Разработка урока по теме Генетика и здоровье человека (9 класс)

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ТЕМЕ
«Генетические законы и здоровье человека»

Деятельность учителя
Деятельность детей


Этап актуализации знаний
1. Фронтальный опрос:
- Какой раздел биологии мы начали изучать?
- Что мы изучили в этой теме? Чему уже научились на уроках?







- Важно не просто знать материал по теме, но и понимать, где эти знания могут пригодиться.
Законы Г.Менделя – классические законы, стали известны в 1865 году. Сейчас 2016 год, этим законам уже 151 год. Наука не стоит на месте. Нужно ли нам изучать эти законы, которые еще называются «гороховыми законами». Где знания этих законов и умение их применять может пригодиться.


- Вы свою будущую судьбу планируете связать с медициной. Для чего здесь могут пригодиться законы Менделя?





- Давайте убедимся, что знание законов Менделя и умение их применять, нужны не только для сдачи экзамена, но и для профессиональной медицинской деятельности.


- Генетику.
- Мы изучили генетические термины;
Первый и второй закон Менделя, учились решать генетические задачи с использованием этих законов.


- Пригодится их знание и умение применять в селекции – для создания пород и сортов при скрещивании организмов; в ветеринарии – для выявления некоторых наследственных заболеваний.

- Нужно знать, какие заболевания наследуются генетически, как они проявляются у потомства, уметь это прогнозировать.

Этап изучения нового материала
1. Беседа.
Согласно формулировке ВОЗ, «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков». Одна из причин нарушения здоровья – генетические заболевания. Известно более 700 заболеваний человека, вызванных изменением числа или структуры хромосом.
У вас было домашнее задание – найти информацию о генетических заболеваниях. Как вы справились?

2. Решение генетических задач по теме «Генетика и здоровье человека». Задачи на наследование признаков, если отец и мать гетерозиготны.

- Что мы наблюдаем? Какой можно сделать вывод?








3. Решение генетических задач по теме «Генетика и здоровье человека». Задачи на наследование признаков, если они были у предков.







4. Какие рекомендации вы можете дать, чтобы снизить риск появления детей с генетическими заболеваниями в семье.


- Краткие сообщения учащихся о генетических заболеваниях (шизофрения, глухонемота, альбинизм, катаракта, отсутствие резцов верхней челюсти, диабет, фенилкетонурия, леворукость, «седая прядь», миоплегия).




- Вывод 1: Генетические заболевания могут проявиться у потомства в семьях, где родители являются здоровыми, но несут в одной из гомологичных хромосом ген, вызывающий заболевание.
- Вывод 2: Вероятность рождения потомства с генетическими отклонениями увеличивается, если у родственников по отцовской и материнской линии эти отклонения были.

РЕКОМЕНДАЦИИ:
1. Планирование семьи.
2. Исключение близкородственных браков.
3. Прогнозирование вероятности проявления генетических заболеваний.
4. Добровольная своевременная диагностика.

Подведение итогов






Генетические задачи на моногибридное скрещивание
«Генетика и здоровье человека»

1. Альбинизм (отсутствие пигмента) у человека – рецессивный признак (b), нормальная пигментация кожи – доминантный – (В). У родителей с нормальной пигментацией кожи ребенок – альбинос. Каковы генотипы родителей?

2. Ген диабета рецессивен по отношению к гену нормального состояния. У здоровых супругов родился ребенок больной диабетом. Какова вероятность рождения здорового ребенка в данной семье?

3. У человека фенилкетонурия наследуется как рецессивный признак. Определите вероятность развития заболевания у детей в семье, где оба родителя гетерозиготны по данному признаку.

4. В семье, где оба родителя имели нормальный слух, родился глухой ребенок. Какой признак является доминантным? Каковы генотипы всех членов этой семьи?

5. Так называемый «белый локон» или седая прядь у человека наследуется как доминантный аутосомный признак. Какова вероятность рождения детей без локона, если родители имели «белый локон» и были гетерозиготными по этому признаку?

6. Миоплегия (периодические параличи) передаётся по наследству как доминантный признак. Определите вероятность рождения детей с аномалией в семье, где отец гетерозиготен, а мать не страдает миоплегией.

7. Праворукость у человека доминирует над леворукостью. Женщина – левша вышла замуж за правшу. Какова вероятность рождения левшей в этой семье?

8. Нормальный слух у человека обусловлен доминантным геном S, а наследственная глухонемота определяется рецессивным геном s. От брака глухонемой женщины с нормальным мужчиной родился глухонемой ребенок. Определите генотипы родителей.

9. Катаракта наследуется как рецессивный аутосомный признак. Возможно ли рождение здоровых детей в семье, где один из родителей страдает катарактой, а второй – гетерозиготен по этому заболеванию?

10. Одну из форм наследственной глухонемоты вызывает рецессивный ген. От брака глухонемой женщины с нормальным мужчиной родились 2 глухонемых ребенка. Какова вероятность того, что и третий ребенок окажется глухонемым?

11. Иван Петрович - правша, хотя его мать владела преимущественно левой рукой. Жена Ивана Петровича тоже правша, но имеет трех братьев, двое из которых левши. Определите вероятность того, что дети Ивана Петровича будут левшами и запишите возможные генотипы членов этой семьи.

12. У человека альбинизм наследуется как рецессивный признак. Один из супругов альбинос, другой имеет нормальную пигментацию, первый ребенок имеет нормальную пигментацию, а второй – альбинос. Какова вероятность рождения в этой семье здорового третьего ребенка (в %)?
13. Мужчина, страдающий альбинизмом, женится на здоровой женщине, отец которой страдал альбинизмом. Каких детей можно ожидать от этого брака, если учесть, что альбинизм наследуется у человека как аутосомный рецессивный признак?

14. Одна из форм шизофрении наследуется как рецессивный признак. Определить вероятность рождения ребенка с шизофренией от здоровых родителей, если известно, что бабушка со стороны отца и дед со стороны матери страдали этим заболеванием.

15. У человека аутосомный доминантный ген определяет развитие катаракты. Женщина, страдающая катарактой, выходит замуж за мужчину, у которого мать страдала катарактой, а отец – нет. Какова вероятность рождения в этой семье ребенка с патологией? Может ли родиться в этой семье здоровый ребенок?
Наследственные генетические заболевания
1. Фенилкетонури
·я (фенилпировиноградная [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], связанное с нарушением [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], главным образом [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Сопровождается накоплением фенилаланина и его [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] продуктов, что приводит к тяжёлому поражению [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], проявляющемуся, в частности, в виде [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Для человека фенилаланин является [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], потому должен поступать в организм в достаточном количестве с белками пищи. В среднем фенилкетонурии подвержен 1 из 8000 человек. В основе болезни лежит дефицит фермента, осуществляющего превращение фенилаланина в тирозин (тирозин препятствует отложению жиров, снижает уровень аппетита, улучшает функции гипофиза, щитовидной железы и надпочечников).

2. Катаракта - нарушение способности глазного хрусталика  пропускать и преломлять световые лучи. Хрусталик является природной линзой в глазу человека. Он расположен между радужной оболочкой и стекловидным телом. Образован хрусталик специфическими водорастворимыми белками, что и обеспечивает его прозрачность и эластичность. Именно благодаря этим свойствам хрусталика мы видим. Со временем происходит замещение этих белков на нерастворимые в воде, он становится менее прозрачным, мутнеет, теряет эластичность. Из-за того, что хрусталик перестает пропускать свет, изображение становится размытым и нечетким. Генетическим наследованием по доминантному типу.

3. Альбинизм. Причиной альбинизма является отсутствие (или блокада) фермента [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], необходимой для нормального синтеза [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - особого вещества, от которого зависит окраска тканей. У больных молочно-белый цвет кожи, очень белые волосы, красный зрачок. Повышена чувствительность кожи к ультрафиолетовым лучам.

4. Глухонемота
· - врождённая или наступившая в раннем детстве [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], сопровождающаяся отсутствием [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] из-за нарушений [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Врождённая глухонемота наблюдается, если ребёнок рождается глухим, и в дальнейшем, не слыша речи, он не может полноценно научиться говорить.
Бывает и так, что ребёнок теряет слух в раннем детстве. В таком случае [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], который успел приобрести ребёнок, также постепенно утрачивается, и возникает приобретённая глухонемота.

5. Сахарный диабет бывает двух видов – инсулинозависимый и инсулинонезависимый. Раньше эти заболевания назывались диабетом I и II типов. Они имеют огромные различия как по характеру развития болезней, так и по способам лечения. Диабет II типа обычно (кроме запущенных случаев) не требует постоянного введения инсулина, в то время как инсулинозависимая форма диабета требует постоянного контроля уровня сахара в крови и введения инсулина для его коррекции. Это объясняется тем, что при этом типе диабета поджелудочная железа не вырабатывает или вырабатывает очень мало собственного инсулина и организму для поддержания правильного обмена веществ надо помогать – вводить дополнительно искусственный инсулин, причем постоянно.
При инсулинонезависимом типе сахарного диабета поджелудочная железа работает нормально или даже с повышенной нагрузкой, выделяя необходимый гормон. Во всем «виноваты» клетки организма, которые не реагируют на действие собственного инсулина и не снижают сахар в крови. Лечение больного заключается в приеме сахароснижающих средств, а в большинстве случаев ограничивается правильно выбранным режимом питания и физической нагрузки.