Выступление на тему: Игра-дело серьёзное.
Игра-дело серьёзное.
Я работаю учителем английского языка уже немало лет. За эти годы были определённые успехи и неудачи в обучении детей английскому языку. Анализируя свою работ, я заметила, что тренировка учащихся в употреблении грамматических структур, лексических единиц утомляет ребят своим однообразием, ребята теряют интерес к предмету, а затрачиваемые усилия не приносят быстрого удовлетворения и результатов. Как заинтересовать учащихся преподаваемым предметом, как добиться того, чтобы знания, умения и навыки учеников были прочными. По мнению К.Д. Ушинского, умение лишённое всякого интереса взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к нему. И поэтому передо мной встала задача стараться сделать эту скучную работу интересной и увлекательной. Для выполнения этого я решила использовать игры как средство обучения и развития учащихся. Изучая и рассматривая эту проблему, я опираюсь на теорию Пассова Е.И. Я считаю, что ведущими идеями в работе над этой темой являются - успешное обучение каждого ученика, - повышение и поддерживание интереса к предмету. Об обучающих возможностях игр давно известно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. В игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности человека, ребёнка в особенности. Игра- особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения, как сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий – всё это даёт возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения: «оказывается, я уже могу говорить со всеми». Нельзя использовать игру только как средство увеселения, разрядки, отдыха. Такие функции у игры есть, но они не ведущие, не главные. «Важно осознать - решению, каких дидактических задач должна способствовать данная игра, на развитие каких психических функций она рассчитана» - пишет М. Н. Скаткин. Игра-это лишь оболочка, форма, содержанием и назначением ёе должно быть учение в нашем случае – овладение видами речевой деятельности как средствами общения. То, что игра – это серьёзно, утверждают теоретики. Крупнейший знаток проблемы Д. Б. Эльконин наделяет игру четырьмя важнейшими для человека функциями: средство развития мотивационно-потребностной сферы, средство познания, средство развития умственных действий и средство развития произвольного поведения. Игра учит, изменяет, воспитывает. Главным элементом игры является игровая роль, не столь важно какая, важно, чтобы она помогала воспроизводить разнообразные человеческие отношения, существующие в жизни. Что касается развивающего значения игры, то оно заложено в самой её природе, ибо игра – это всегда эмоции, а там, где эмоции, там активность, там внимание и воображение, там работает мышление. Таким образом, игра – это:
1).деятельность (в нашем случае – речевая),
2).мотивированность, отсутствие принуждения,
3).индивидуальная деятельность, глубоко личная,
4).обучение и воспитание в коллективе и через коллектив (А.В. Петровский)
5).развитие психических функций и способностей,
6) «учение с увлечением» ( говоря словами С.Л.Соловейчика).
Подобная характеристика игры ставит, конечно, высокие требования к её организации. Игру можно использовать во всех классах, на всех ступенях обучения, при должном подборе игр и их организации они окажутся полезными. Учащиеся освобождаются от ошибко-боязни, группа объединяется единой деятельностью, создаётся благоприятный климат общения, группа превращается в субъект учебного процесса, каждый поочерёдно становиться центром общения, поэтому удовлетворяются его потребности в престиже, статусе, внимании, уважении.
В каких же целях следует использовать игры на уроках иностранного языка? Основных целей шесть:
1).формирование определенных навыков
2).развитие определённых речевых умений
3).обучение умению общаться
4).развитие необходимых способностей и психических функций
5).познание( в сфере становления собственного языка)
6).запоминание речевого материала.
Но специфика игры, как точно подметил М. Н. Скаткин, заключается в том, что «учебные задачи выступают перед учеником не в явном виде, а маскируются. Играя, ребёнок не ставит учебной задачи, но в результате игры он чему-то научается».
Место игр на уроке и отводимое игре время зависят от ряда факторов: подготовки учащихся, изучаемого материала, конкретных целей и условий урока и т. д. Так, скажем, если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении, то ей можно отвести 20-25 минут урока. В дальнейшем та же игра может проводиться в течении 3-5 минут и служит своеобразным повторением уже пройденного материала, а также разрядкой на уроке. Ряд грамматических игр, например, могут быть эффективны при введении нового материала. Одна и та же игра может быть использована на различных этапах урока. Следует помнить, что при всей привлекательности и эффективности игр необходимо знать чувство меры, иначе они утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия.
Все игры делятся на две большие основные группы: подготовительные игры (формирование речевых навыков) и творческие игры (развитие речевых умений). К подготовительным играм относятся грамматические, лексические, фонетические, орфографические, а к творческим – речевые игры.Формы игр чрезвычайно разнообразны, используется весь их арсенал, накопленный опытом людей. К обучению приспособлены и лото, и карты, и домино, и шарады, и загадки, и конкурсы, и детские игры, и всевозможные жизненные события: оборудование квартиры, сборы в поход, покупки в магазине и т. п.
Как же организуются игры? Игра может быть одноразовая и многоразовая, большая игра: несколько игр, каждая из которых проводится на одном уроке, связаны единым сюжетом.
Перед учащимися должна быть поставлена игровая цель, объяснены условия игры. Важно, чтобы учитель умел увлечь, заразить учащихся игрой. Очевидно, для этого нужно самому быть увлечённым и по возможности участвовать в игре. Когда проводится игра- соревнование, следует отметить победителей, утешить побеждённых, подбодрить их.
Примеры некоторых игр, которые я использую в своей работе:
1).для формирования навыков: при изучении темы «Город» я даю задание совершить путешествие по городу (план города рисуют сами ученики) от указанного места до другого объекта, используя предлоги места и глаголы движения.
2).для развития умения общаться: игра «В магазине» (продавец-покупатель), во время большой игры по теме «Еда» участники команд должны разыграть сценку за столом «Не хотите ли чашечку чая».
3).для развития способностей и психических функций провожу игру на внимание, например «Снежный ком» при изучении темы «Дом» в описании картинки комнаты.
4).для познания в сфере страноведения и языка использую викторины, тесты.
В своей работе я использую одноразовые и многоразовые игры, обобщающие и заключительные уроки провожу как большая игра, например: «Конкурс юных поварят» по теме «Еда».
Как результат этой работы я могу отметить повышение интереса к предмету, развивается монологическая и диалогическая речь, ученики учатся общению, учатся переживать неудачи и поражения и каждый урок просят поиграть в понравившуюся игру. Разнообразные, красочно оформленные наглядные пособия воспитывают учащихся эстетически.