Лаборатория начальной школы Обучающий проект: «Осенний калейдоскоп»

 Шестовец М.И.
Лаборатория начальной школы
Обучающий проект: «Осенний калейдоскоп»

Для создания этого проекта педагоги и учащиеся начальных классов собрались вместе первого октября для определения целей проекта, разделения на группы по направленности выполнения работ. Руководитель первой группы Коваленко Р.В. и её участники Хиршис Вадим и Мурукина Даша выбрали первую тему проекта : «Что такое осень?». Совместно с руководителем Р.В. Коваленко разработали план работы над темой:
- Расскажите о погоде сегодня и сравните её со вчерашней погодой.
- Обратите внимание на небо.  Что заметил? Пофантазируйте, на что они похожи.
- Солнце светит ярко, но уже не греет так, как грело летом, почему?
- Почему дни заметно уменьшаются?
- Обратите внимание на изменение пути солнца.
- Понаблюдайте с возвышенных мест окрестности. Каких красок осенью в природе больше?
- Обратите внимание на ясность и чёткость видимых предметов. Чем это объясняется? ( прозрачностью воздуха).
- Как вы сейчас стали одеваться? Почему?
- Опишите пасмурную осеннюю погоду. ( Небо заволакивают тёмные тучи и долго висят над землёй. Дуют ветры. Становится холодно. Всё чаще по утрам на лужах появляется тонкий ледок.)
Малыши, в ходе исследований во время экскурсий в осенний парк, сделали вывод, что осень – время года, следующее за летом, что осень отличается от лета низкой температурой, частыми осадками.   Осенью в неживой природе происходит много изменений. В начале осени бывают тёплые солнечные дни. Чем глубже осень, тем становится всё холоднее и холоднее. Вслед за похолоданием изменяются осадки. В начале осени дожди могут быть и кратковременными. Но всё чаще небо заволакивают тёмные облака. В такие дни небо кажется низким и серым. Моросит мелкий холодный дождь. К концу осени всё реже идут дожди. Температура опускается ниже  0 градусов. Ясных дней почти нет. На почве и растениях появляется иней. Вода в водоёмах становится холодной. В начале осени над ними часто бывают туманы.
Понаблюдали и за изменениями в лесу: послушали звуки осени. А так ли тихо в лесу? Послушали, как шуршат листья, шумит ветерок в ветвях, весело посвистывают синички. А чем пахнет в лесу? Пахнет опавшими листьями, грибами. Выяснили, что лесной воздух отличается чистотой и содержит полезные вещества, которые вырабатывают растения, - фитонциды, губительно действующие на болезнетворные микробы. Поэтому дышать лесным воздухом в любое время года, полезно для здоровья.

Внимательно рассматривали деревья. Ходили по осеннему ковру.
 Рассматривали, какими красками раскрашены осенние листья? Находили самые красивые разноцветные листья. Рассказывали о них.


Осенний дождик не такой тёплый и ласков, как летний и требует надевать на ноги непромокаемую обувь, носить с собой зонтик и тёплые непромокаемые куртки. Хиршис Вадим сделал во время экскурсий фотографии и вместе с руководителем начали создавать презентацию к защите проекта.


 Осенью на улице стало холодно, сыро. Часто идёт дождь. Всё ближе зима.  Люди стали одеваться теплее. В это время года нужно быть  особенно внимательным к своему здоровью, так как в это время года легко простудиться. Во время прогулки на улице надо следить, чтобы ноги были сухими, не промокла насквозь одежда. Если всё таки это случилось, надо немедленно идти домой и переодеться в сухое. Мокрую одежду и обувь надо просущить.
Простудными заболеваниями меньше болеют закаленные люди. Больше всего возможностей для закаливания организма летом, когда люди купаются, загорают, бывают на свежем воздухе больше, чем в другое  время года.
        Осенью нужно продолжать закаливаться. Для этого и осенью надо гулять на улице, каждое утро делать зарядку, обтираться или обливаться водой, хорошо несколько раз в день проветривать комнату.
       Укрепляет здоровье человека и  физический труд. Особенно полезно работать на свежем воздухе.
Обратили внимание, как влияют изменения, происходящие в живой и неживой природе, на труд людей и сделали вывод, что осенью продолжается уборка урожая.  К осени у растений созревают плоды, корнеплоды, клубни. На полях начинается уборка картофеля, моркови, капусты, свёклы.
После уборки урожая поля вспахивают. Зимой вспаханная почва быстрее промерзнет и в ней погибнут семена сорняков, вредные насекомые и их личинки, спрятавшиеся на зиму в почву. Осенью сажают деревья и кустарники. Люди закладывают на хранение фрукты и овощи. Утепляют квартиры.
В первой группе ребята сделали вывод, что, не смотря на некоторые неудобства с погодой, осень - это дождик и солнце, разноцветный наряд деревьев и пестрый ковёр из листьев под ногами, весёлые краски, бодрящий воздух, радостное настроение. Своё настроение они передали в рисунках и поделках, созданными ими под впечатлением увиденного на экскурсиях.

В ходе проекта у детей сложился образ осени, как времени года. Ребята узнали приметы осени, выучили названия осенних месяцев, стихи. У детей активизировалась познавательная активность, интерес к природе, желание наблюдать за её изменениями. Первоклассники создали свои первые творческие работы, пополнили словарный запас.

Исследования по своей теме они передали второй группе ребят (руководитель: Козынченко В.Н., участники: Мацкевичус Граф, Усанова Алина, Каратаев Андрей). Используя полученные данные учащиеся четвёртого класса продолжили исследования по теме «Что такое листопад?». Данные об изменении в неживой природе дали возможность сделать исследование влияния изменений в неживой природе на изменения в живой природе.
Первым делом Мацкевичус Граф с товарищами стал проводить наблюдения за изменением в растительном мире нашего года. Его заинтересовал неоднородный окрас листьев на деревьях. Почему у клёна цвет увядающих листьев так разнообразен (от ярко-жёлтого, до коричнево-красного) в отличии от дуба и берёзы. Отыскивать нужную информацию ему помогали Усанова Алина и Каратаев Андрей. Андрей искал необходимые данные в библиотеке, Алина делала фотографии и продолжала работу первой группы по созданию презентации проекта, собирала материал для буклета, сочиняла сказку, стихотворение об осени.
Граф, используя средство интернет и помощь своего руководителя нашёл научное доказательства заинтересовавшего его вопроса – изменения цвета листьев на деревьях и листопада. Электронный микроскоп дал возможность детям увидеть, какие изменения в химическом составе опавших листьев отличается от ещё зелёных, висящих на деревьях. В итоге доследований ребята сделали вывод, что непременный признак осени – изменение цвета листвы, которое совпадает с началом формирования отделительного слоя. У каждого вида растений своя, характерная окраска листвы. У ольхи и робинии осенняя окраска выражена слабо. Листья липы – желто-зеленого цвета, тополей и берез – желтого. В красные тона окрашены листья дуба красного, клёна. Это многообразие оттенков обусловлено различным сочетанием в осенних листьях трех групп пигментов: желто-оранжевых каротиноидов, зеленых хлорофиллов и красных антоцианов. Изменение окраски листьев всегда начинается с прекращения синтеза хлорофилла. Имеющийся в хлоропластах хлорофилл постепенно разрушается: у одних видов – полностью, у других – частично.
В хлоропластах зеленых листьев всегда присутствует 2 группы пигментов: зеленые хлорофиллы и желто-оранжевые каротиноиды. Каротиноиды маскируются хлорофиллом, поэтому в зеленых листьях не заметны. В отличие от хлорофиллов каротиноиды более устойчивы, осенью распад их идет гораздо медленнее, а у некоторых видов их количество даже возрастает. В конечном итоге цвет листа будет зависеть от того, способен ли данный вид к синтезу в листьях антоцианов. У деревьев и кустарников, не образующих в листьях антоцианы, в результате осеннего распада хлорофилла становятся заметными каротиноиды, листья приобретают различные оттенки желтого, желто-красного цветов. А листья опадают с деревьев потому , что осенью , когда длина светового дня короче и температура воздуха понижается, у основания листьев образуется слой камбия , который препятствует прохождению питательных веществ к листовой пластинке, процессы жизнедеятельности замедляются , затем прекращаются и начинается листопад - золотая осень !

Сделав гербарий из осенних листьев и дополнив презентацию, вторая группа участников проекта передала свой материал группе № 3 (руководитель – Шестовец М.И., участники Дьяченко Данила, Колоколов Гавриил, Серова Даша). Используя данные своих товарищей, они продолжили работу по теме «Семена лиственных деревьев: каштан»
Для нахождения материала к теме в ходе экскурсии по осеннему парку дети заинтересовались семенами каштана конского и решили узнать об этом дереве и его семенах больше.

Роль создателя презентации по этой теме на себя взял Дьяченко Данила, его мама и брат согласились помочь ему в этом. По заранее составленному плану, совместно с руководителем М.И. Шестовец, с помощью различных источников мальчик отыскал следующие сведения об этом дереве:
- Листопадное дерево семейства конско-каштановых (Hippocastanaceae), высотой до 30 м и более, с густой развесистой кроной. Молодые побеги красновато - или серовато-бурые с хорошо выраженными чечевичками. Листья супротивные, с длинными черешками, пальчато-сложные, до 25 см в диаметре, с 5-7 сидячими листочками. Листочки - короткозаостренные, слегка зубчатые. Цветки белые или бледно-розовые, с бахромчатыми по краю лепестками, собраны в конусовидные крупные прямостоячие соцветия (длиной до 30 см). Большинство цветков в соцветии тычиночные, а несколько - двуполые или пестичные.
Плод - округлая шиповатая зеленая коробочка до 5-6 см в диаметре, при созревании раскрывающаяся тремя створками; содержит 1, реже 2-3 семени. Семена крупные, немного приплюснутые, с блестящей темно-коричневой кожурой и большим серым округлым пятном. Цветет в мае, плоды созревают в сентябре - октябре. Размножается семенами. В культуре распространен на юге, в средней полосе европейской части СНГ, на Кавказе и в Средней Азии. В диком виде растет в широколиственных лесах, преимущественно на северных склонах, на высоте 800-1800м над уровнем моря.
Родина конского каштана обыкновенного - юг Балканского полуострова. В Европе в культуре с XVI века.
Это интересно!
Трудно сказать определенно, откуда взялось название конский каштан. Существуют две версии на этот счет. Первая гласит, что после опадения листа на месте прикрепления черешка к ветке остается рубец, напоминающий след лошадиной подковы. На отпечаток конского копыта похоже серое пятно, которое резко выделяется на темно-коричневой поверхности плода, настаивает вторая.
Конский каштан в хозяйственном использовании
Среди декоративных деревьев, специально высаживаемых в нашей стране на городских улицах для их украшения, конский каштан обращает на себя особое внимание. Он красив во все времена года, даже зимой. Но особенно эффектен весной во время цветения, когда дерево бывает буквально усыпано крупными душистыми пирамидальными соцветиями длиной до 30 см, торчащими вертикально. Неудивительно поэтому, что его охотно высаживают в городских скверах, парках, на всевозможных аллеях. Семена каштана конского можно скармливать сельскохозяйственным животным как в сыром виде после предварительного вымачивания и измельчения, так и в виде кормовой муки. Хорошо иметь возможность перемолоть их на муку крупного помола, которую можно применять в смеси с опавшей листвой или сеном. В одном кг подсушенных цельных или помолотых с оболочкой и плюсками желудей содержится 1,15 корм. ед., вследствие этого нельзя перекармливать животных столь питательным кормом с высоким содержанием жиров и углеводов. Существуют соответствующие рекомендации. Дикие свиньи и олени охотно питаются опавшими на землю семенами конского каштана.
Семена конского каштана богаты крахмалом. Были успешные попытки извлечения его в чистом виде, но еще чаще семена разваривают для получения клейстера.
Конский каштан и его лечебные свойства
Конский каштан и его лечебные свойства известны издавна.
Чаще всего для лечения различных недугов используются плоды конского каштана, очищенные от зеленой кожуры. Рассасывающие лечебные свойства плодов лекари используют для лечения заболеваний молочной железы. Известны многочисленные данные об излечении с помощью плодов и цветков каштана мастопатии, мастита.
Отвары плодов и коры конского каштана рекомендуют при нарушении отделения желчи, хронических расстройствах пищеварения, кашле различного происхождения и заболеваниях верхних дыхательных путей.

Старинный лечебник приводит такой рецепт лечения каштаном ревматизма, болезней суставов рук:
Возьмите в ладонь три сухих плода каштана, начните перебирать их пальцами. Боль вскоре утихнет. Тогда положите эти плоды в карман и носите с собой весь день. При ревматических болях в ноге, кладите каштаны в чулки, носки, а под тюфяк на котором спите, положите две подковы. Одну у изголовья, другую у ног. Будьте здоровы!
Серову Дашу Данила взял себе как ассистента для показа упражнений для устранения болей в руках при помощи орехов каштана.



Колоколов Гавриил в этом проекте выбрал роль художественного оформления – подбора стихотворений о каштане и организацию поделок из семян каштана. Для подготовки презентации дети часто ходили на экскурсии в места, где растут эти деревья для наблюдений в изменении в ходе созревания семян. Сначала они наблюдали за зелёными колючими коробочками, ждали, когда они потемнеют и упадут на землю. Чтобы произошло это, пришлось ждать три недели (с середины сентября до начала октября). В этот момент они убедились в том, что все семенные коробочки разделены на три части и в некоторых из них содержится по два, а то и по три ореха. Колоколов Гаврюша сразу подметил, что колючие коробочки очень похожи на ёжика и предложил собрать для поделок не только орехи каштана, но и коробочки.
Поделки из каштанов
Плоды каштанов являются хорошим материалом для изготовления простейших игрушек. Они имеют красивую блестящую поверхность и ярко-коричневую окраску. Оболочка свежего каштана тонкая, легко прокалывается шилом. Целые плоды каштана можно использовать для изготовления головы и туловища кукол. Хранить каштаны желательно в прохладном месте.



Дьяченко Данила и другие дети делали фотографии для презентации и обрабатывали их на компьютере. С собранных семян каштана дети, под руководством Колоколова Гаврюши, делали поделки, используя свою фантазию и средства интернет, предоставленные Дьяченко Данилой и учителем.
в ходе работы над проектом ребята обобщили знания о характерных признаках осени в природе, расширили знания об осенних изменениях в жизни растений, проявили мыслительную и познавательную активность, развили коммуникативные умения, доброжелательное отношение друг к другу, умение слушать, принимать единое решение в групповой работе.
Продолжив создание совместными усилиями презентации и выставки поделок из семян каштана, результаты были переданы группе № 4 (руководитель - Небогатых В.И., участники – Солушкина Иннеса, Постаралкин Влад, Третьякова Алина, Бальнис Даниил).

Учащиеся этой группы работали над исследованиями по теме: «Лечебные свойства деревьев» используя данные, собранные из интернета, из периодической печати и рассказов родителей и педагогов. Они собрали такую информацию о целебных свойствах берёзы:
Древесина
Из древесины берёзы готовят таблетки активированный уголь (карболен), который выводит шлаки и токсины из организма, назначается при пищевых отравлениях.
Береста.
Стельки из бересты.
Удивительно, но факт – у солдат и офицеров царской армии никогда не было грибковых заболеваний, так как стельки были из бересты, стельки устраняли запах, уменьшали потение ног.
Берёзовая кора благоприятно влияет на нарывы.
Отвар и настой из листьев и почек
Применяют как напиток, содержащий витамин С. В качестве укрепляющего средства, благотворно действует на нервную систему.
Отвар используется для укрепления волос, при зуде и различных раздражениях, при воспалении дёсен.
Отвар используют для лечения и выведения из организма
Человека глистов (аскарид и остриц)
1 столовая ложка бересты +2 столовых ложки лимонного сока, за неделю помогут справиться с неприятным запахом потовых желёз под мышками и на подошвах ног.
Майская береста заваривается как чай , пьётся с мёдом, при болезнях мочевого пузыря.
Отвар листьев применяют при гриппе и бронхитах.
Берёзовый сок
Стимулирует работу желудка, помогает при ангине и воспалении горла, берёзовым соком полощут полость рта и горла.
Берёзовый гриб чага (нарост на берёзе).
Сбор весной и осенью. В народной медицине считается лекарством от желудочно – кишечных заболеваний
Серёжки березы.
Свежие тычиночные серёжки
настаивают на водке и каплями пьют при заболеваниях сердца.
Банный веник
Приносит молодость и здоровье, берёзовый веник – верное средство в борьбе с прыщами и другими кожными заболеваниями.


Добавив информацию в презентацию и результаты своих исследований в буклет, ребята передали материал пятой группе (руководитель – Горяинова И.А., участники – Лукьянов Максим, Вайчукаускас Павел, Чуйко Валентина).

Ими была выбрана тема: «Сохраним деревья на планете».
Весь материал, собранный предыдущими группами ребят, позволил им сделать вывод о том, что на нашей планете дорога каждая травинка, каждый листок, ничего нет лишнего в природе. Всё это богатство и красоту надо беречь и преумножать ради жизни на Земле, ради продолжения рода человеческого. Земля – наш общий дом и её надо беречь!!!
Ребята рассказали интересную историю о жизни деревьев. Они собщили, что деревья, как и люди, умирают от старости или гибнут от болезней, топора или огня. Они сражаются друг с другом, и победители живут много дольше побежденных. Но нужна необыкновенная удача, чтобы дерево прожило весь положенный ему срок. Такая удача выпадает одному из многих тысяч. Когда-то давным-давно деревья были живыми, они могли разговаривать друг с другом и даже передвигаться с места на место. Их язык хорошо понимали жившие тогда люди, они бережно относились к деревьям, считая их своими друзьями, ведь те давали им кров, защиту и пищу. Для костров и постройки жилищ они использовали только мертвые стволы, упавшие на землю. Но шло время, людям все больше и больше требовалось древесины они строили огромные дома, а их печи, как ненасытные чудовища, непрерывно пожирали топливо. И вот зазвенели топоры и пилы в лесах и рощах. Бывшие друзья с глухим стоном падали на землю, обнимая ее своими руками-ветвями. И постепенно люди разучились понимать язык деревьев, он стал не нужен им. Наиболее часто и самыми первыми гибли высокие и могучие деревья. Некоторые из них пытались уйти в непроходимые чащобы, но проходило время, и беглецов в конце концов настигали топор или пила. После интересного собщения о деревьях на примере дуба обыкновенного, учащиеся нашли информацию о том, какую пользу приносят деревья для людей, животных. Оказывается, дуб люди применяют в разных сферах , начиная от строительства и заканчивая пищевой промышленностью. Из различных источников дети, под руководством учителя нашли следующие сведения об этом дереве-великане:
Дуб растёт медленно, сначала сильнее в высоту, позднее в толщину.

Мощные корни дуба уходят глубоко под землю, ствол дуба большой и могучий, потому то это дерево крепко стоит и не боится даже очень сильных ветров. Он всегда выше всех деревьев, так как не выносит тени и тянется вверх к солнечному свету.
У дубов темная кора, покрытая глубокими извилистыми трещинами. Чем старше дерево, тем более глубокими становятся эти трещины-морщины на стволе.
Листья и цветки на этом дереве появляются одновременно в мае, но позже других деревьев. Осенью листья на дубах опадают неохотно, некоторые остаются висеть на ветвях сухими почти всю зиму. По прочности его древесина считается одной из лучших. Из дубовой древесины делали ворота, бочки, строили дома, делали мебель, двери, колеса. В старину воины делали из дуба оружие: дубинки, копья.
Особо ценился мореный дуб. Люди погружали целые стволы дуба на долгие годы под воду.
Вот так бревно: в воде давно
Лежит, но не пропало, еще крепче стало.
Действительно, дуб, который находился (морился) под водой, приобретал удивительно красивый цвет древесины, из которой делали резные украшения, мебель для дворцов, даже троны для королей. И так увлеклись люди, что вырубили великое множество дубов. Даже царю Петру Первому пришлось запретить рубить дубы и советовать людям при случае сажать в землю желуди.Ведь именно из желудей вырастают дубы.
Дубы – деревья-долгожители. 
Издавна у людей это дерево считается символом долговечности, силы, здоровья, красоты.   
Среди ветвей дуба часто селятся птицы. А под ним растут многие грибы.  Желуди - замечательный корм для медведей, кабанов, оленей, белок, различных мелких грызунов и некоторых птиц.
Берет птица в носок,
Самый лучший кусок,
А что остается
Свинке достается.
Защищали проект на конференции лаборатории начальной школы в конце октября. Всем собранным материалом поделились они с учащимися других классов начальной школы и присутствующими гостями. Развитие самостоятельности мышления, нахождения нужного материала из различных источников, расширение кругозора и области применения найденных сообщений, результативность совместной деятельности – итог проделанной работы участия в проекте.