Нахождение, правописание и употребление разных частей слов: закрепление. (УМК Гармония)

Управление образования администрации Навашинского района Нижегородской области Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2




План - урок русского языка

2 класс.



Тема урока: Нахождение, правописание и употребление разных частей слов: закрепление.
(УМК "Гармония")




Выполнила:
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №2
Силова Нина Анатольевна
Кв. категория – 1
Стаж работы: 27 лет
Навашино
2016г.

Урок русского языка, 2 класс.

Тема урока: Нахождение, правописание и употребление разных частей слов: закрепление.

Задачи:
совершенствовать умение детей разбирать слова по составу;
расширить знания учащихся о правилах переноса;
упражнять в решении орфографических задач на основе определения строения слова

Тип урока:  закрепление полученных знаний
Оборудование:  
учебник Соловейчик М.С., Кузьменко Н.Б. "К тайнам нашего языка", 2класс;
тетрадь-задачник №2 к учебнику;















 Полное описание разработки
планируемые результаты:
предметные:
совершенствовать умение детей разбирать слова по составу
личностные:
проявлять учебно-познавательный интерес к пройденному материалу;
понимать причины успеха в учебной деятельности
Универсальные учебные действия - УУД:
Познавательные:
делать логические выводы;
Коммуникативные:
повышать культуру речи и грамотность,
расширять словарный запас слов, вести диалог,
понимать точку зрения другого, извлекать информацию, данную в неявном виде;
учить формулировать высказывание;
регулятивные
учить находить и исправлять свои ошибки, проверять и оценивать свой результат;
определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;
познавательные
использовать знако-символические средства при оформлении правил переноса;
делать выводы о результате совместной работы класса и учителя;
составлять алгоритм под руководством учителя;






Этапы урока
Содержание учебного материала
Действия учащихся
Описание видов УУД

1 этап.
Орг. момент
Психологическая установка на урок


2 этап. Актуализация знаний. Повторение и введение в тему урока































3 этап.
Дополнительные сведений о переносе слов и их закрепление.























4 этап
Физминутка

5 этап.
Упажнение в выборе с или з в начале слова






















6 этап.
Упражнение в разборе слов по составу и определение значения частей слов.



7 этап
Подведение итогов урока






8 этап.
Подача домашнего задания.

- Посмотрите друг на друга и поприветствуйте улыбкой, как это солнышко. Удачи вам.



- Какие орфографические задачи вы учились решать на прошлом уроке?
-Что нужно уметь делать, чтобы не ошибаться в выборе букв с или з в начале слова?

-Сегодня вы потренируетесь в выборе этих букв и узнаете, для чего еще нужно уметь определять состав слова. Но сначала запишем под диктовку предложения.
-Будьте внимательны, если сразу не знаете решения задачи, оставляйте «окошки».
(Предложения пишутся на доске.)

Птица подпрыгнула и взлетела. Она поднялась в воздух и со свистом сделала круг над нами. Это был стриж.

-Найдем и выделим все орфограммы.
-Слова подпрыгнула и сделала разберем по составу полностью.


- Пригодилось ли вам при записи слов умение определять их строение?
-Где?
- Приходилось ли вам хоть раз перенести слова со строки на строку?
-Какие правила переноса вы знаете?

-Именно с переносом слов и будет связано наше новое открытие.




- Представьте. Что вам понадобилась сделать перенос в середине слова подпрыгнула. Сравните два варианта
(на доске) и подумайте, какой лучше.
(корень выделяет учитель.)
На доске
Подпры-гнула ? подпрыг-нула
По- гремушка ? пог-ремушка
По-дста-вка ? под-став-ка

-Чтобы ответить на вопрос, откроем страницу 106 учебника и прчитаем вслух в голубой рамке (задание 535) размышления авторов.
- Какой совет дают авторы?
- Как они его объясняют?
- Как вы понимаете примеры в рамке?
- Вернемся к слову подпрыгнула. Как же его лучше перенести?
(неудачный вариант переноса, первый, перечеркивает учитель, а над вторым ставится «+».)


-Выполняем задание 535.





- На прошлом уроке вы узнали, от чего зависит выбор букв в начале слова.
- Объясните, как рассуждать, чтобы выбрать правильную букву.

- На доске записаны слова, прочитайте их и подумайте, какие из них должны быть в первом столбике, а какие - во втором.
- Как это будите решать?

На доске
с-
· з-

Слова: (с,з)шить, (с,з)дороваться, (с,з)жать, (с,з)крыть, (с,з)грести, (с,з)доровье, (с,з)десь.
- Среди слов найдите названия действий, в которых есть приставка.
-Какая приставка во всех этих словах?
-Бывает ли приставка з-?
- С- в названиях действий – это приставка, приставки з- не бывает.
- Слова второго столбика – «словарные», их написание постарайтесь запомнить.
- Прочитаем их хором так, как они написаны.


Лягушонок, бельчата, лосиха, лисенок, тигрица, зайчишка.

-Кто назван словом?
- Какая часть слова помогла понять главное значение каждого слова?
- А какие части помогли узнать это значение?
-Пригодилось ли умение узнавать строение слова?

- Узнали ли вы что-то новое на уроке?
- Что особенно понравилось на уроке?
- Что не очень?





- Дома вы продолжите работу над умением правильно писать: задание 542.






























-Букву –з или –с выбрать в начале слова.
-Если приставка, то с, если начало корня, то з.


Дети пишут в тетрадях, а один у доски.





Дети записывают текст на доске и тетрадях.

Коллективно решают все орфографические задачи (Строение названия действий, буквы в корнях и приставках.)






- по слогам;
- одну букву не переносим и не оставляем на строке.

















Как переносить слова.






















-Узнать, звук и буква на его месте – это приставка или начало корня.








(выбор первой буквы устно объясняют, после чего дети слово записывают в нужный столбик.)











-Животные.

-Корень.

-Суффиксы.





































Приставки, оканчив. на согласный, приставки, оканчив. на гласный
(съесть, лезть- ь-показатель мягкости согласного)
-медведь.
-словарное, запись в тетради.
Дети записывают однокоренные слова.
Ученик рассказывает правило.


-Звука не обозначает.
-Ъ.
Уч-ся записывают Ъ.

-Задание на пробное действие.
-Чтобы понять, что мы не знаем.
-Он отнёс её домой, думая, что в корзинке пирожки.


-Сесть и съесть.


Учащиеся выполняют пробное действие на индивидуальных планшетках.
-Записать слово съесть.

-Мы не смогли правильно записать слово съесть.
Уч-ся осознают отсутствие эталона для записи слова с Ъ.
-Не можем представить правило, по которому записали слово съесть.
-Разобраться в затруднениях.

-Узнать правило написания Ъ в словах.
-Правописание Ъ в словах.
Запись темы урока на доске и в тетрадях.











-Мы всё открыли правильно.
-Да.Научиться применять новое правило.












Защита результатов. Учащиеся объясняют свой выбор.








-Нужно ещё потренироваться в применении правила.
-Мы хорошо усвоили новое правило.










Учащиеся оценивают себя.










-Выучим дома правило, потренируемся.
Личностные
Самоопределение
(мотивация учения)







Познавательные
(классификация объектов, установление причинно-следственных связей)
(доказательство)




Регулятивные
Целеполагание





Коммуникативные
(Определение цели)

Регулятивные
Целеполагание



Познавательные
(классификация объектов, установление причинно-следственных связей)
(доказательство)


Логические
Классификация

Поиск и выделение необходимой информации


Логические
(сравнение)








Познавательные

Действия постановки и решения проблем




Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
(Регулятивные УУД)




Логические
(синтез)






Познавательные
Действия постановки и решения проблем



Формулирование проблемы

Интерес к способу решения и общему способу действия.
(Личностные УУД)



Создание способов решения проблем








Коммуникативные
Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Уметь соотносить цель и результат .
(Регулятивные УУД)




Коммуникативные
Контроль, коррекция, оценка действий партнёра.
Соотносить то, что известно и то, что предстоит выполнить самостоятельно
(Регулятивные УУД)





Логические
Классификация объектов











Коммуникативные
Контроль, коррекция, оценка действий партнёра



Познавательные
Поиск и выделение необходимой информации
Контроль, коррекция





Оценка

Волевая саморегуляция










Регулятивные
Контроль
Коррекция
Оценка