Табличное умножение и деление с числом 5. Закрепление вычислительных навыков.


Тема: Табличное умножение и деление с числом 5. Закрепление вычислительных
навыков.
Тип урока: комбинированный
Автор Козлова Светлана Васильевна
Цели:
- закрепить вычислительные навыки табличных случаев умножения и деления
с числом 5;
- развивать логическое мышление уч-ся: умение группировать предметы по
по определённому признаку;
- автоматизировать произношение слов сложной слоговой структуры;
- воспитывать бережное отношение к природе родного края;
Формируемые УУД:
Регулятивные:
применять установленные правила в планировании способа решения задачи;
контролировать свою деятельность; работать по инструкции.
Познавательные:
владеть общими приёмами вычислений; обобщать и классифицировать, опираясь на
определённый признак.
Коммуникативные:
строить монологическое высказывание с использованием математической терминологии;
Ресурсное обеспечение занятия: М.И. Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова «Математика» 3 класс, учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе в 2-х частях, Москва «Просвещение», 2013г; аудиозапись произведения П.Чайковского «Времена года. Осень»; компьютерная презентация; картинки с изображением грибов, осенние листья (рисунки).
Ход урока

Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся

I этап Организационный момент
Создание благоприятной эмоциональной обстановки.

- Здравствуйте, ребята! Давайте подарим друг другу улыбки, хорошее настроение и приступим к занятию. Сегодня у нас необычный урок математики: урок – путешествие. А путешествовать мы будем с вами по осеннему лесу.
(тихо звучит музыка П.Чайковского «Времена года. Осень»)
Слайд 2
- Осенний лес полон звуков: шуршит под ногами опавшая листва, отыскивая под корой личинок и жучков, стучит по стволу старого дуба дятел, перелётные птицы прощаются со своими родными краями. Путешествуя по лесу, мы обязательно встретим его обитателей и выполним все задания, которые они нам подготовили.
(музыку выключить)

Учащиеся эмоционально настраиваются на урок.








II этап
Устный счёт
Мотивация учащихся к учебной деятельности,
актуализация знаний.
- Отгадайте загадку и узнайте, кто приготовил нам первое задание.
- За деревьями, кустами
Промелькнула словно пламя.
Промелькнула, пробежала,
Нет ни дыма, ни пожара.
(Лиса)
Слайд 3
- Правильно, это лиса. Мы знаем, что лиса очень хитрое животное. Лиса специально перепутала компоненты арифметических действий. Возьмите карточки с заданием и соотнесите название арифметического действия и его компоненты.
Слайд 4
(проверка задания по готовому образцу)

- Путешествуя по лесу, не будем забывать, что в лесу мы – гости, поэтому вести себя будем тихо.
Игра «Молчанка»
(учитель записывает результаты действий на доске)
Сумма чисел 30 и 15 (45)
Произведение чисел 4 и 3 (12)
Разность чисел 38 и 8 (30)
Первое слагаемое 20, второе – 25. Чему равна сумма? (45)
Какие два числа нужно умножить, чтобы получилось 15 (5, 3)
Уменьшаемое 100, вычитаемое 30. Найдите разность. (70)
Делимое 50, делитель 5. Чему равно частное? (10)
Частное чисел 18 и 2 (9)
Увеличьте 45 на 5. (50)
Уменьшите 60 на 5 (55)
Увеличьте 5 в 4 раза (20)
Уменьшите 25 в 5 раз (5)
- Посмотрите на числа, которые у нас получились. Назовите круглые десятки.
Запишите их в тетрадь.

Слайд 5
- «Лесной почтальон» сорока принесла нам конверт с заданием. Давайте посмотрим, какое задание нам предстоит выполнить?
Составьте по краткой записи задачу и решите её.
На 1-ой ветке – 5 шишек
На 3 ветках - ? шишек
Наше путешествие по осеннему лесу продолжается.
Слайд 6
В лесной школе зайчонку дали задание, а он никак не может его выполнить. Давайте ему поможем.
Найдите закономерность и продолжите числовой ряд:
50, 45, 40,
Молодцы вы справились с заданием и помогли зайчонку.
- Посмотрите внимательно на числовой ряд. На какие две группы можно разделить все числа? (Круглые десятки и числа, в записи которой есть цифра 5).
Запишите в тетради эти группы чисел.
Что объединяет все эти числа? (Все эти числа делятся на 5)
Слайд 7
Как вы думаете, какая тема нашего урока – путешествия?
- Правильно, сегодня на уроке мы будем закреплять знания таблицы умножения и деления с числом 5, будем учиться применять эти знания при решении примеров и задач.
Учащиеся участвуют в учебном диалоге.








Учащиеся работают в парах.



Учащиеся соотносят выполненное ими задание с образцом, исправляют ошибки.





Учащиеся выполняют вычислительные операции и с помощью карточек показывают результаты действий.










Учащиеся отвечают на вопросы учителя и выполняют задание в тетради.





Учащиеся составляют задачу по краткой записи и записывают решение в тетрадь.




Учащиеся определяют закономерность и записывают числовой ряд. 1 уч-ся работает у доски.


Учащиеся высказывают своё мнение, выполняют задание в тетради.



Учащиеся с помощью учителя формулируют тему урока.

III этап
Закрепление вычислительных навыков
Развитие мыслительных операций.























Физминутка

































- Ой, ребята, посмотрите: тучки затянули небо, вот – вот пойдёт дождик. А чтобы солнышко снова выглянуло из-за туч, и дождик не омрачил наше путешествие, нам надо правильно выполнить следующее задание.
Слайд 8
Используя данный пример на умножение, нужно записать ещё два примера на деление.

5 х 4 7 х 5 9 х 5 5 х 8
. .
. .
- Задание выполнили правильно, снова светит солнышко, и мы можем продолжать наше путешествие по осеннему лесу.
Слайд 9
- Путешествуя по лесу, мы вышли на полянку. Белочка заготовила на зиму грибы. Грибы эти непростые: на них записаны числа:
45, 5, 48, 13, 35, 53, 40, 10, 27, 25, 30, 50, 51, 15, 20, 54, 16.
Если число делится на 5 – значит гриб хороший и съедобный.
Давайте поможем белочке отобрать только съедобные грибы.

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо всё выше, выше.


- Мы подошли к могучему дубу. В дупле старого дуба живёт мудрая сова.
Она много знает. Что интересного она нам расскажет?
Слайд 10
- В Рязанской области создан Окский заповедник. Заповедник – это место, где сохраняют и оберегают редкие виды животных и растений.
Окский заповедник был создан специально для охраны выхухоли, зверька из семейства кротовых.

Слайд 11
Длина его тела 20 см, а хвост на 2 см короче. Узнайте размер выхухоли от мордочки до кончика хвоста.
(Анализ задачи)
- Путешествуя по лесу, мы собрали замечательный букет из ярких осенних листьев. Я каждому из вас подарю листочек. На нём записано задание. Как вы думаете, что необходимо сделать?

5 х 4 * 18 45 : 5 * 99 5 х 5 * 75 - 50
6 х 5 * 20 10 : 2 * 5 8 х 5 * 30 - 6
(проверка задания)







Учащиеся выполняют задание у доски, комментируя свои действия.








Учащиеся выполняют задания в тетради самостоятельно, обращаются за помощью, формулируют затруднения; выполняют проверку в парах.


Учащиеся выполняют упражнения.



















Учащиеся анализируют задачу и решают у доски.




Учащиеся высказывают своё мнение, самостоятельно выполняют задание в тетради.

IV этап
Рефлекия


Слайд 12
- Наше путешествие подходит к концу. Я надеюсь, что оно вам понравилось.
-Какие задания вызвали у вас затруднения?
- Что вам больше всего запомнилось?
(выставление оценок, объяснение домашнего задания)
Учащиеся участвуют в учебном диалоге.