Конспект урока по географии на тему Первые кругосветные путешествия.
География
Тема: Первые кругосветные путешествия.
Цель: Формирование у учащегося представлений о первом кругосветном путешествии и первом русском кругосветном плавании.
Задачи урока:
Образовательные:
Познакомить учащегося с мореплавателями: Фернаном Магелланом,Иваном Фёдоровичем Крузенштерном и Юрием Фёдоровичем Лисянским.
Сформировать представление об основных этапах первого кругосветного путешествия, его значении.
Продолжить формирование умения ориентироваться в географической карте.
Закрепить понятие о форме Земли, материках, океанах, Мировом океане.
Коррекционно-развивающие:
Корригировать произвольное внимание.
Развивать навыки устной речи, пополнять словарный запас.
Развивать память, корригировать процессы запоминания и воспроизведения.
Развивать положительную мотивацию к учебной деятельности.
Воспитательные:
Способствовать осознанию нравственных качеств: настойчивости, целеустремлённости, стремления к активной жизненной позиции.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование:
физическая карта полушарий, словарные карточки, карточки с заданиями для проверки выполнения д/з (см. приложение 1), контурные карты полушарий, образец выполнения работы в ней, диск CD с презентацией, компьютер, карандаши красного и синего цвета.
Ход урока
1.Организационный момент
Обеспечивает комфортное состояние учащегося. Проверяет готовность рабочего места. Создает ситуацию успеха.
II. Постановка учебной задачи. Целеполагание.
- Сегодня Саша, у нас необычный урок, мы отправимся в кругосветное путешествие, где будем выполнять - роль исследователей.
Исследователь – это человек, который детально что – то изучает.
- Люди путешествовали и совершали открытия во все времена, во все века. А какой сейчас век?
- 21 век – это век компьютерных и космических технологий, поэтому можно совершить кругосветное путешествие всего за 90 минут, мы же с вами совершим за 40 минут, а когда-то люди на это тратили годы, жертвовали своей жизнью, рисковали ради новых открытий.
- Больше всего открытий было сделано в период с конца 15 до начала 17 века. Именно поэтому он стал называться веком В.Г.О. Поэтому именем этой эпохи назван наш урок: «Первые кругосветные путешествия». (музыкальный фон отключить)
- Как ты думаешь, какими качествами должны были обладать люди в 16 веке, чтобы отправиться в путешествие?(ответ учащегося)
- Действительно, это были отчаянные, смелые плавания мореходов.
- Давайте мы сегодня на нашем необычном уроке заглянем в то далекое прошлое и проплывем сложный путь вместе с первооткрывателями.
- Выясним причины, побудившие европейцев отправиться в далекие страны.
- Выявим значение этой эпохи для последующих поколений.
- В процессе решения этих задач изучим карту великих экспедиций и новых открытий. Тебе придется на время стать моряком этих экспедиций.
III. Основная часть
Подготовка к путешествию.
- Но прежде чем отправиться в путешествие мы должны немного подготовиться к нему, т.е. собрать снаряжение.
Сбор снаряжения
Психологический настрой:– Мы отправляемся по следам великих путешественников. Нас влечет интерес к дальним странствиям, новым странам.
Итак, что же влекло мореходов, что толкало их на открытия? Давай, выясним причины первых путешествий.
«Причины географических открытий»
Задание: выбери правильные ответы.
1) «Жажда золота, пряностей»
2) Рост населения, перенаселенность Европы.
3) Поиск новых земель
4) Жажда обогащения от торговли пряностями
5) Поиск путей на Восток, в Индию для торговли.
Причины определены, но отправиться в путь необходимо только со специальным снаряжением. Прочитайте, названия снаряжений. (показываются картинки)
«Угадайте по описанию»
1. Каравелла
Ветер боковой гуляет,Большой корабль он подгоняет,А тот бежит себе в волнах,На треугольных парусах.
2. Компас
Качается стрелка, Туда и сюда.
Укажет нам север,
И юг без труда.
3. Карта
Моря и реки есть, А воды в них нет. Снаряжение собрано, погода нам улыбается, значит, пора в путь. А начнем мы наше кругосветное путешествие по следам экспедиции Фернана Магеллана.
Он был моряком и солдатом. Не раз плавал в Индию, неоднократно участвовал в военных сражениях. Магеллан был отважен и храбр, не щадил себя, когда речь шла о жизни его товарищей. Он пользовался уважением своих подчиненных – простых матросов. Магеллан прекрасно разбирался в навигационных картах, тщательно готовился к кругосветному плаванию. 1519 году флотилия из пяти кораблей отплыла от Евразии.
Практическая часть
- Саша, давай исследуем маршрут экспедиции Ф. Магеллана.
Работа по учебнику по рис. 95, с.114 «Исследование маршрута экспедиции» (синие стрелочки).
Задание: исследовать путь Ф. Магеллана и определить географические объекты, встречавшиеся в пути.
Исследование:
1519 году флотилия из пяти кораблей (265 человек) отплыла от Евразии.
От Евразии (Пиренейский полуостров) в направлении на З. Плаванье проходило, по какому океану? (Атлантический океан) Без приключений переплыли через Атлантический океан и отправились к берегам какого материка? (Южной Америки). У берегов Южной Америки пришлось зимовать.
Магеллан верил, что в Южной Америке существует пролив, через который можно выйти в другой океан. Недовольные моряки подняли мятеж, но Магеллан убедил их продолжить путешествие. Чтобы найти этот пролив Магеллану понадобилось около года.
Пройдя по нему, корабли оказались в неизвестном ранее океане. Что, это за океан? (Тихий). Здесь сделаем небольшую остановку и послушаем сообщение, которое нам приготовила Осипова А.
- Это самый большой и самый глубокий океан земного шара. Никто из участников плавания не знал его размеров. Матросы голодали, вода протухла. Много матросов умерло от голода и болезней.
Кроме этого моряки ощутили на себе влияние экватора. Какой климат, вдоль экватора? ( Жаркий). Солнце нещадно палило.
Наконец корабли достигли (определите географический объект) – островов. Позднее эти острова были названы Филиппинскими. Во время пути Магеллан вмешался в войну между местными правителями и погиб. На островах моряки дешево купили пряности и отправились в обратный путь. Возвращались они известным тогда путем, мимо какого материка? (Африки) через океан (Атлантический океан). От однообразной пищи у половины экипажа проявилась цинга – гноились и кровоточили десны, распухли колени и голени, многие не могли даже ходить. Часть экипажа погибла, часть попала в плен. В Испанию вернулся один корабль, на нем 18 человек. Так завершилось первое кругосветное путешествие.
Моряки привезли с собой письма. Игровой момент.
На письма принято отвечать.
Вопросы «Морской почты»
1. Когда Магеллан плыл через Тихий океан, ему «повезло». В чем это везение?2. Почему корабль отправился в путь на запад, а вернулся с востока? 3. От какой болезни погибали моряки?
Кроме писем, моряки привезли с собой съедобные товары, которые были не известны европейцам. Давайте, мы жители 21 века попробуем отгадать, что привезли с собой моряки в 16 веке.
Электронный кроссворд.
По горизонтали:
1. Посадили зернышко,
Вырастили солнышко.
Это солнышко сорвем,
Много зерен соберем
Их поджарим, погрызем,
А приедут гости –
Им дадим по горсти!
(подсолнечник)
2.Закопали в землю в мае,И сто дней не вынимали,А копать под осень сталиА копать под осень стали —Не одну, а сразу десять! ( Картофель)
3. В жарких странах я расту,
И колюч на ощупь,
На верхушке хохолок,
Фрукт я очень сочный!
(Ананас)
4.Этот земляной орех, Жаренный вкуснее всех!
(Арахис)
5. Зёрна жёлтые в початке,
Все молочные и сладки,
У царицы полей,
Назови её скорей!
(Кукуруза)
По вертикали:
1. В огороде – желтый мяч.
Только не бежит он вскачь,
он как полная луна,
Вкусные в нем семена.
(Тыква)
2. Привязан кустик к колышку.На кустике – шары:Бока подставив солнышку,Краснеют от жары (Помидоры)
3. Острый очень, но не нож.На редиску не похож.Длинный, узкий, слишком красный,А как специя — прекрасный. ( перец)4.Не пекут, не жуют
не глотают,
а все равно употребляют (табак)
Вывод:
1. в Европе появились ранее неизвестные культуры: перец, помидоры, картофель, кукуруза, тыква и т.д.. 2. Расширились знания о Земле, природе.
Физминутка
Учащийся проговаривает слова с характерными движениями.
У индейцев побывали,Как живут они, узнали.Встретили они гостей,Семь красавцев без бровей.Вот с такими ушами,Вот с такими носами, Вот с такими усами,Вот с такой головой,Вот с такой бородой,Они не пили и не ели, На Магеллана все глядели И делали вот так….
Слайд 1. Первое русское кругосветное плаванье
Слайд 2. (1803 – 1806) какой век?
Слайд 3. На парусных кораблях (шлюпки) «Надежда» и «Нева». Команды на корабли набирали только из добровольцев.
Слайд4. Возглавили Иван Федорович Крузенштерн и Юрий Федорович Лисянский.
Практическая часть.
Работа учащегося с контурной картами.
Задание: нанести на контурную карту маршрут путешествия первых русских путешественников.
- Я диктую маршрут, а ты смотришь глазами и ведешь карандашом. Приготовился, будь внимательным, запоминай весь маршрут, т.к. тебе предстоит интересная работа, самостоятельно отметить весь путь первых русских мореплавателей.
Оба корабля вышли из порта под Санкт – Петербургом.
- Сколько кораблей вышло из порта?
- Они направлялись через Балтийское море в Атлантический океан к берегам Южной Америки. Слайд 6 (Русские путешественники наблюдали жизнь гавайцев).
Слайд 7 Затем миновали Магелланов пролив и вышли в Тихий океан. Во время сильного шторма корабли потеряли друг друга из вида, и каждый корабль пошел своим маршрутом.
- Сколько будем изображать маршрутов? (Два) Теперь у тебя разделяется путь и пойдет две линии.
- Через один год и шесть месяцев корабли вновь встретились вновь. Оба корабля через пролив вышли в Индийский океан. Из – за плохой погоды у берегов Африки корабли вновь потеряли друг друга.
Слайд 8 Они пришли в Санкт – Петербург самостоятельно в полном составе, потому что покидая Аляску, экипаж «Невы» заготовили 60 ведер дикого щавеля, что спасло моряков от страшной болезней - цинги. Путешествие длилось три года.
Слайд 9 Самостоятельная работа в РТ к\к стр.
Вывод: мы исследовали маршрут первого русского кругосветного плаванья и выяснили весь путь движения.
Слайд 10
- Ну, а на пути нашего маршрута лежит «Черный ящик»
Предметы в «Черном ящике»
1) По вопросам определи, что находится в черном ящике
1. Это части растений, 2. Их добавляют в пищу.3. В малых дозах с целью улучшения вкуса мясных блюд. (Пряности)
Ежегодно 16 ноября отмечается Всемирный день пряностей.
(Даю учащемуся ощутить запах пряностей)
IV. Закрепление
-Сашенька, давай посмотрим на картинки и повторим:
Последствия Первых кругосветных путешествий (написаны на ватмане).
Задание: выбери правильный ответ.
Какие последствия можно отнести к положительным, а какие отрицательным?
– Изменились представления о мире. – Получила небывалое расширение торговля, торговые пути переместились из Средиземного моря в океаны. – В Европе появился новый товар – картофель, томаты, фасоль, какао, табак, чай, кофе, шоколад.– Началось угнетение коренных народов Америки, Африки, Азии. – Обогащались купцы и предприниматели Европы.
V. Заключительная часть
Рефлексия
Если останется время:
- Если бы ты жил в 15 – 16 веках, то какое открытие хотели бы совершить? Почему?
VI. Домашнее задание
Учебник стр.112-114 читать отвечать на вопросы.