Технологическая карта занятия по художественной литературе для старшей группы чтение рассказа Дукенбая Досжанова «Родник» из серии «Арда? – сын табунщика»
Дата: 09.11.15
Технологическая карта организованной учебной деятельности
для старшей группы
Воспитатель: Привалова А. В.
Образовательная область: Коммуникация.
Раздел: Художественная литература.
Тема: Чтение рассказа Д. Досжанова «Родник» из серии «Ардақ – сын табунщика»
Цель: Продолжать знакомить детей с творчеством казахских детских писателей, с пословицами-поговорками о Родине, о природе. Формировать интерес к произведениям художественного слова. Воспитывать любовь к природе родного края. Развивать речь, воображение, память. Закреплять знакомые слова из текста на казахском языке.
Оборудование: портрет Дукенбая Досжанова, конверты с изображениями, символизирующими «рассказ», «пословицы и поговорки», аудиозапись журчания ручейка, родника.
Обогащение словаря: горизонт, зубы ломит, бормочет монотонно.
Билингвальный компонент: әже – бабушка, әке – отец, ана – мать, таулар – горы, су – вода, құлын – жеребёнок.
Этапы
деятельности
Действия воспитателя
Действия детей
Мотивационно- побудительный I. Вступительная часть. Педагог приглашает детей рассмотреть конверты и определить, с произведениями каких жанров предлагает познакомиться Прекрасная Айсулу. предлагает детям устроится удобно, не мешая друг другу. Вскрыв первый конверт, сообщает детям, сто предстоит знакомство с рассказом с рассказом Дукенбая Досжанова «Родник». Дети рассматривают конверты и определяют литературные жанры предлагаемых произведений. Настраиваются для восприятия произведения.
Организационно – поисковый II. Работа с художественным произведением.
1. Информация о писателе. Знакомит детей с автором рассказа. Предлагает рассмотреть портрет писателя.
2. Чтение рассказа.
3. Словарная работа. Разъясняет смысл и значение новых слов из текста: горизонт, зубы ломит, бормочет монотонно.
4. Вопросы по содержанию рассказа:
Понравился ли рассказ?
Вспомните, какое настроение было у Ардака в начале рассказа?
Почему Ардак обиделся на своих близких?
Почему настроение мальчика поднялось, и ему стало весело и легко?
Кого вспомнил Ардак, слушая звуки родника?
5. Прослушивание аудиозаписи ручейка и родника.
III. Билингвальный компонент: әже – бабушка, әке – отец, ана – мать, таулар – горы, су – вода, құлын – жеребёнок.
IV. Работа с произведениями малого фольклорного жанра. Предлагает вскрыть второй конверт, зачитывает пословицы о Родине:
В родном краю и воздух исцеляет (казахская народная пословица).
Каждому свой край сладок (русская народная пословица.
Разъясняет значение пословиц, помогает детям вспомнить особенности жанра. Внимательно слушают информацию о писателе, содержание рассказа. Запоминают смысл новых слов.
Принимают активное участие в беседе по содержанию рассказа.
Слушают аудиозапись, учатся сосредоточенно воспринимать звуки природы, представляя родник, красоту природы.
Закрепляют знакомые слова на казахском языке.
Запоминают новые пословицы.
Рефлексивно- корригирующий V. Заключительная часть. Воспитатель благодарит детей за работу, поощряет их. Напоминает им, о необходимости поблагодарить Прекрасную Айсулу и Почтового Сокола за такой замечательный рассказ. Делятся своими впечатлениями, благодарят сказочных друзей за интересный литературный подарок.
Ожидаемый результат
Знать: автора рассказа, его название, содержание, особенности литературного жанра. Знакомые слова на казахском языке из текста, знать и понимать смысл пословиц о Родине.
Иметь: о красоте родного края, о богатстве языка природы, мастерски изображённой автором через образ родника.
Уметь: полными предложениями отвечать на вопросы по содержанию текста, делится впечатлениями, полученными от нового произведения. Уметь определять и выявлять причины эмоционального состояния героя рассказа в зависимости от ситуации. Уметь сосредотачиваться и внимательно воспринимать звуки природы, представляя перед собой целостную картину окружающей действительности.