Методическая разработка Повесть временных лет: от чтения к осмыслению
Участие в областном конкурсе методических разработок «Растим читателя»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия № 9 города Кузнецка
учитель истории Кондалова Наталья Алексеевна
Методическая разработка:
«Повесть временных лет: от чтения к осмыслению»
Кузнецк, 2017Аннотация
Развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей аргументировать свое отношение к ней является важнейшим условием исторического образования (ФГОС). Решение этой задачи осуществляется в процессе обучения, предполагающего формирование познавательной самостоятельности учащихся при работе с историческими источниками. Освоение логических операций осмысления документального материала на уроках истории в значительной степени способствует формированию интереса к чтению. Большое значение приобретает отбор учебного материала, нацеленный на эффективное развитие навыков смыслового чтения. В представленной методической разработке эта задача решается на основе привлечения летописных материалов. Повесть временных лет органически связана с программой по учебному предмету «История» и обладает достаточным содержанием и объемом с точки зрения применения методов и приемов смыслового чтения.
Тема,
план изучения нового учебного материала
Повесть временных лет: летописные загадки1. Повесть временных лет: история летописи
2. Сюжеты и герои Повести временных лет
3. Замысел и функции древнерусской летописи
Целевая аудитория
Обучающиеся 10-11 классов
Возможная личностно значимая проблема
1. Для реализации жизненных замыслов необходимо критическое осмысление прошлого и настоящего, чему в значительной степени способствует смысловое чтение.
2. Научиться вживаться в образ другого человека, уметь «встать на его место», рассуждать с его точки зрения.
Цель
Понимание учащимися базовых смыслов и ценностей древнерусского летописания; развитие интереса к чтению исторических произведений
Планируемые результаты изучения материала
Развитие умений учащихся
Учащиеся углубляют знания об истории создания древнерусской летописи, усваивают узловые сюжеты произведения через установление их базовых смыслов и значений, расширяют представление о древнерусском обществе.
Самостоятельная работа с историческим источником, анализ и выделение главного, выявление причинно-следственных связей, сравнение, обобщение; умение задавать вопросы, самостоятельно вырабатывать и формулировать мнение на основе осмысленного читательского опыта; умение доказывать свою точку зрения и принимать чужую, если она убедительна; умение взаимодействовать с одноклассниками при работе в группе
Методы обучения и формы организации учебной деятельности
Частично поисковый метод
Форма учебного занятия: комбинированный урок
(в рамках обобщающих уроков по разделу «Русь в IX – начале XII вв.», элективных курсов, мероприятий, приуроченных ко Дню славянской письменности и культуры)
Приемы деятельности учителя: объяснение, эвристическая беседа, организация работы обучающихся с документом, обучение предъявлению результатов деятельности, использование межпредметных и межкурсовых связей; приемы смыслового чтения
Источники информации
Выдержки из Повести временных лет, книги «100 великих битв»; репродукция картины В.М. Васнецова «Нестор-летописец», 1885-1993 гг.; скульптура работы М.М. Антокольского «Нестор-летописец», 1890 г.; лента времени
Ход
Учащиеся получают раздаточный материал, содержащий выдержки из «Повести временных лет», таблицу «Летописные загадки» (рабочее название – «Повесть временных лет: от чтения к осмыслению»). В ходе урока отдельные ученики играют роли ученых экспертов, они заранее получают задание подготовить текст, реквизит и т.п.
Организационный этап, подведение обучающихся к теме урока
Приемы смыслового чтения: предвосхищение, «чтение про себя с вопросами»
Вводное слово учителя:
– Выдающемуся ученому Д.С. Лихачеву принадлежат слова: «Древнерусская литература наполняет нас гордостью за наших далеких предков предшественников, учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, к их заботам о благе родины». Именно в древнерусской литературе мы, прежде всего, ищем ответы на краеугольные вопросы отечественной истории: «Откуда есть пошла русская земля, кто в Киеве начал первым княжить и откуда Русская земля стала есть?» Еще больше в ней сокрыто тайн. По силам ли современному читателю разгадать эти загадки? Помогут нам разобраться в хитросплетениях летописания ученые знатоки: специалист по палеографии (научной дисциплине, изучающей письменные памятники древности), эксперт по хронологии и религиовед.
Перед вами выдержки из уникального произведения древнерусской литературы (приложение 1), которому поэт Аркадий Ляховецкий посвятил следующие строки:
Свет неяркий лучины. Автор,Над пергаментом наклонясь,Букву к букве сбивая вместе,Киноварью выводит: - «АЗ»
Как вы думаете, какие вопросы задает себе читатель, когда впервые берет в руки незнакомый ему исторический источник? (Это вопросы о месте, времени создания, авторе, содержании и т.д.) Какой специальный термин объединяет многие из этих вопросов? (Атрибутация исторического источника)
На данном этапе учащиеся получают проблемно-поисковое задание: на основе имеющихся данных высказать обоснованное предположение, о каком произведении древнерусской литературы идет речь в отрывках (приложение 1).
– Можете ли вы определить, что это за произведение? (Древнерусская летопись – Повесть временных лет)
Актуализация знаний
Приемы смыслового чтения: антиципация
Учащимся предлагается с опорой на читательский опыт и изученный учебный материал вспомнить, что они уже знают о Повести временных лет, высказать предположения об авторе произведения, времени и месте его создания, тематической, смысловой, эмоциональной направленности и т.д. (Мозговой штурм). Дополнительные источники информации (репродукция картины В.М. Васнецова «Нестор-летописец», 1885-1993 гг.; скульптура работы М.М. Антокольского «Нестор-летописец», 1890 г.). Предложенный учащимися смысловой ряд целесообразно оформить на доске в виде кластера «Повесть временных лет».
Изучение нового учебного материала
I. Повесть временных лет: история летописи
Приемы смыслового чтения: «учить видеть слово», комментированное чтение
Более детальной атрибутации исторического источника способствует беседа по вопросам.
– К какому литературному жанру принадлежит Повесть временных лет? Как вы это определили? (Летопись; выдержки из исторического источника начинаются со слов «в год» и повествует о событиях русской и мировой истории)
– Какие понятия из текста вызвали затруднения? Постарайтесь определить по контексту, что они могут обозначать?
– С чего начинается каждая выдержка? (С указания исторического времени: «в год 6604», «в год 6614» и т.д.)
– Какую систему летоисчисления использует автор? («От сотворения мира»)
– В какие годы «от рождества Христова» произошли описываемые события? (Комментарий эксперта по хронологии. Для перевода даты [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в дату византийской эры («от сотворения мира») необходимо с января по август к текущему году добавлять 5508 лет, а с сентября по декабрь – 5509 лет. Учащиеся вместе с экспертом переводят даты: «год 6604» – 1096 г. н.э.; «год 6614» – 1106 г. н.э.; «год 6625» – 1117 г. н.э.)
– Можем ли мы на основе прочитанного предположить время и место создания летописи? (Повесть временных лет создавалась, по крайней мере, в начале XII в., последняя запись датируется 1117 г.; место создания - монастырь)
– Какие сведения об авторе летописи содержатся в произведении? (Из Повести временных лет известно, что в конце XI в. летописец жил в Печерском монастыре. Летописец – монах. Рассказывая под 1096 г. о набеге половцев на монастырь, он говорит: «И пришли к монастырю Печерскому, когда мы по кельям почивали после заутрени». Также известно, что летописец был ещё жив в 1106 г.: в этом году, пишет он, скончался старец добрый Ян: «От него же и я много рассказов слышал, которые и записал в летописанье этом».)
– Проверим, соответствуют ли наши предположения современным подходам ученых-исследователей к истории создания Повести временных лет. В дополнение ответов учащихся эксперт по палеографии выступает с подготовленным докладом. Свод, вошедший в историю под именем «Повесть временных лет», создавался в первое десятилетие XII в. при дворе князя Святополка. Автором его первой редакции считается монах Киево-Печерского монастыря Нестор. В монастырь он пришел 17-летним юношей, предположительно в 1073 г. А это значит, что родился Нестор приблизительно в 1056-1057 гг. Скончался в 1114 г. В 1116-1118 гг. летопись была переписана. Княживший тогда в Киеве Владимир Мономах и его сын Мстислав были недовольны, как Нестор показал роль в русской истории Святополка, их политического соперника. Владимир Мономах передал летописание в свой родовой Выдубицкий монастырь. Его игумен (настоятель) Сильвестр и стал автором нового свода. В нем положительные оценки Святополка были поумерены, зато оказались подчеркнуты все деяния Владимира Мономаха, но основной корпус Повести временных лет остался неизменным. И в дальнейшем Нестеров труд входил непременной составной частью как в киевское летописание, так и в летописи отдельных русских княжеств, являясь одной из связующих нитей для всей русской культуры.
Проведенная атрибутация подводит учащихся к осмыслению ключевых сюжетов Повести временных лет и значения древнерусского летописания.
2. Сюжеты и герои Повести временных лет
Приемы смыслового чтения: комментированное чтение, диалог с текстом, объяснение смысла текста
– Повесть временных лет должна была стать монументальным произведением своего времени. Летописец развертывает широкую панораму исторических событий.
На этом этапе изучения нового материала учащиеся обращаются к выдержкам из летописи (приложение 2). Работа в парах. Ученики читают документ и отвечают на вопросы:
– О чем повествуют отрывки? (Плата хазарской дани; походы князя Олега на Константинополь) Что между ними общего?
– Что вы уже знаете об описываемых событиях?
– Каким известным вам фактам противоречит то, что вы узнали? Отметьте противоречие в тексте летописи («П»). Учащимся предлагается дополнительный материал, который позволяет поставить под сомнение некоторые факты в летописи. Каждой пара анализирует один из отрывков с привлечением дополнительного материала и письменно выполняет проблемно-поисковое задание, заполняя 1-3 графы таблицы. Учащиеся подходят к осмыслению того, что в основе летописи – немало вымысла и загадок.
– Соответствует ли рассказ летописца исторической действительности?
Обучающиеся оценивают факты, вступающие в противоречие с другими данными, объясняют смысл исторических искажений. Смысловое чтение подводит учащихся к пониманию функций летописания.
– Как вы думаете, сознательно ли летописец допускает вымысел? (Сознательно, с целью показать растущую силу славянских племен.) Какие функции летописания скрываются за вымыслом автора?
Заполнение граф 4-5 таблицы.
Таблица
Повесть временных лет: от чтения к осмыслению
1. Эпизод летописи
2. Факты
3. Противоречие
4. Смысл
5. Функции летописания
Выплата
хазарской дани
Походы князя Олега на Константинополь
Поляне выплатили хазарам дань мечами.
Флот Олега насчитывал 2000 кораблей по 40 человек в каждом.
В других местах ПВЛ утверждается, что дань выплачивалась в натуральной и денежной форме.
В крупнейших морских битвах, как древней, так и новой истории принимало участие значительно меньшее количество кораблей.
Предание о мечах и походах Олега – это символическое выражение растущей силы славянских племен, возможности силой оружия сохранить самостоятельность
Обоснование истории с позиции общерусских государственных идеалов: показать мощь государства,
обосновать сильную княжескую власть.
Учащиеся на основе смыслового чтения летописных сюжетов делают вывод о том, что Повесть временных лет создавалась с целью показать мощь Древнерусского государства, обосновать сильную княжескую власть. Но можно ли окончательно утверждать, что в этом состоит основной замысел древнерусского летописания? Учащимся предлагается проверить их предположения и разгадать еще одну летописную загадку. Это положение получает развитие при рассмотрении образа князя Владимира.
3. Замысел и функции древнерусской летописи
Приемы смыслового чтения: комментированное чтение, диалог с текстом, объяснение смысла текста
Учащиеся читают летописный рассказ о князе Владимире (приложение 3). Целесообразность обращения к этому образу определяется значительным вкладом Владимира в развитие Древнерусского государства.
– О каком древнерусском князя говорится в летописи?
– Отличается ли образ Владимира в первом и во втором отрывках? (Текст 1 и текст 2) Аргументируйте ответ с опорой на текст источника. Что является поворотным моментом в эволюции образа князя? (Принятие Владимиром христианства)
– Соответствует ли рассказ о Владимире ранее полученным выводам о функциях летописания? (Учащиеся обнаруживают противоречие между неприглядным изображением личности Владимира-язычника и функциями летописания, связанными с формированием положительного имиджа князя.) Графическая отметка противоречий «П». Заполнение граф 1-3 таблицы «Повесть временных лет: от чтения к осмыслению».
– Чем можно объяснить такое противоречие? Какое значение оно могло иметь с точки зрения летописца? (Соотнесение читательских интерпретаций произведения с авторской позицией: на первый план выходит противопоставление языческих традиций и христианских норм.)
При затруднении ответа учащихся на этот вопрос целесообразно вспомнить, что в древнерусском обществе, которое являлось традиционным, религия играла ключевую мировоззренческую роль.
Следовательно, Повесть временных лет являлась не только княжеским заказом, но и имела более глубокий замысел. Об этом красноречиво свидетельствует запись «в год 6545».
– О чем идет речь в этом эпизоде? (О монументальном строительстве в правление князя Ярослава; широком развитии христианской культуры) Каким предстает образ князя Ярослава? (Продолжатель дела Владимира Крестителя) В каком году происходят описанные события? (1037 г.) Случайно ли летописцем выбрана эта дата? Для прояснения этого вопроса обратимся к основам христианства. Слово религиоведу. В каком году от сотворения мира родился Иисус Христос (В 5500 г.) Сколько лет он прожил? (33 года) В каком году он был распят (5533 г.)(лента времени выстраивается на доске/интерактивной доске) В христианском мире считалось, что после воскресения Иисус спустился в ад, где вёл битву с дьяволом, в результате чего связал его на тысячу лет. В каком году антихрист должен был вырваться из оков? (В 6533 г.). В течение трёх с половиной лет должно было продолжаться его царство. Следовательно, на какое время ожидалось Второе Пришествие Иисуса Христа? ( 6536 г. -5500 г. (дата рождения Христа), 1037 г. н.э.).
– Для кого, прежде всего, предназначалась летопись? (Замысел Повесть временных лет находит вполне логическое объяснение, если большинство эпизодов летописи имело символическое наполнение, связанное с религиозными мотивами; летопись была ориентирована на главного Читателя – Бога)
Работа с таблицей (графы 4-5)
Таблица (окончание)
Повесть временных лет: от чтения к осмыслению
1. Эпизод летописи
2. Факты
3. Противоречие
4. Смысл
5. Функции летописания
Исторический образ Владимира
Эпизоды жизни Владимира-язычника показаны с отрицательной стороны.
Образ Владимира не согласуется с княжеским заказом летописи и отстаиванием интересов князя.
Оценка князя с позиции христианских норм.
Религиозное обоснование истории; христианизация.
Рефлексия. Заключение
Прием реципации
На данном этапе урока следует обмен мнениями: каковы причины появления летописных загадок, что помогло их увидеть и разгадать, к чему может привести буквальное понимание летописи, без осмысленного чтения, изменилось ли представление учащихся о древнерусском летописании, к каким новым выводам по истории Древней Руси они пришли. Учитель акцентирует внимание на словах летописи: «Великая польза бывает от книжного учения!.. Это реки, наполняющие вселенную, это источники мудрости, в книгах ведь неизмеримая глубина», предлагает провести мини-дискуссию об актуальности этих слов летописца. Летопись была ориентирована на узкую аудиторию. Понимание смысла прочитанного – подчас очень сложная задача, требующая от читателя значительной подготовки. Однако без этого невозможно успешно ориентироваться в сложных процессах прошлого и настоящего.
Учитель и ученики возвращаются к составленному на доске кластеру. Учитель предлагает проанализировать, какие первоначальные предположения о Повести временных лет и связанные с нею концепты были верны, какие требует дополнения и корректировки. Завершается работа над кластером, который позволяет систематизировать информацию и представить ее в виде осмысленной схемы.
В заключение учитель отмечает, что функции летописания, несмотря на различия, служили одной общей цели. Домашнее задание: сформулировать основную идею Повести временных лет, привлекая составленную таблицу («смысловое чтение таблицы»). (Вариант ответа: общая идея - объединение и укрепление Руси на основе политического и религиозного единства.) Ответы возможно представить в виде граф-схемы «Кольца Венна».
Список использованных источников и литературы
1. Даниливский И.И. Повесть временных лет: герменевтические основы источниковедения летописных текстов. – М. : Аспект-Пресс, 2004. – 370 с.
2. Мячин А.Н. 100 великих битв. – М. : Вече, 2005. – 640 с.
3. Повесть временных лет ; подгот. текста, пер., ст. и коммент. Д.С. Лихачева. – СПб. : Наука, 1996. – 667 с.
3. Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России с древнейших времен до конца XVII в. 10 класс : учебник для общеобразоват. учреждений : профил. уровень. – М. : Просвещение, 2012. – 336 с.
5. Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС : пособие для учителя. – М. : Баллас, 2011. – 128 с.
Приложение 1
Атрибутация исторического источника
В год 6604. И 20-го числа того же месяца в пятницу, в первый час дня, снова пришел к Киеву Боняк безбожный тайно, как хищник, внезапно, и чуть было в город не ворвались половцы, и зажгли предградье около города, и повернули к монастырю, и выжгли Стефанов монастырь, и деревни, и Германов. И пришли к монастырю Печерскому, когда мы по кельям почивали после заутрени, и кликнули клич около монастыря, и поставили два стяга перед вратами монастырскими, а мы бежали задами монастыря, а другие взбежали на хоры.
В год 6614. Воевали половцы около Зареческа, и послал на них Святополк Яня и Ивана Захарьича, хазарина, и прогнали половцев, и полон отняли. В тот же год преставился Янь, старец добрый, прожив девяносто лет, в старости маститой... От него же и я много рассказов слышал, которые и записал в летописанье этом, от него услышав.
Последняя запись
В год 6625. Привел Владимир Мстислава из Новгорода, и дал ему отец Белгород, а в Новгороде сел Мстиславич, сын его, внук Владимиров В том же году пришли беловежцы на Русь. В тот же год взял Владимир за Андрея внучку Тугорканову. В тот же год тряслась земля сентября 26
Приложение 2
Повесть временных лет о формировании Древнерусского государства
Текст 1
По прошествии времени стали притеснять полян древляне и иные окрестные люди. И нашли их хазары сидящими на горах этих в лесах и сказали: «Платите нам дань». Поляне, посовещавшись, дали от дыма по мечу, и отнесли их хазары к своему князю и к старейшинам, и сказали им: «Вот, новую дань нашли мы». Те же спросили у них: «Откуда?». Они же ответили: «В лесу на горах над рекою Днепром». Опять спросили те: «А что дали?». Они же показали меч. И сказали старцы хазарские: «Не добрая дань эта, княже: мы добыли ее оружием, острым только с одной стороны, – саблями, а у этих оружие обоюдоострое – мечи. Им суждено собирать дань и с нас и с иных земель». И сбылось все это, ибо не по своей воле говорили они, но по Божьему повелению.
Текст 2
В год 6415 (907). Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли греки «Великая Скифь» И повелел Олег своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу [Царьграду]. Греки же, увидев это, испугались и сказали, послав к Олегу: «Не губи города, дадим тебе дань, какую захочешь». И остановил Олег воинов, и вынесли ему пищу и вино, но не принял его, так как было оно отравлено. И испугались греки, и сказали: «Это не Олег, но святой Дмитрий, посланный на нас Богом». И приказал Олег дать дани на 2000 кораблей: по 12 гривен на человека, а было в каждом корабле по 40 мужей.
Дополнительные материалы
Из Повести временных лет
В год 6367 (859). Варяги из заморья взимали дань с чуди, и со словен, и с мери, и с кривичей. А хазары брали с поля, и с северян, и с вятичей по серебряной монете и по белке от дыма.
В год 6393 (885). Послал (Олег) к радимичам, спрашивая: «Кому даете дань?». Они же ответили: «Хазарам». И сказал им Олег: «Не давайте хазарам, но платите мне». И дали Олегу по щелягу, как и хазарам давали.
Из книги «100 великих битв»
Морское сражение у острова Саламин в ходе греко-персидских войн состоялось в 480 г. до н.э. Силы сторон: союзный греческий флот – 380 триер, персидский флот – 800 галер.
Синопское сражение – разгром турецкой эскадры русским Черноморским флотом 30 ноября 1853 г. Вошло в историю как последнее крупное сражение парусных флотов. Силы сторон: Российская империя – 6 линейных кораблей, 2 фрегата, 3 парохода; Турция – 7 фрегатов, 3 корвета, 2 парохода.
Приложение 3
Образ князя Владимира в Повести временных лет
Текст 1
Владимир был он такой же женолюбец, как и Соломон, ибо говорят, что у Соломона было 700 жен и 300 наложниц. В год 6491 (983). Пошел Владимир против ятвягов, и победил ятвягов, и завоевал их землю. И пошел к Киеву, принося жертвы кумирам с людьми своими. И сказали старцы и бояре: «Бросим жребий на отрока и девицу, на кого падет он, того и зарежем в жертву богам». В год 6494 (986). Пришли болгары магометанской веры, говоря: «Ты, князь, мудр и смыслен, а закона не знаешь, уверуй в закон наш и поклонись Магомету». И спросил Владимир: «Какова же вера ваша?». Владимир же слушал их, так как и сам любил жен и всякий блуд; потому и слушал их всласть.
Текст 2
Затем прислали греки к Владимиру философа Философ показал Владимиру завесу, на которой изображено было судилище Господне, указал ему на праведных справа, в веселии идущих в рай, а грешников слева, идущих на мучение. Владимир же, вздохнув, сказал: «Хорошо тем, кто справа, горе же тем, кто слева». Философ же сказал: «Если хочешь с праведниками справа стать, то крестись». Сказали же бояре: «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей». И спросил Владимир: «Где примем крещение?». Они же сказали: «Где тебе любо» После этого жил Владимир в христианском законе.
Правление князя Ярослава
В год 6545 (1037). Заложил Ярослав город великий, у того же града Золотые ворота; заложил и церковь святой Софии, митрополию, и затем церковь на Золотых воротах – святой Богородицы Благовещения, затем монастырь святого Георгия и святой Ирины. И стала при нем вера христианская плодиться и расширяться, и черноризцы стали умножаться, и монастыри появляться И написали они книг множество, ими же поучаются верующие люди и наслаждаются учением божественным. Как если один землю вспашет, другой же засеет, а иные жнут и едят пищу неоскудевающую, – так и этот. Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил. Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение принимая книжное.
13PAGE 15
13PAGE 14215
Общая идея
15