Урок по географии натему: Компас. Понятие об азимуте (6 класс)


Урок №_11 Класс_6-Б Дата_07.10.15
Учитель: Войтенко А. В.
Тема: Компас. Понятие об азимуте.
Учебные цели: углубить и систематизировать знания о способах ориентирования, определения направлений; сформировать представление о принципе работы компаса о его назначении и практическом использовании; сформировать понятие «азимут» и умение его определять; развивать практические навыки ориентирования; развитие навыков практического применения оборудования на уроке; формирование умения взаимодействовать, решая поставленную задачу.
Ожидаемые результаты: знают, что такое компас, для чего и как он используется, понимают, что такое азимут и умеют его определять, умеют объединять усилия для выполнения поставленной задачи.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: учебник, транспортир, линейка, рулетка, карта, компас.
Ход урока
І. Организационный момент.
Организация учебной деятельности.
ІІ. Актуализация знаний и умений.
Проверка домашнего задания:
Что означает умение ориентироваться?
Какие вам известны способы ориентирования на местности?
Назовите все основные и промежуточные стороны горизонта.
На стр.32 нового учебника рассмотрите рис.22 и ответьте, в каком направлении движется каждая из лодочек?
ІІІ. Мотивация учебной и познавательной деятельности.
На предыдущем уроке мы с вами изучали способы определения сторон горизонта, ориентирование на местности. Вы уже знаете, какие существуют стороны горизонта и способы ориентирования (определение сторон горизонта). Точнее стороны горизонта можно определить с помощью компаса.
Отсроченная отгадка
Часто направление на необходимый объект не совпадает ни с основными ни с промежуточными сторонами горизонта. Но, тем не менее, точное направление можно установить. Каким образом это можно сделать мы узнаем на сегодняшнем уроке.
IV. Изучение нового материала.
Ко́мпас (HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA" \o "Итальянский язык"итал. Сompassio; от compassare — измерять шагами; в профессиональной речи моряков: компа́с) — устройство, облегчающее ориентирование на местности путем указания на стороны света.
Существуют несколько принципиально различных видов компаса: магнитный компас, гирокомпас, астрономический компас, а также компасы, ориентирующиеся на положение искусственных объектов: радиокомпас и спутниковый компас.
История создания
Компас был изобретён в Китае при династии Сун и использовался для указания направления движения по пустыням.
В Европе изобретение компаса относят к XII—XIII вв., однако устройство его оставалось очень простым — магнитная стрелка, укреплённая на пробке и опущенная в сосуд с водой. В воде пробка со стрелкой ориентировалась нужным образом.
В начале XIV в. итальянец  HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%A4%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BE_%D0%94%D0%B6%D0%BE%D0%B9%D1%8F&action=edit&redlink=1" \o "Флавио Джойя (страница отсутствует)" Флавио Джойя значительно усовершенствовал компас. Магнитную стрелку он надел на вертикальную шпильку, а к стрелке прикрепил лёгкий круг — картушку.
Слово «компас», по-видимому, происходит от старинного английского слова compass, означавшего в XIII—XIV вв. «круг».
Самый простой современный компас снабжен намагниченной стрелкой, темный конец которой всегда указывает направление на СЕВЕР.
Учитель объясняет, как пользоваться компасом. Компас используют военные, геодезисты, геологи, моряки и др.
Для ориентирования на местности полезно знать что такое азимут.
Часто направление на необходимый объект не совпадает ни с основными ни с промежуточными сторонами горизонта. Тогда точное направление можно установить, вычислив азимут. Азимут позволят определить направление на объект по отношению к северу. Отчитывают его от направления на север по ходу часовой стрелки, измеряют в градусах от 0° до 360°. Азимут на север = 0° или 360°, на восток = 90°, на юг = 180°, на запад = 270°. Азимут можно измерить и с помощью компаса, но приблизительно.
Азимут – угол между направлением на север и направлением на любой объект по ходу часовой стрелки.
Учитель с помощью объектов размещенных на доске показывает, как определять азимут этих объектов.
V. Закрепление изученного материала.
Географический практикум. Работа в парах.
Выполнение задания 5 на стр. 48
Запишите в тетради в столбик названия предметов, изображенных на рис. 45. Рядом с каждым названием напишите азимут, по которому необходимо двигаться к каждому из них.
VI. Обобщение и систематизация знаний.
Микрофон
Что такое компас, для чего он нужен?
Кто в своей работе использует компас?
Что такое азимут, как его вычисляют?
Какими величинами ограничен азимут?
VII. Итог урока.
Рефлексия
VIII. Домашнее задание.
§9, стр.46-47 - прочитать
Стр.48, задание 7 выполнить в тетради.