Методические указания для выполнения контрольных заданий по дисциплине Информационные технологии
Частное учреждение - профессиональная образовательная организация
«Краснодарский техникум управления, информатизации и сервиса»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ по дисциплине Информационные технологии
специальность – Программирование в компьютерных системах
преподаватель: Скоринова М.Б.
Краснодар 2016
Рассмотрена
Утверждена
Цикловой комиссией информационных и технических дисциплин
директор ЧУ ПОO КТУИС
«____» «________» 2016г.
______________ Е.В. Бобырь
м.п.
Протокол № __________
от «____» «________» 2016г.
Председатель ЦК
_________ В.И. Полусмак
Рассмотрена
на заседании педагогического совета протокол № ___ от 31.08.2016г.
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного
стандарта среднего профессионального образования по специальности 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах»., утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от «28» июля 2014 г. № 804, зарегистрирован Минюстом РФ 21.08.2014 г. Регистрационный № 33733, укрупнённая группа 09.00.00 Информатика и вычислительная техника.
Организация разработчик:
Разработчик: М.Б. Скоринова__________ преподаватель ЧОУ СПО КТУИС
( подпись)
Рецензенты:
рецензия преподаватель ____________________________
(название СПО)
квалификация по диплому:
_________________________________________
_________________________________________
(ФИО) (подпись)
2. рецензия преподаватель ____________________________ (название ВПО)
квалификация по диплому:
_________________________________________
_________________________________________
(ФИО) (подпись)
3. рецензия работодатель _____________________________
(наименование организации)
квалификация по диплому:
_________________________________________
(ФИО) (подпись)
Методические указания по выполнению контрольной работы
Целью контрольного задания - научить студента основным приемам создания текстовых документов; работы в электронных таблицах и освоить основные приемы создания презентаций.
Для выполнения контрольных заданий студенту необходимо посетить установочные лекции, подобрать литературу; изучить тему по литературе, обращая особое внимание на моменты, отмеченные в методических указаниях; ответить на вопросы для самопроверки и только после этого решить каждую из задач, входящих в состав контрольной работы.
Контрольная работа включает три задания.
Теоретические ответы и решения практических задач должны быть объединены в один текстовый документ, выполненный в текстовом редакторе WORD, оформленный по всем правилам электронной верстки и включать в себя следующие элементы:
титульный лист;
колонтитулы с номерами страниц, фамилией студента и наименованием предмета;
создание заголовков с использованием стилевого форматирования;
автоматическое оглавление.
Для форматирования текст используется: шрифт Times New Roman, размер шрифта 12, выравнивание по ширине, одинарный междустрочный интервал, абзацный отступ.
Контрольная работа сдается в печатном и электронном виде.
Объем выполненного задания по первому вопросу должен содержать не менее четырех страниц.
Второе задание выполняется в электронных таблицах Excel. Электронная версия решения прикладывается к отчёту в виде отдельного файла и копируется в текстовый документ контрольной работы.
Теоретический материал.
Элементы текста
Слово - это произвольная последовательность букв и цифр, ограниченная с обоих концов служебными символами (служебный символ - это пробел, точка, запятая, дефис и т. п.).
Строка - это произвольная последовательность символов в одной строке экрана.
Предложение - это произвольная последовательность слов, завершенная точкой (вопросительным или восклицательным знаками или многоточием) и пробелом.
Абзац - это фрагмент текста, завершенный клавишей Enter («Возврат каретки» - ¶). Допускаются и пустые абзацы (одиночные символы - ¶).
Это простейшее, но фундаментальное понятие Word.
Переход на новую строку происходит автоматически. Если нажимается Enter, то в текст посылается символ конца абзаца. Принудительный переход на новую строку происходит автоматически. Если нажимается Enter, то в текст посылается символ конца абзаца. Для того чтобы перейти на другую строку в пределах абзаца, нужно нажать Shift + Enter.
Первая строка по отношению к остальным строкам абзаца может начинаться
с отступа вправо («красная» строка);
с отступа влево («висячая» строка);
или без него.
Страница – часть документа, которая автоматически нумеруется редактором. С этим понятием связаны такие элементы текста, как поля, нижние и верхние колонтитулы, сноски (речь о них пойдет позже). Переход на новую страницу происходит автоматически.
Для принудительного перехода на новую страницу дайте команду «Разрыв» - «Начать новую страницу» в пункте меню «Вставка».
Раздел - это часть документа, имеющая определенное число колонок и использующая одинаковое значение полей, одинаковую ориентацию страниц, одинаковые колонтитулы и последовательную нумерацию страниц.
Word автоматически вставляет конец раздела, когда:
производится настройка колонок в выделенном фрагменте;
изменяются параметры страницы, действующие до конца документа.
Концы разделов можно вставлять вручную при использовании страниц разного размера или разных колонтитулов в документе. Для этого установите курсор в нужное место и дайте команду «Разрыв» - «Новый раздел» в пункте меню «Вставка».
Выделение элементов текста
С помощью клавиш управления курсора, удерживая нажатой клавишу Shift.
С помощью мыши, удерживая нажатой левую кнопку мыши (Drag).
Пункта меню «Правка» ( «Выделить все».
На полосе выделения (левое поле страницы) – построчное выделение.
С помощью различных комбинаций нажатий:
Слово
Дважды щелкните слово (DClick).
Несколько строк текста..
Переместите указатель к левому краю одной из строк так, чтобы он превратился в стрелку, направленную вправо, а затем перетащите указатель вверх или вниз.
Предложение.
Удерживая нажатой клавишу Ctrl, щелкните предложение (Ctrl + Click).
Абзац.
Переместите указатель на полосу выделения, после чего дважды щелкните кнопкой мыши (DClick). Другой способ: трижды щелкните абзац.
Большой блок текста.
Щелкните начало фрагмента, прокрутите документ так, чтобы на экране появился конец фрагмента, а затем щелкните его, удерживая нажатой клавишу Shift.
Весь документ.
Переместите указатель на полосу выделения, после чего трижды щелкните кнопкой мыши.
Рисунок, вставленный объект.
Щелкнуть мышью по объекту.
Копирование и перемещение
На небольшое расстояние (выделенный фрагмент):
С помощью мыши – принцип «Drag-and-Drop»;
или RDrag (с дополнительным меню).
При значительном перемещении или при вставке в другой документ:
С помощью буфера обмена.
Виды форматирования документа Word
При создании и обработке печатных документов в текстовом процессоре могут использоваться следующие виды форматирования:
ручное: - форматирование символов;
форматирование абзацев.
стилевое: - форматирование документа в целом.
Форматирование символов.
изменять шрифт;
изменять размер;
изменять цвет;
изменять начертание (стиль);
применять эффекты.
Форматирование абзацев.
Установка параметров абзаца (положение первой строки, абзацный отступ, положение на страниц , межстрочный интервал
Границы и заливка (обрамление и заполнение).
Списки
Границы и заливка (обрамление и заполнение)
Эти операции исполняют декоративную функцию, позволяя взять выделенные элемент документа в прямоугольную рамку и заполнить эту рамку тем или иным цветом, узором.
Списки
Word позволяет автоматически нумеровать и маркировать абзацы.
Различают списки нумерованные, маркированные, многоуровневые (иерархические). Для создания первых двух типов выделяют абзацы и нажимают кнопки нумерации или маркеры на стандартной панели инструментов.
Форматирование сложных документов (электронная верстка текста)
Многостраничный документ состоит из разделов, каждый из которых разделен на абзацы. Каждый абзац имеет свой формат и к каждому приписан стиль.
Каждый раздел имеет свои параметры страницы (поля, количество колонок, вид колонтитулов).
Страницы нумеруются по определенным правилам.
Страница может также обладать сложной структурой:
область текста;
верхний и нижний колонтитул;
сноски.
Кроме этого документ может содержать фрагменты, созданные в других программных средах.
Формирование сложного документа рационально производить в следующем порядке:
установить необходимые поля страницы;
набрать текст одним форматом (при необходимости формируя разделы документа);
проверить орфографию и литературно отредактировать текст;
применить стили оформления (в том числе и заголовки) и текстовые эффекты;
определить место и вставить таблицы и встроенные объекты;
установить сноски;
сформировать предметный указатель (если необходимо);
оформить титульный лист;
пронумеровать страницы через пункт меню «Вставка» или при оформлении колонтитулов;
вставить оглавление и, если необходимо, предметный указатель.
Рассмотрим основные понятия верстки. В редакторе Word имеется широкий выбор Колонтитулы
Колонтитулы при правильном создании и форматировании информации, входящей в них, позволяют лучше ориентироваться в документе. Колонтитулы могут, кроме номеров страниц, включать номер раздела, название документа, дату, фамилию автора. Колонтитулы бывают верхними и нижними.
Создать оглавление просто, если в документе использованы стили заголовков. В противном случае придётся просмотреть весь документ и применить соответствующие стили к тексту, который можно включить в оглавление.
Для создания оглавления необходимо:
Перейти в начало или в конец документа.
На пустой странице дать команду «Вставка» ( «Ссылка» ( «Оглавление и указатели»
Во вкладке оглавления подобрать подходящий формат.
OK.
MS Excel
Программа MS Excel входит в состав пакета Microsoft Office и предназначена для создания вычисляемых таблиц. Excel позволяет красочно оформить таблицу, отформатировать данные, содержащиеся в ней, построить по этим данным диаграммы различных форм, отсортировать данные таблицы, распечатать итоговый документ целиком или частично. Excel имеет встроенную программу проверки орфографии и графический редактор
Объекты Excel
Документ в программе Excel принято называть рабочей книгой (Sheet).
В книге содержится от 1 до 255 рабочих листов. Каждый лист состоит из 65536 строк и 256 столбцов (колонок). Всего на листе имеется 1677716 ячеек.
По умолчанию предлагается три листа.
Строки нумеруются числами (от 1 до 65536), а столбцы обычно обозначаются буквами латинского алфавита A, B, C, , Z. После столбца Z следует столбцы AA, AB, AC, BA BB IV.
Заголовок столбца (строки) служит не только для обозначения, но и для выделения всего столбца (строки) и изменения его ширины.
На пересечении строки и столбца располагается наименьший основной структурный элемент таблицы – ячейка (клетка).
Текущая (активная) ячейка – ячейка, в которой в данный момент находится курсор. Она выделяется на экране жирной черной рамкой.
Каждая конкретная ячейка таблицы имеет адрес, который используется для указания на ячейку – при ссылке на нее, например A1.
Ссылка – способ (формат) указания адреса (имени) ячейки.
Блок (диапазон) - прямоугольная область клеток. Задается адресами левого верхнего и правого нижнего его углов, разделенными двоеточием, например B2:C4 – всего шесть клеток.
Виды курсора.
- курсор ввода данных.
- курсор выделения блоков
- курсор автозаполнения (возникает при сближении с маркером заполнения).
- курсор копирования или перемещения (возникает при сближении указателя мыши с границей выделенного блока).
Типы данных
В любую ячейку можно ввести:
числовую константу,
текст,
или формулу (математическое выражение).
Excel «должен знать» какого типа данные хранятся в ячейке, чтобы правильно интерпретировать содержимое. Текст и числа рассматриваются как константы, поэтому их можно изменить только непосредственным редактированием. По окончании ввода, в клетке с формулой отображается результат вычислений, и он автоматически пересчитывается при изменении любого аргумента.
Ввод формул начинается со знака =.
Ввод формул
При вводе формулы адреса ячеек можно выбирать путем указания их с помощью мыши или вводить непосредственно с клавиатуры
На далеко отстоящие друг от друга ячейки, лучше ссылаться по именам.
Создавая формулу в ячейке, можно пользоваться панелью формул для контроля.
Панель формул включают щелчком на кнопке в строке формул, что предпочтительнее нажатия клавиши «=», так как на панели будет отображаться текущий результат вычислений.
Для того чтобы ввести формулу, содержащую функцию, можно использовать панель инструментов (кнопка ) и кнопку в строке формул.
Для удобства функция суммирования (кнопка «Автосумма») вынесена на панель инструментов Стандартная.
Распространение формул. Абсолютная и относительная адресация.
Программа Excel обладает возможностью распространения формул:
Для того чтобы заполнить столбец (строка) однородными формулами необходимо
ввести формулу в крайнюю ячейку,
затем распространить с помощью маркера заполнения.
В этом случае все ссылки в формуле смещаются одновременно со смещением самой формулы. При копировании формулы из одной ячейки в другую ссылки на ячейки также корректируются автоматически. Этот вид адресации называется относительной адресацией данных (например, А10), однако в некоторых случаях не требуется смещения адреса ячеек, тогда используется абсолютная адресация данных.
Для переключения между ссылками используют символ $ или нажатие F4
F4 F4 F4
D10 $D$10 $D10 D$10
Относительная ссылка Абсолютная ссылка Смешанные ссылки
Функции в Excel
Функции – это специальные, заранее созданные формулы, которые позволяют легко и быстро выполнять сложные вычисления. Excel имеет более 300 встроенных функций, которые выполняют широкий спектр различных вычислений.
Функции можно вводить прямо с клавиатуры, с помощью пункта меню «Вставка» – «Функция» или с помощью кнопки на панели инструментов. При этом открывается диалоговое окно Мастера функций со списком функций по категориям:
Ввод функций
После выбора функции появляется следующее диалоговое окно и осуществляется построение функции, т.е. указание её аргументов. Каждый аргумент вводится в специально предназначенную для него строку, например:
Справа от каждого поля аргумента отображается его текущее значение. Текущее значение функции отображается в нижней части окна диалога.
В функцию можно вставлять ссылки на ячейки или их диапазон, выделяя их на рабочем листе, и другие функции, используя для этого поле имени строки формул.
Если, необходимые для выделения диапазона, ячейки не видны, то диалоговое окно можно подвинуть или временно убрать, нажав кнопку
При работе с Мастером синтаксис функций оформляется автоматически, но для ручного построения и корректировки необходимо знать следующие правила:
аргумент функции заключается в круглые скобки,
открывающая скобка отмечает начало аргумента и ставится сразу после имени функции без пробела,
при использовании в функции нескольких аргументов они отделяются один от другого точкой с запятой,
если у функции отсутствуют аргументы, то после имени функции всё равно следует вводить круглые скобки, например, для возвращения числа
· используется функция ПИ().
Диаграммы
Диаграмма - графическое представление числовых данных для лучшего восприятия и сравнения данных. Диаграммы создаются по отдельным числам рабочего листа и по группам данных внутри столбца или строки.
Создание диаграмм
Проще всего создать диаграмму при помощи Мастера диаграмм:
Выделить данные, по которым будет строиться диаграмма.
Click на кнопке на панели инструментов (то же самое пункт меню «Вставка» ( «Диаграмма ») - откроется диалоговое окно Мастер диаграмм.
На первом этапе работы с этой программой выбрать тип и вид диаграммы. (Переход к последующим этапам с помощью кнопки . ).
Второй этап очень важен. Предлагается окно с двумя вкладками. На вкладке «Диапазон данных» можно проверить правильность выбранного диапазона и указать, как будут группироваться данные в рядах – по строкам или по столбцам.
На вкладке «Ряд» можно добавить или удалить любой ряд данных, скорректировать диапазон значений, используемых для построения, и выбрать ряд значений, используемых в качестве шкалы оси Х.
На третьем этапе задать разные параметры диаграммы с помощью следующих вкладок:
«Заголовки» – здесь задают название диаграммы в целом, оси Х и оси Y;
«Оси» – здесь определяют показ или скрытие главных осей диаграммы;
«Линии сетки» – здесь задают отображение линий сетки, а также вывод или скрытие третьей оси в трехмерных диаграммах;
«Легенда» - здесь определяют вывод и место для условных обозначений;
«Подписи данных» – здесь определяют отображение текста или значения в качестве подписи данных;
«Таблица данных» – здесь задают, нужно ли выводить выделенную область как часть диаграммы.
На последнем этапе работы мастера определить место размещения диаграммы: на текущем или новом рабочем листе той же книги
Редактирование диаграмм
Диаграммы - набор графических объектов. Объекты в области построения имеют фиксированное положение, их нельзя перемещать или менять размеры. Это можно сделать с объектами вне области.
Редактирование можно выполнять с помощью панели инструментов «Диаграмма, который появляется при выделении диаграммы вместо пункта «Данные».
Кроме того, каждый объект можно редактировать, либо с помощью команд пункта меню «Диаграмма», либо с помощью контекстного меню (RСlick.).
Задание 1
Ответить на теоретический вопрос. Ответ подготовить в текстовом редакторе WORD.
Для подготовки ответов на вопрос используйте литературу из списка, представленного в конце данных методических указаний.
Теоретические вопросы
Информация и информационные процессы. (Свойства информации, развитие информационных технологий, информационная культура)
Виды компьютерной графики. (Растровая и векторная графика. Форматы графических файлов)
Текстовый редактор Word
Основные объекты текстового документа. Приемы работы. (Настройка, режимы работы, параметры страницы). Форматирование шрифта.
Параметры абзаца. Форматирование абзацев. Списки.
Электронная верстка текстовых документов. (Колонтитулы, оглавление, глоссарий)
Табличный процессор EXCEL
Назначение. Структура окна. Основные понятия. Типы данных.
Математические расчеты. Адреса ячеек. (Абсолютная и относительная адресация, имя ячейки). Работа с мастером функций.
Диаграммы.
Управление данными в таблице. (Сортировка, фильтрация, промежуточные итоги)
Мультимедийные технологии обработки и представления информации
Сервисы Интернет.
Разработка презентаций
Задание 2
Выполнить вычисления и форматирование в таблице. По результатам вычислений построить столбчатую диаграмму успеваемости.
Итоги сдачи экзамена по информатике студентами 1 курса
ОценкаФакультет
Отл.
Хор.
Удовл.
Неуд.
Количество студентов
Средний балл
Юридический
12
17
10
6
Переводческийй
9
19
5
2
Востоковедения
4
9
11
5
Экономический
18
32
12
2
Выполнить вычисления в таблице, используя абсолютную адресацию и форматирование в таблице. По результатам вычислений построить гистограмму.
Прайс-лист фирмы "Сонар-Система"
18.10.2016
ул. Тургенева, 213
Курс у.е.
29,5
№
Наименование товара
Цена,у.е.
Цена,р.
1.
Компьютер Celeron 366/64RAM/10GB/4MB Video
219,2
6466,4
2.
Компьютер Celeron 600/64RAM/10GB/4MB Video
227,6
6714,2
3.
Компьютер Celeron 700/64RAM/10GB/4MB Video
243,4
7180,3
4.
Компьютер Pentium 600EB/mATX/64 RAM/10GB/4MB Video
322,1
9501,95
5.
Процессор Pentium 800EB/256/133FC-PGA
146
4307
6.
Плата MB Sokcet-370 LuckyStar 6A815
101,8
3003,1
7.
Винчестер 20,4 GB Fujitsu MPG3204AT
75,9
2239,05
8.
Винчестер 40,0 GB IBM ERICSON
131,3
3873,35
9.
Память DIMM 256Mb M-Tec
36,5
1076,75
10.
Принтер лазерный HP Laser Jet 1220
499,8
14744,1
11.
Дисковод CD-ROM ACER 52x IDE
33,2
979,4
Выполнить вычисления в таблице, используя мастер функций.
№п/п
Наименование товаров
Потребление
Ед.изм.
Цена
Затраты
Новые затраты
1
Хлеб ржано-пшеничный
68,7
Кг.
9,5
652,65
685,2825
2
Хлеб пшеничный
62,9
Кг.
8,7
547,23
574,5915
3
Мука пшеничня
19,5
Кг.
10
195
4
Рис
3,7
Кг.
14,5
53,65
56,3325
5
Пшено
9,8
Кг.
7,5
73,5
77,175
6
Вермишель
5,2
Кг.
8,2
42,64
7
Картофель
124,2
Кг.
13,7
1701,54
8
Капуста (свежая белокачанная)
28,1
Кг.
7
196,7
9
Морковь
37,5
Кг.
9,3
348,75
10
Лук (репчатый)
28,4
Кг.
12,5
355
11
Яблоки
19,4
Кг.
43,8
849,72
12
Сахар
20,7
Кг.
19,50
403,65
13
Мясо (говядина и куры)
26,6
Кг.
130,9
3481,94
14
Рыба мороженная (за исключе-нием деликатесов)
11,7
Кг.
70,4
823,68
15
Молоко
123,1
Л
16,5
2031,15
16
Сметана
1,7
Кг.
23,5
39,95
17
Масло животное
2,5
Кг.
17,5
43,75
18
Творог
9,9
Кг.
70
693
19
Сыр
2,3
Кг.
160
368
20
Яйца
151,4
Шт.
27,60
4178,64
21
Маргарин
3,9
Кг.
13,2
51,48
22
Масло растительное
6,4
Кг.
30
192
Сумма
17323,62
17389,9715
793,8557
Самая большая цена
160
Самая низкая цена
7
Позиция этого элемента
19
Позиция этого элемента
8
Самый дорогой товар
Сыр
Самый дешевый товар
Капуста (свежая белокачанная)
Выполнить вычисления в таблице, используя логические, текстовые и статистические функции.
Седения о сотрудниках
№п/п
Фамилия
Имя
Отчество
Пол
Должность
Оклад,р.
Дата рож-дения
Пенсионеры
1
Иванов
Иван
Иванович
Муж
Директор
9000
12.10.1943
да
2
Петров
Петр
Петрович
Муж
Бухгалтер
8000
22.01.1983
3
Сидоров
Вадим
Олегович
Муж
Грузчик
3500
05.03.1972
4
Яковлева
Анна
Ивановна
Жен
Продавец
4500
02.10.1945
да
5
Петрова
Ольга
Сергеевна
Жен
Кассир
3300
08.07.1983
Возраст
73
Самый младшийсотрудникпо возрасту
33
Самый старшийсотрудникпо возрасту
73
33
Его позиция
2
Его позиция
1
44
Фамилия
Петров
Фамилия
Иванов
71
33
Самыемолодые
33
Кол-вопенсионеров
33
2
44
Список рекомендуемой литературы
Борланд Рассел «Эффективная работа с Microsoft Word».
А.П Брябрин.«Программное обеспечение ПЭВМ».
Н.В. Макарова "Информатика: практикум по технологии работы на компьютере". Москва, «Финансы и статистика», 2010.
Н. Николь, Р. Альбрехт «Электронные таблицы».
Ю. Поляка, А.Сигалова “INTERNET русские ресурсы”.
А.А. Попов "EXCEL: практическое руководство" ДЕСС КОМ, Москва, 2014.
Е.В.Михеева, О.И. Титова "Информатика: задачник-практикум", Москва, Издательский центр «Академия», 2016.
М.С. Цветкова, Л.С. Великович "Информатика и ИКТ» , Издательский центр «Академия», 2016.
Н.Д. Угринович "Информатика и ИКТ: базовый курс". Москва, 2010.
С.В. Симоновича «Новейший самоучитель работы на компьютере».
Ю. Шафрин «Основы компьютерной технологии».
Преподаватель Скоринова М.Б.