Мастер — класс Организация работы с одаренными детьми по математике в условиях введения ФГОС ООО
Организация работы с одаренными детьми по математике в условиях введения ФГОС ООО
Известно, что одаренные дети отличаются высоким уровнем способности к самообучению, поэтому они нуждаются в создании вариативной, обогащенной и индивидуализированной образовательной среды.
В основу разработки содержания и организации работы с одаренными детьми по математике в условиях введения ФГОС ООО закладываются следующие принципы:
«Насыщение» образовательного процесса творческой мыслительной активностью учащихся на основе использования современных педагогических технологий исследовательского характера.
Расширение содержания деятельности интегрированными программами, программами индивидуальной траектории развития и дистанционного обучения.
Основной метод - научное и проблемное обучение для установления внутренних взаимосвязей содержательного характера.
Насыщенность содержания учебно-творческой деятельностью одаренных детей.
Особое и постоянное внимание методологии научно-творческой деятельности.
Постановка, изучение и решение открытых тем и проблем.
При традиционном обучении нет возможности адаптироваться к индивидуальным особенностям учащихся во время урока, и одаренный ребенок оказывается вне поля зрения. И постепенно любознательность, познавательные потребности, особенно в старших классах, угасают, потому что одаренный ребенок по уровню познавательного развития опережает своих сверстников. Темп работы одаренного ученика слишком быстрый по сравнению с другими учащимися.
Особенностью образовательной среды, направленной на развитие одаренности в условиях введения ФГОС ООО являются созданные условия для самореализации, достижения успеха обучающимися, ориентированные на достижение высокого результата, отличного от традиционного успеха в учебной деятельности, включающие:Целенаправленное формирование положительной мотивации к творческой деятельности.
Совместная творческая деятельность учащегося и педагога как основа формирования творческого поведения.
Создание атмосферы доброжелательной критики, атмосферы сомнения к общепринятым и реально предлагаемым предположениям, допущениям, идеям.
Формирование адекватной самооценки одаренных учащихся, приобретение опыта побед и поражения, неизбежных в творчестве.
Содействие развитию умению находить, формулировать и переопределять проблемы, искать ошибки в своих размышлениях.
Толерантность к неопределенности на отдельных этапах решения проблем, умения обсудить ее со «значимыми другими», продолжить поиск новых методов и путей решения.
Создание творчески ориентирующей среды, включающее:
разрешение обучающимся делать ошибки, когда детей ругают за ошибки, они в результате боятся их делать, и, следовательно, боятся рисковать, боятся думать независимо, не создают что-то новое, свое;
поощрение разумного поиска;
включение в программу деятельности таких заданий, с помощью которых ученики могли бы продемонстрировать и развить свой творческий потенциал. Формы заданий могут быть различными. Это или задания, поддающиеся быстрому решению в классе, дома, или задания, требующие целого урока, домашние задания на определенный срок.
поощрение и вознаграждения творческих идей и результатов исследовательской, поисковой деятельности;
стимулирование дальнейшего развития.
Уроки – исследования, мини - исследования
Математика дает широкое поле для исследования. Изучая математику, учащиеся кратко повторяют путь человечества, который оно прошло, добывая математические знания. Кроме уроков-исследований существуют также мини-исследования. В них присутствуют лишь некоторые исследовательские элементы. Выполнение задания занимает несколько минут.
Проблемные вопросы
Вот примеры совсем небольших проблем-вопросов: «Почему треугольник назван «треугольником»? Можно ли дать ему другое название, также связанное с его свойствами?», «Как можно объяснить название «развернутый угол»?», «В Древнем Египте после разлива Нила требовалось восстановить границы земельных участков, для чего на местности необходимо было уметь строить прямые углы. Египтяне поступали следующим образом: брали веревку, завязывали на равных расстояниях узлы и строили треугольники со сторонами, равными 3, 4 и 5 таких отрезков. Правильно ли они поступали?» и т.д.
Задачи с элементами исследования, творческие задания
Задачи с элементами исследования, творческие задания: составить задачу, выражение, кроссворд, ребус, анаграмму и т. д., развивающие задачи можно предлагать, как дополнительные (т. е. не обязательные для выполнения) всему классу, но для одарённых учащихся эти задания являются обязательными. (Выполнение таких заданий оценивается оценкой «5», если учащимся допущена ошибка, то оценка не выставляется.)
Математические проекты
Большую возможность в работе с одаренными детьми по математике даёт разработка проектов. Выбор темы проекта должен быть полезен участникам исследования. Тема должна быть интересной учащимся. Она должна быть доступной, и проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей - сочетание желаний и возможностей (нужно учесть наличие необходимых средств и материалов).
Чтобы ребенок почувствовал себя успешным, надо помочь детям найти все пути, ведущие к достижению цели. Учить учащихся, как проанализировать полученную информацию, выделить главное, исключить второстепенное. И, наконец, в каком виде представить результат. Это может быть электронная презентация или документ, макет, книжка-раскладушка и т.д.
Учебное исследование
Учебную исследовательскую работу на уроках математики можно начинать уже с пятого класса, используя такие формы, как наблюдения, подготовка реферативных и учебных исследовательских сообщений, докладов, краткие сообщения на уроках («пятиминутки»), исторические экскурсы, практическое применение изучаемых вопросов, самостоятельные разработки и изготовление таблиц, составление задач, подборка тематических заданий, решение задач-исследований.
Выполнение обучающимися самостоятельных исследований дает возможность удовлетворить их индивидуальные потребности и интересы, выявить их индивидуальные возможности, т.е. максимально индивидуализировать обучение. Но, нужно иметь в виду, что самостоятельная исследовательская деятельность возможна лишь тогда, когда учащиеся в состоянии осуществлять все этапы поисковой деятельности.
Исследовательская работа на уроке не носит универсального характера и применяется в сочетании с другими видами деятельности.
Индивидуальная работа
В работе с одарёнными учащимися очень важная роль отводится индивидуальной работе на уроке и во внеурочное время. Пока учащиеся на уроке работают самостоятельно можно работать в индивидуальном режиме с отдельными учениками. Внеурочную деятельность с одаренными учащимися можно осуществлять в соответствии с программой индивидуального образовательного маршрута, разработанного учителем.
Дополнительные возможности для индивидуальной работы с учащимися, в том числе и с одарёнными, предоставляет использование информационных технологий на уроке и во внеурочное время. Использование готовых ресурсов на CD-дисках, а также разработанных самим педагогом или учащимися, позволяет учащимся работать в оптимальном темпе, выполнять задания различного уровня сложности, включая развивающие, исследовательские. При этом своевременно осуществляется контроль. Ещё большие возможности для повышения математической подготовки учащихся предоставит доступ в Интернет.
Используя современные и традиционные образовательные технологии, можно активизировать работу с этими детьми в математическом направлении на уроках и во внеурочное время. Учебный процесс выстраивается таким образом, чтобы на уроке создавалась максимальная комфортность, хороший рабочий микроклимат. Дети загружаются решением «изящных» задач различными способами, нестандартными задачами в ходе изучения основных тем.
«Десятка месяца»
Для мотивированных учащихся мы предлагаем участие в ежемесячном конкурсе решения нестандартных, логических или олимпиадных задач «Десятка месяца» с подведением итогов и обязательным последующим разбором всех задач.
«Большая математическая игра»
Большая математическая игра – это смотр знаний, умений и навыков учащихся по математике, сформированных в начальной школе (если игра проводится в начале пятого класса), либо сформированных в пятом классе (если игра проводится в конце пятого класса или в начале шестого класса). Целесообразно эту игру проводить в два тура: первый – после уроков вводного повторения, в начале учебного года, а второй – после уроков итогового повторения, в конце учебного года.
Интерактивные уроки
Каждую четверть желательно завершать проведением уроков в нестандартной форме или интерактивным уроком: «Крестики-нолики», «Морской бой», «Математический аукцион», «Ярмарка задач». На таких уроках проявляется творчество детей, желание показать свои способности.
Школьный этап Олимпиады
Среди форм и методов работы с одаренными детьми по математике стоит отметить участие во втором туре школьного этапа Олимпиады для обучающихся 5 – 6 классов. Для победителей школьного тура олимпиады разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут, включающий как сессионное погружение в предмет, так и индивидуальную работу с учителями – предметниками и старшеклассниками, позволяющий корректировать и отслеживать дальнейшее продвижение данных учащихся.
Читательский чемпионат, дополнительное чтение по математике
Дополнительное чтение по математике подразумевает целенаправленное изучение литературы по определенной проблеме, решение возникающих при этом задач, оформление полученных результатов (сочинение, доклад, реферат, статья в газете, картотека или дидактические материалы). Основные цели, которые ставит перед собой дополнительное чтение: формирование устойчивого познавательного интереса к предмету; привитие вкуса и навыка к чтению математической литературы; формирование умения работать с научной литературой; развитие математической культуры; более глубокое усвоение учащимися материала, предусмотренного программой.
Активное участие в неделе математики
Ежегодная школьная неделя математики, информатики и ИКТ проводится согласно плану работы МО, утвержденного директором лицея, с целью повышения профессиональной компетентности учителей, а также для развития познавательной активности обучающихся. Среди задач предметной недели можно выделить:
Совершенствование профессионального мастерства педагогов через подготовку, организацию и проведение внеклассных мероприятий;
Вовлечение обучающихся в самостоятельную творческую деятельность, повышение их интереса к изучаемым учебным дисциплинам;
Выявление обучающихся, которые обладают творческими способностями, стремятся к углубленному изучению предметных дисциплин.
Участниками недели математики, информатики и ИКТ являются учителя математики, информатики и ИКТ и учащиеся 5 – 11-х классов.
Отдых и учеба в летнем лагере для одаренных детей
Программа рассчитана на учащихся 5 – 6 классов, проявляющих особый интерес к математике и желающих продолжить свое математическое образование в рамках занятий летнего математического лагеря.
Цель: создание среды, обеспечивающей условия для гармоничного развития талантливых детей, предоставления им полноценного отдыха, оздоровления и совершенствования интеллектуально – креативных способностей; способствующей продуктивному общению учащихся, расширению и углублению знаний по математике, умений в исследовательской и поисковой деятельности.
Задачи программы:
расширить знания учащихся по математике;
развивать мышление, устойчивый интерес к предмету, инициативу, эрудицию, повышать логическую культуру;
научить учащихся решать нестандартные задачи, логические задачи;
развивать талантливость и креативность учащихся через создание активной творческой образовательной среды и активную творческую деятельность учащихся;
способствовать формированию умений применять основные методы и идеи решения олимпиадных задач в различных ситуациях;
способствовать формированию математической культуры.
В работе с одаренными детьми наиболее эффективными из современных педагогических технологий являются технологии продуктивного обучения и компетентностного подхода. Эти технологии позволяют понять точку зрения учащегося и смотреть на вещи с его и со своей точек зрения, использовать исследовательские, частично-поисковые, проблемные, проектные виды деятельности.Практика показывает, что существуют проблемы и нереализованные возможности в обучении одарённых детей. И всё же, считаю: очень важно, чтобы рядом с ребёнком в нужный момент оказался умный, внимательный наставник, умеющий создать и лелеять тот климат, в котором расцветают способности его учеников.