Методическая разработка к элективному курсу(9 класс)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 Р.П. ТАТИЩЕВО»







ЗНАКИ. СИМВОЛЫ. ЯЗЫКИ.

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ДЛЯ 9 КЛАССА
Никифоровой Ольги Ивановны, преподавателя иностранного языка МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 р.п. Татищево»
р.п. Татищево
Знаки символы языки. (Путешествие по карте зыков мира)
Пояснительная записка
Программа адресована учащимся 9х классов средней общеобразовательной школы.
Концепция программы - организация творческой лаборатории для формирования предпрофессиональных навыков и умений у учащихся гуманитариев.
Данный элективный курс базируется на коммутативно-деятельной концепции образования, которая предполагает развивающий, функциональный и коммуникативный характер обучения, инициирующий познавательную активность в обучении, формирование способности и потребности к поиску информации, ее осмыслению и усвоению.
Наш язык - это не только способ общения, но, прежде всего - мощнейший инструмент познания окружающего нас мира. Язык, лежащий в основе речи и письменности, дал людям возможность накапливать опыт поколений, что в дальнейшем привело к созданию материальных культур - искусства, науки, техники.
К какому времени в эволюции пралюдей приурочено возникновении языка?
Как происходил процесс его становления?
В каком соотношении находится язык с другими средствами коммуникации?
Какие бывают языки?
Что в них общего и чем они отличаются друг от друга? Это лишь часть вопросов, которые мы рассмотрим на занятиях.
Ответы на эти вопросы лежат на стыке многих наук - лингвистики и зоологии, психологии и
нейрофизиологии, истории и этологии, семантики и кибернетики и т.д.
Цель курса: расширение кругозора учащихся; повышения уровня и объема знаний по данному
вопросу; развитие у учащихся поисковых и исследовательских способностей; развитие умений
пользования справочником и научной литературой; самостоятельное действие учащихся по
приобретению новых знаний; сотрудничество учителя и учеников как равноправных участников
учебного процесса.
Возможно создать атмосферу доброжелательности и доверительности, где каждый ученик будет
чувствовать себя максимально комфортно. Необходимо обеспечить постоянную обратную связь с
каждым учеником; на каждом занятии работа с контурными картами.
Программа построена по принципу постепенного усложнения материала, теория предваряет практику, предшествует ей, все виды работы предусматривают как коллективную деятельность, так и индивидуальные задания разной степени трудности. Соблюдаются дидактические принципы - доступности, научности, наглядности и т.д. Виды контроля:
Основной вид контроля - зачеты, доклады, рефераты, тестирования. Формы работы: индивидуальная, парная, групповая.
Учебно-тематический план. II четверть.

Тема занятия.
Кол-во часов

1
Вводная беседа. Первые люди на земле.
1

2
Инстинкты и планы.
1

3
Говорил ли неандерталец?
1

4
Исследования Ф. Либермана
1

5
Знаки для изображения мыслей.
1

6
Древнейший праязык
1

7
Язык зрительных образов.
1

8
Идеографическая система
1


III четверть.
10

1
Шимпанзе у порога языка.
1

2
О чём поёт соловей?
1

3
Звуки, которые мы выбираем.
1

4
«Ах, фремя фремя!». Поговорим о согласных.
1

5
Звуки в упаковке, или что такое ударение.
1

6
Бывают ли языки без грамматики? (куда склоняются наши слова? Нельзя ли просклонять глагол?).
1

7
Мать видит дочь. . . Дочь видит мать. . . Кто кого собственно видит? Что такое предикативность?
1

8
Три основных типа языков.
1

9
«Мы» - много «Я»? «Детский род» и «Плавающий класс».
1

10
Немножко о виде глагола. О прилагательном и его родственниках. «Трудный» русский язык.
1



IV четверть.
8

1
«Первобытные» языки, в чем их «неразвитость»?
1

2
Синий или зеленый? У каждого языка есть своя «картина мира».
1

3
Язык, на котором не говорят.
1

4
Что такое этикет.
1

5
Индоевропейская семья языков. Родственные языки, (поговорим на болгарском, украинском и т.д.).
1

6
Тюркская семья языков. (языки «вставляющие» и языки «изолирующие»).
1

7
Два из 1 5 (немно! о о грузинском и армянском).
1

8
Окончание кругосветного путешествия. Заключительный урок.
1





Список литературы.
Бенвенист Э. «Общая лингвистика». М, 1974г.
Дембовский Я. «Психология обезьян». М, 1963г.
Долгопольский А. «Языки и проблемы прародины». М, 1975г.
Истрин В.А. «Возникновение и развитие письма». М, 1965г.
Кларк Дж. «Доисторическая Африка». М, 1977г.
Констебл Дж. «Неандертальцы». М, 1978г.
Ото1еп Е. "Арез, теп ап<11ап§иа§е". М-У, 1974г.
МаПегу О. "8т§ 1ап§иа§е атопё пог!Ь атепсап тсНаш". Рапз, 1972г.
81огоеп \\^.С. "8т§ 1ап§иа§е 51шсШге". ушу. оГВиЙа!о, 14-У 1960г.
15