Конспект урока по литературному чтению по теме Н. Н. Носов рассказ Леденец


Урок литературного чтения 2 класс
Тема: Н.Н. Носов «Леденец»
Тип: комбинированный урок
Форма организации учебного процесса: фронтальная, индивидуальная.
Цель: познакомить учащихся с рассказом Н. Носов «Леденец».
Задачи:
Обучающие:
Создать условия для формирования умения воссоздавать картины, нарисованные автором в произведении.
Формирование умения через создание системы образов анализировать содержание текста.
Формирование читательских умений и навыков.
Развивающие:
Развивать литературную речь, умение высказывать собственное мнение.
Развивать внимание, память.
Формирование собственных впечатлений и переживаний при чтении художественного текста
Воспитывающие: Создать условия для формирования нравственных представлений у учащихся.
Ход урока
Организационный момент.
В нашем классе стало тише
Прозвенел уже звонок.
Улыбнитесь, распрямитесь.
Нам пора начать урок.
- Давайте вспомним, что значит учиться? Как добыть новые знания?
- Нужно все делать самому: узнать, что я не знаю и самому найти способ.
- Где можно найти информацию?
- Книга.
2. Проверка домашнего задания
Чтение стихотворения Бориса Заходера «Никто».
Вопросы:
Какое это произведение: весёлое или грустное?
Почему детям было не смешно?
Узнали ли вы этого никто?
Какие недозволенные поступки совершили дети?
Что означает слово озорник?
ОЗОРНИК - человек, котрый озорничает (обычно о детях).
ОЗОРНИЧАТЬ – заниматься озорством.
ОЗОРСТВО – шалость, баловство.
_______________________________________________________________________
Карточки для индивидуальной работы.
Составь со слов пословицу и запиши.
а делами, Языком, не спеши, не смеши.
Проверка пословицы.
Речевая разминка.
На доски на карточках. Чтение хором справа налево и слева на право.
ДОМ МОД
ОЛЕСЕ ВЕСЕЛО!
БЕЛ ХЛЕБ?
ВИЖУ ЖИВ!
Вступление в тему урока.
- Сегодня мы побываем в волшебном мире книг и познакомимся с главным волшебником этой страны – Н.Н. Носовым. Слайд 1
Он был волшебником, потому что владел таинственным «золотым ключиком» к сердцам миллионов детей всех планеты: его книги переведены на десятки языков мира, они совершили путешествие по всем странам и континентам.
Волшебники бывают разные: добрые и злые. Николай Носов был не просто добрым волшебником, он был добрейшим. И еще весёлым! Написал много рассказов. А каким он был человеком, мы тоже свами узнаем. Слайд 2
Слайд 3 - 4
Родился Николай Носов 10 ноября 1908 году в Киеве.
Отец был актером эстрады и кинематографа, мать - рукодельница и певунья.
Слайд 5 - 6 Маленький Николай.
В школьные годы мечтал стать музыкантом (кем-то вроде Паганини по меньшей мере), потом забросил скрипку, Закончив гимназию, он работал чернорабочим на бетонном заводе в Ирпени, потом на кирпичном в городе Буча.
Увлёкся химией и вполне серьёзно готовился к поступлению на химический факультет Политехнического института; перед самым поступлением передумал и вместо Политехнического поступил в Художественный… В 19 лет поступил в Киевский художественный институт, затем перевелся в Московский государственный институт кинематографии.
Слайд 7 Во время Великой Отечественной войны ставил военно-технические фильмы. До года работал в сфере кино: режиссер, постановщик.
Слайд 8 -9 В литературу пришел случайно: родился сын, и нужно было рассказывать ему все новые и новые сказки, забавные рассказы для него и его приятелей…
Слайд 10 К 100 - летию со дня рождения писателя в ноябре 2008 года выпустили монету с изображением Н .Н. Носова
Слайд 11-13 Произведения писателя «Незнайка», «Бобик в гостях у Барбоса».
Слайд 14 Физкультминутка для глаз «Незнайка»
Первичное чтение. Знакомство с рассказом «Леденец».
Видеоролик рассказа «Леденец». Слайд 15.
Проверка первичного эмоционального восприятия.
- Какое это произведение: весёлое или грустное? Почему?
2. Чтение текста учащимися. Словарная работа. (Буфет, сахарница, леденец) Слайд 16-18.
3. Обсуждение прочитанного.
- О чём попросила мама сына уходя из дома?
- Как Миша нашёл леденец?
- Почему разбилась сахарнице?
- Что сделал Миша?
- Можно ли простить Мише этот поступок?
- Чтобы вы посоветовали главному герою?
- Простила ли мама Мишу? Почету?
- Какова главная мысль произведения? (Мальчик должен не только извиниться перед мамой за свои поступки, но и сделать вывод, вынести урок из этой истории).
4. Выборочное чтение.
- Прочитайте, как вел себя Миша, когда ушла мама?
- Какой был леденец?
Как разбилась сахарница?
Почему мальчик съел леденец? Как он ответил маме?
Игра «ДА» - «НЕТ». Леденцы двух цветов: красный и синий.
- Мальчика звали Миша? +
- Мама попросила подмести пол, пока ее не будет? –
- Мама обещала подарить большой жёлтый леденец? –
- Сын поставил табурет к буфету? – Стул
- В буфете стояла сахарница? +
- Мальчик поставил сахарницу на подоконник? _ стол
- В сахарнице был только сахар? – и леденец
- Мальчик съел сахар? - леденец
- Сахарница разбилась на две части? +
Почему огорчилась Мишина мама?
4. Творческая работа.
Послушайте стихотворение про мам. Д. Герасимова. Слайд 19
Мамы любят есть варенье,
В темноте на кухне сидя,Петь, танцуя в воскресенье,Если их никто не видит.Мамы любят лужи мерить,Находя их жарким летом,Забывать ключи от двери,А потом слоняться где- то.Мамы любят спать в субботу,И лепить слонов из снега,И прогуливать работу,И зимой без шапки бегать.Мамы любят грызть конфетыИ кататься на трамвае,Но они молчат об этом.Почему?Никто не знает…
--Какое это стихотворение: грустное или весёлое? Докажите.
- Что в стихотворении перепутано? Почему?
6. Итог урока.
- С каким произведением мы познакомились на уроке? Кто авто?
- Чему научило нас это рассказ? (Если человек сделал неправильно, надо признать свою ошибку и постараться исправиться. Главное – уметь отличать хорошее от плохого, некрасивый поступок товарищу простить, помочь ему впредь такого не совершать. А если вы ошиблись – старайтесь сразу исправить ошибку, постарайтесь стать лучше).
7. Рефлексия.
На столах у детей лежат вырезанные из бумаги леденцы двух цветов: синий и красный. Выберите своё настроение.