
16
16
0

(проверка микрогрупп) (каждый по 100 тенге)

Физминутка
- Если моё высказывание истинное, то вы молчите, если ложное – хлопайте в ладоши 2 раза:
В 1 км – 100 м
Уменьшить число в 3 раза – значит умножить его на 3.
Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо большее разделить на меньшее.
200 : 10= 2000

. Программированный опрос.
Ответьте на вопросы программированного опроса самостоятельно. Если утверждение истинно, вы в карточке ставите плюс в соответствующей колонке, если ложно- минус.
(президенты раздайте карточки)


(карточка ученика)
1
2
3
4
5
6
7
8











(презентация)
440+200=600
2км=200м





18 месяцев= 1год 6 месяцев
120*4= 840
4+5 –числовое выражение
150+х=260
Х=260-150
Х=111
300*10= 3000
5 кг400г-4кг 100г= 1 кг 200г (каждый верный ответ 10 руб)
Группы обмениваются листочками, взаимопроверка, подсчет баллов.

Задача.
-Следующее задание по деловым бумагам. Прочитайте задачу и установите, какая схема к ней подходит. (дети читают, на столе выбирают схему, которая подходит к задаче).

Задача. На элеватор привезли 10 машин пшеницы по 42 ц на каждой, а ячменя в 3 раза меньше. На сколько центнеров больше привезли пшеницы, чем ячменя?

1 схема Пшеницы – 10 м по 42 ц
Ячменя - ? , в 3 раза больше

2 схема Пшеницы – 10м по 42 ц
Ячменя -? В 3 раза меньше

(наклеить краткую запись в деловой лист) (100 тенге)

5. Аукцион знаний
- А сейчас проведем аукцион знаний
-уважаемые работники фирм! Вы можете приобрести ценные вещи за знания. Начнем торг. Вашему вниманию представлена ценная картина, необычной красоты. (книга, мягкая игрушка)

(150*4):10+80 (140)
630:70+ 70:70 (10)
(727+73):80+15 (25)

6. Резерв.
Ваша фирма участвует в благотворительной акции. Необходимо выполнить задние. Заработанные вами деньги пойдут в фонд защиты природы. Каждый человек сам решает, будет ли он участвовать в этой акции, и какую сумму он может внести.




-Выберите задание на карточках. Чем дороже задание, тем сложнее.
(учащиеся выбирают задания и выполняют. Сдают учителю.)

Задание.
1 уровень
Длина прямоугольника 8 см, а ширина 5 см. найти площадь и периметр. (100р)

2 уровень.
Найди площадь прямоугольной площадки , если ее длина равна 12 метров, а ширина в 3 раза меньше. (200т)

3 уровень
Найди площадь квадрата, который имеет такой же периметр, как прямоугольник со сторонами 5 см и 7 см. (300т)


7. Итог.
- А теперь время подвести итоги. Мы плодотворно поработали. Президенты должны отметить своих подчиненных. В сводной ведомости выставьте контрольные баллы. Раздайте зарплату своим коллегам.
ФИО
Оценка

1


2


3


4


5






















Деловой пакет с заданиями



1. Задача 1
На первом поле посеяли 400 га пшеницы, а на втором в 3 раза больше чем на первом, а на третьем поле посели в 4 раза меньше, чем на втором. Сколько всего гектаров пшеницы засеяно на трёх полях?



Задание 2
Исправь ошибку:
349 736 4 217 50106
* 5 4 174 * 9 19038
17 55 33 1853 31968
32
16
16
0



Задание 3
Прочитайте задачу и установите, какая схема к ней подойдет. Приклейте схему к карте.
На элеватор привезли 10 машин пшеницы по 42 ц на каждой, а ячменя в 3 раза меньше. На сколько центнеров больше привезли пшеницы, чем ячменя?






Исток




Зерно


Колосок



15