Урок литературы в 5 классе «Ты его потом все же прости (по рассказу В.А.Солоухина «Мститель»)»
Урок литературы в 5 классе
«Ты его потом все же прости (по рассказу В.А.Солоухина «Мститель»)»
Цели урока:
Ι. Образовательные: на материале рассказа добиться осознанного восприятия текста, понимания представленных в нем проблем; совершенствовать умения и навыки анализа художественного произведения.
ΙI. Развивающие: продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, доказывать, формулировать обобщающий вывод, работать над развитием речевой деятельности учащихся.
ΙII. Воспитательные: воспитывать чувство ответственности, гуманного отношения к человеку, содействовать формированию убеждений и потребностей учащихся в оценке последствий мести и сознательном отказе от нее.
Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.
Метапредметные результаты:
регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию.
познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно.
коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.
Опережающее домашнее задание: прочитать рассказ В.А.Солоухина «Мститель».
Ход урока
1. Орг.момент
2. Проверка домашнего задания.
- Рассказ прочитан. Ваши впечатления? Что удивило? Что понравилось? О чем задумались?
- Проверим, внимательные ли вы читатели. Перед вами рабочие листы с кроссвордами. В случае затруднений вы можете воспользоваться учебником.
1. т е пл и нк а 2. дру зья
3. А г а фо но в
4. м е с т ь5. к а т ыш6. рыж и к и
Как называется небольшой костер?
Кем стали после похода в лес герои рассказа.
Фамилия одного из героев рассказа.
Что порождает обида и злость?
Как называется круглый комок, скатанный из чего-нибудь?
Какие грибы собирали ребята?
- Если вы правильно решили кроссворд, то в выделенном столбике сможете прочитать слово. Какое это слово? Молодцы.
3. Определение темы и цели урока
- У Эдуарда Асадова есть стихотворение «Доброта». Послушайте строки из него
Если друг твой в словесном споре
Мог обиду тебе нанести,
Это горько, но это не горе,
Ты потом ему всё же прости.
В жизни всякое может случиться.
И, коль дружба у вас крепка,
Из-за глупого пустяка
Ты не дай ей зазря разбиться.
- Чем будем заниматься на уроке? Какую цель поставим?
4. Анализ рассказа
- Сегодня мы с Вами проанализируем поведение одного из участников конфликта.
- Найдите в тексте, какое настроение у героя в начале рассказа?
- Что изменило настроение мальчика?
- Витька «никогда не плакал от физической боли», найдите в тексте ответ на вопрос, почему же сейчас он с трудом сдерживает слезы?
- Сравните, как меняется восприятие пейзажа, чувства героя до происшествия и после него. Работаем в рабочих листах.
До «маленького происшествия»
1 вариант После «маленького происшествия»
2 вариант
Пейзаж
(1 ряд) Цвета
(2 ряд) Чувства
(3 ряд) - Я предполагала, что ваше видение совпадет с моим взглядом на ситуацию и заранее соединила все в таблицу. Посмотрите на слайд, сравните столбцы таблицы. Что видите? Какой контраст! Маленькое ли это происшествие?
- К какому решению приходит герой? Расскажите о нем.
- Представьте себя на месте героя рассказа, расскажите, что вы чувствуете? О чем думаете? Какие чувства, эмоции испытываете? К какому выводу приходите?
- Как вы понимаете значение слова месть?
5. Составление кластера
-Итак, наши герои отправляются в лес. Что же они там видят, чем занимаются? Какие чувства испытывает наш герой в каждый момент?
ЛЕС норка шмеля ну ладно, эту норку мы раскопаем, потом уж я с тобой разделаюсь
за солью только не думай, что все так кончится… ты от меня не уйдешьнаша теплинкане такой плохой мальчишка Витька
рыжики всегда он что-нибудь придумает
речка тут я буду должен…, чтобы еще такое придумать
домой злости я уже не слышу в себе, мне делается легко от принятого решения: не бить Витьку
- В какой момент чувство мести отступает? Почему?
- Обратили ли вы внимание на то, что мы знаем, о чем думает герой рассказа, что он хочет предпринять, какие мысли его одолевают, но не знаем, как выглядит сам герой? Почему?
- Конечно, в данном рассказе автору важно показать нам внутренний мир героя, работу героя над самим собой.
6. Работа в группах по развитию зрительного воображения учащихся
Давайте представим, что нам поручено снять фильм по рассказу «Мстители».Вы - режиссеры. Создайте эпизод для кинофильма. Отразите, что у вас будет на заднем плане, на переднем плане, какое действие совершают герои, крупный план – лицо героя и эмоции чувства, владеющие им в этот момент
1 группа – эпизод «На школьном дворе»
2 группа – эпизод «Приглашение на прогулку»
3 группа – эпизод «Норка шмеля»
4 группа – эпизод «Наша теплинка»
5 группа - эпизод «Бежим на речку»
6 группа – эпизод «Возвращение домой»
7. Защита творческих работ
- Кто из мальчиков испытал большую радость от прогулки в лесу и почему?
8. Рефлексия
- Представьте себе, что вы герой в момент возвращения в село, что вы теперь чувствуете, о чем думаете? Что хотели бы приобрести?
- Прощение не означает того, что вы признаёте совершенный поступок правильным. Прощение означает, что вы прощаете человека, который совершил этот поступок.
Истинное прощение - это умение преодолеть чувство ненависти, испытываемое к человеку, который причинил нам боль. Прощение освобождает нас от обиды, разочарования, страха. Учитесь прощать!
9. Итоги урока
- Заполните листы самооценки и сдайте их мне.
Домашнее задание
- Мы сегодня на уроке рассмотрели происшествие со стороны одного героя. Подумайте, как бы об этой истории рассказал Витька. А не был ли Витькин удар комом земли по спине героя местью?