Самое красивое и умное животное -лошадь.
Урок развития речи по русскому языку в 7 классе.
Тема: Самое красивое и умное животное- лошадь.
Цель: - развитие связной речи;
- привить детям любовь к животным, бережное отношение к ним, природе;
- творческий поиск интересного.
Эпиграф: «Никакие суперавтомобили не вытеснят лошадей, равно как никакая техника не заменит живую природу. Людям всегда будет нужна живая красота».Алан Маршалл, (австралийский писатель)
«Подковы и масти - людям на счастье.»
Ход урока:1) Оргмомент
2)Слово учителя:
Мы живем в большом и разнообразном мире. Нас окружают растения и животные. Человеку удалось приручить, одомашнить многих птиц и зверей.
Сегодня мы поговорим о лошади, о том, какую роль играла и играет лошадь в жизни человека, как человек относится к этим животным. Конечно, остановимся на литературных произведениях, где показаны эти животные.
- Лошадь издавна играла важнейшую роль в жизни человека.
Обратимся к истории одомашнивания лошадей.
Выступают ученики с сообщениями.
Ученик. Считается, что лошадь была одомашнена 5-6 тыс. лет назад. Первые свидетельства о домашней лошади найдены на территории Месопотамии и Малой Азии и относятся к концу 3- начала 2 –тысячелетия до н.э. В Приднепровье археологи раскопали стоянки древних славян и нашли огромное количество костей различных животных, причем лошадиных костей было больше всего.
Предком домашней лошади был тарпан, который еще не так давно обитал в южных русских степях. Сохранилось его подробное описание и даже фотографии. Тарпан был серо-мышастой масти с темной полосой на спине, темными ногами и стоячей гривой. Хвост у него был длинный, но не густой.
На Украине и в Оренбургских степях тарпаны встречались еще в прошлом столетии. Местные жители истребляли тарпанов, вытаптывавших посевы и уничтожавших заготовленные в степи стога сена. Пойманные тарпаны плохо переносили неволю и быстро погибали. Последний дикий тарпан погиб в конце 1880-х годов, а пойманный жеребенок – тарпан прожил в табуне домашних лошадей до 1919 года.
Учитель. Каково же значение лошади в жизни человека?
Первый ученик. Основная роль лошади в жизни человека - транспортное средство и помощница в работе. Хотя в современном мире их заменили машины.
Второй ученик. Но лошади незаменимы. Во-первых, люди пьют кумыс- напиток, сделанный из кобыльего молока. Целебные свойства кумыса известны уже тысячу лет. Издавна кумыс называют богатырским напитком, эликсиром бодрости, здоровья и долголетия и с успехом используют для профилактики и лечения туберкулеза, при авитаминозе, нарушениях обмена веществ и при заболеваниях нервной системы. Как мы уже знаем, на кумысолечение приезжали Л.Н.Толстой, А.П.Чехов и др.
Третий ученик. Иппотерапия. Еще Гиппократ утверждал, что раненые и больные поправляются быстрее и успешнее, если ездят на лошади. Древнегреческий ученый отмечал не только общеукрепляющий, но и психологический эффект таких занятий. Иппотерапия- лечебная верховая езда. Более чем в 60 странах мира работают центры иппотерапии. Лечебная езда способна поставить на ноги людей после тяжелых травм позвоночника, параличей, помочь при мышечной дистрофии и т.д.
Четвертый ученик. Впервые в истории советского конного спорта Сергей Филатов на жеребце Абсенте выиграл в Риме олимпийское золото в выездке- он стал чемпионом Олимпийских игр 1960 года. И,Кизимов на Ихоре на Олимпийских играх в Мехико (1968) получил золотую медаль. 22 Олимпийские игры в Москве (1980) оказались удачными для советских конников- они завоевали 3 золотые, 3 серебряные и 2 бронзовые медали. Установлена рекордная резвость жеребца чистокровной верховой породы под седлом на 1000 м- 53,6 секунды.
А вот чтобы стать настоящим жокеем, нужны особые природные данные: небольшие рост и вес, худощавое сложение. Если вес превышает 58 кг, то к скачкам такие «толстяки» не допускаются.
Учитель
Природа лошадей не обидела. Она щедро наградила их множеством замечательных качеств. У наших безотказных помощников обоняние развито намного сильнее, чем у других сельскохозяйственных животных, осязание у них тоже отменное. Они наделены отличной памятью. К тому же лошади – отличные пловцы, удивительные, уникальные создания природы.
Учитель. А какие масти лошадей вы знаете?
Словарная работа.
Каурый - светло-каштановый, рыжеватый
Гнедой - темно-рыжий, хвост и грива черные
Буланый - светло-желтый, хвост и грива черные
Игреневый - рыжий, хвост и грива светлые
Чубарый-с темными пятнами по светлой шерсти, хвост и грива черные
Вороной - черный
Сивый - серовато- сизый
Пегий -алмасыбар
Чалый - бурыл
Мухортый - кир ат, темно-красный с желтоватым оттенком
Мышастый - kоро
Учитель. Какие произведения о лошадях вы знаете? (изучали)
Ответы учеников, краткий пересказ содержания этих произведений. Краткая беседа об отношении человека к животным.
Выразительное чтение учащимися стихотворений о лошадях.
Учитель. Напишите слова-ассоциации, которые возникают у вас при слове « лошадь». Подберите к данным словам определения ( или другие слова), чтобы получились словосочетания.
( нежное животное, доброе тепло, теплое дыхание, большие грустные глаза и т.д.)
Ответы учеников.
Учитель. А теперь, ребята, напишите сочинение-миниатюру на темы:
«На планете мы останемся одни», на сочинение – 5-7 минут.
« Под жестокой рукой человека»
« Спешите делать добрые дела»
Несколько учеников читают свои работы.
Обобщение урока. Выставление оценок.
Дома: Написать сочинение на одну из тем.
15