Общеобразовательная программа «ПУТЬ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ» Направленность: социально — педагогическая


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Березовский Дом школьников»
Принято решением ПСУтверждаю
Протокол №1 от 10.09.2014г.и.о. директора МБОУ ДОД
«Березовский Дом школьников»
_____________Макагонова Е. Н.
приказ № 10.09.2014г.
Общеобразовательная программа
«ПУТЬ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ»
Направленность: социально - педагогическая
Вид: дополнительная общеразвивающая
Уровень: базовый
Возраст обучающихся: 9-15 лет
Срок освоения: 3 года
Педагог дополнительного образования:
Коровушкина Наталья Николаевна.
Березово 2014г.
Паспорт программы
Полное название программы «ПУТЬ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ»
Наименование организации, где реализовывается данная программа МБОУ ДОД «Березовский Дом школьников»
Руководитель организации Директор – Макагонова Елена Николаевна
Юридический адрес организации 628140, ул. Собянина д 52, п.г.т. Березово, ХМАО – Югра (Тюменская область)
Рецензент Методист – Ткаченко Ирина Викторовна
Составитель программы Коровушкина Наталья Николаевна
Должность Педагог дополнительного образования
Вид Дополнительная общеразвивающая
Цель программы Создание условий для формирования  у воспитанников конкретно-наглядных представлений о существующих профессиях.
Ожидаемый результат и способы определения их результативности Реализация данной Программы позволит:
- сформировать, а в дальнейшем и закрепить навыков и умений общего труда,
- воспитать в воспитанниках уважение к людям разных профессий,
- повысить уровень знаний о мире профессий
-выяснить первые профессиональные предпочтения у воспитанников младшего и среднего школьного возраста,
- обучить воспитанников основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;
- сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях.
Основные технологии, методы в обучении:
- наглядный(посещении экскурсий на рабочие предприятия);
- практический (изготовление макетов, творческие инициативы);
- словесный (инструктаж, беседы, разъяснения);
- работа с литературой (чтение, изучение, составление плана).
в воспитании:
- методы формирования сознания личности, направленные на устойчивые убеждения(тематические беседы на тему путь к выбору профессий);
- методы стимулирования поведения и деятельности (конкурсы, поощрения).
География участников их кол-во, возраст п.г.т. Березово, учебная группа – 8 детей, 9 – 15 лет
Направленность Социально – педагогическая
Специализация Профориентация
Уровень Базовый
Нормативный срок освоения 3 года
Форма обучения Очная
Язык, на котором введется обучение Русский
Пояснительная записка
Любому ребёнку свойственно мечтать, кем он станет, когда вырастет.
В младшем школьном возрасте в процессе развития ребенок насыщает свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается проиграть действия шофера, медсестры, учителя, бухгалтера и др., основываясь на наблюдении за взрослыми. В младшем школьном возрасте, когда учебно-познавательная деятельность становится ведущей, то есть определяющей развитие ребенка, важно расширять его представления о различных профессиях. Некоторые элементы профессиональной деятельности ему еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника. На этой стадии создается определенная наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Именно поэтому очень важно создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем, на основе этого материала, ребенок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно. Освоив определенные представления о разнообразных профессиях, ребенку необходимо их как-то использовать. Подростковый возраст – время для определения своего места в жизни, своей стартовой площадки, с которой начинается разбег по дорожке профессиональной карьеры. «Все профессии хороши, выбирай на вкус…». Но зачастую в подростковом возрасте люди не знают, чего хотят. А если и знают, то не уверены в том, что их выбор правилен. Важность принятия решения и собственная ответственность за принятое решение заставляют человека постоянно откладывать решение вопроса. С другой стороны, время требует определяться как можно скорей.
Профессиональное самоопределение – событие, которое часто в корне меняет все течение жизни, затрагивая все ее сферы. Любимая работа – важнейшая составляющая жизни. Заниматься в жизни любимым делом – значит, жить в согласии с собой. Люди, нашедшие «свою работу», могут четко осознавать: «Я на своем месте, это верно сделанный выбор».
И выбор должен осуществить именно тот, кому дальше жить с этим выбором. То есть, сам подросток.  Предлагаемая программа профориентации (как индивидуальная, так и групповая форма) помогает сделать оптимальный выбор через ситуации профессионального самоопределения. Профориентационные занятия могут содействовать осмысленному выбору школьником своего профессионального пути.
Обоснование актуальности
Актуальность профориентационной помощи детям очевидна. Формирование полноценных граждан своей страны, во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие школьники, какую профессию они изберут и где будут работать. Кроме того, грамотно построенная профориентационная работа позволяет решать и   многие насущные проблемы воспитания, особенно в старших классах. Давно известно, что оптимистичная перспектива жизни (и прежде всего, реальная и привлекательная профессиональная перспектива) уберегает многих подростков от необдуманных шагов. Таким образом, профориентационная работа с детьми школьного возраста — это также вклад в решение острых социальных проблем
Цели и задачи.
Исходя из анализа актуальности, можно сформулировать цели и задачи профориентационной работы:
Цель:
создание условий для формирования  у воспитанников конкретно-наглядных представлений о существующих профессиях.
 
Задачи :- формировать и закреплять первые умение и навыков общего труда.
-формировать культуру труда,
-расширять знания о производственной деятельности людей, о технике,и.т.д;
- воспитывать уважения к людям данной профессии,
- формировать понимания значения труда в жизни человека.
-воспитать любовь к труду,
- расширять и углублять представления о различных профессиях.
- способствовать сознанию подросткам собственных жизненных целей, ценностей и ценностей труда.
-ознакомлять учащихся с возможными вариантами выбора образовательного маршрута.
- изучать интерес, потребностей и склонностей воспитанников.
- формировать положительное отношение к труду;
- научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;
- научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;
- научить анализировать свои возможности и способности, (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности)
- способствовать формированию и развитию навыков самостоятельного и осознанного принятия решения.
 
 
Организационные условия реализации программы
Программа рассчитана на 3 года обучения и предназначена для обучающихся 9 - 15 лет. Именно в этом возрасте начинается осознанное формирование личности ребенка, дети могут осваивать теоретические и практические знания, умения, навыки. В группе 1 года обучения предполагается от 8 - 12 детей, 2 - й год обучения от 7 – 10 и 3 - й год обучения от 5 – 7 детей, набор свободный, состав постоянный. При этом обучение идет индивидуально с каждым ребенком с учетом его способностей и возможностей. Длительность занятия от 40 минут до 1 часа.
Формы проведения занятий по профориентации:
Экскурсии;
индивидуальные и групповые беседы;
диагностики и анкетирование;
изостудия;
стен газеты;
проекты;
конкурсы;
игра.
Условия реализации программы
1. Наличие наглядного и дидактического материала в соответствии с тематикой занятий.
2. Создание атмосферы комфорта, доброжелательности и конфиденциальности.
3. Материально – техническое обеспечение:
мультимедийный аппарат;
канцелярские принадлежности (бумага формата А4, А3; цветные простые карандаши; клей.)
Результаты обучения
Реализация данной Программы позволит:
- сформировать, а в дальнейшем и закреплять навыков и умений общего труда;
- повысить уровень знаний о мире профессий,
-выяснить первые профессиональные предпочтения у воспитанников младшего, среднего, и старшем школьном возраста сделать обдуманный, окончательный выбор к будущей профессии.
- обучать подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;
- сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях.
Система оценивания и отслеживания результатов обучения детей:
Мониторинг результатов обучения ребенка.
В начале учебного года проводится входной контроль – это оценка исходного уровня знаний учащихся перед началом образовательного процесса.
- текущий контроль проводится в конце 1 полугодия
- промежуточный контроль проводится в конце 1 и 2 года обучения.
- итоговый контроль проводится в конце 3 года обучения.
 
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(для детей младшего среднего и старшего школьного возраста).
№ Наименование часы
п/п Раздел, тема теория практика всего
1 Профессия историк краевед.
1. Экскурсия в музей
2. Беседа и проектная работа. «Профессия историк краевед». 4 30 34
2 Профессия почтальон.
1.Экскурсия на почту. Знакомство с работниками почтового отделения
2.Выстовка рисунков на тему «Профессия почтальон» 4 30 34
3 Профессия библиотекарь.
1.Экскурсия в библиотеку.
2.Выстовка рисунков на тему «Профессия библиотекарь» 3 20 23
4 Профессия пожарный.
1. Экскурсия в пожарную часть
2. Просмотр фильма «Будь осторожен с огнем».
3.Беседа, о профессии пожарного.
4. Стен газета на тему «Юный пожарник» 9 51 60
5 Профессия лесничий.
1.Экскурсия на предприятия Лесхоза
1.Беседа о лесе и лесных жителях.
2.Работники лесничества, кто они?
3. Конкурс рисунков на тему «Береги лес от пожаров». 7 53 60
6 Профессия «Журналист».
1.Экскурсия в редакцию.
2. Стен газета на тему «журналисты» 7 76 83
7 Профессия продавец-кассир.
1.Беседа о профессии продавец-кассир
2.Экскурсия в магазин 3 20 23
8 Профессия врач, медицинская сестра.
1. Знакомство с профессиями здравоохранения.
2. Экскурсия в медицинский  пункт на скорую помощь.
3. Проект по тематике «медицинского работника». 5 49 54
9 Профессия строитель
1.Экскурсия на место строительства жилого дома. Встреча со строителями
2. Рисование рисунков на тему «Профессия строитель» 2 24 26
10 Профессия каменщик, штукатур, маляр, плотник.
1.Беседы о профессиях: штукатур, маляр, плотник. 3 10 13
11 Профессии слесаря, токаря.
1. Экскурсия в слесарную мастерскую.
2.Встреча с людьми профессии слесарь, токарь. 3 10 13
12 Профессия автомеханик.
1. Знакомство с профессией автомеханик
2.Экскурсия в автосервис
3. Беседа о профессии автомеханик 4 30 34
13 Профессия повар.
1. Знакомство с профессией повара.
2. Экскурсия в столовую.
3.Игра «Юный кулинар» 3 7 10
14 Профессия «Ведущий на телевиденье»
1 Экскурсия на телевидение
2 Проектная работа «Я корреспондент» 5 49 54
15 Профессия парикмахер.
1.Экскурсия в парикмахерскую
2. Проектная работа «Стильная прическа»
3. Тесты на тему «Стильная прическа» 3 15 18
16 Профессия учитель, воспитатель.
1.Беседа о профессии учитель, воспитатель
2. Проектная работа на тему «Профессия » 2 14 16
17 Профессия ветеринар. 
1. Экскурсия в ветеринарную лечебницу
2. Беседа на тему о профессии ветеринар. 3 9 12
18 Профессия пилот.
1. Экскурсия на предприятия аэропорта
2. Беседа на тему «профессия пилот»
3. Проектная работа на тему «Вертолёты, самолёты ». 4 41 45
Итог 612
Учебный план образовательной программы
«ПУТЬ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ»
(на весь курс обучения, 3 года и т.д.).
1 год обучения 2 год обучения 3 год обучения

п/п Раздел, тема Часы Часы Часы
Всего Теория Практика Всего Теория Практика Всего Теория Практика
1 Профессия «Историк- краевед». 24 4 20 - - - - - -
2 Профессия «Почтальон». 24 4 20 - - - - - -
3 Профессия «Библиотекарь». 13 3 10 - - - - - -
4 Профессия «Пожарный». 40 9 31 - - - - - -
5 Профессия «Лесничий». 50 7 43 - - - - - -
6 Профессия «Журналист». 53 7 46 - - - - - -
7 Профессия «Продавец-кассир». - - - 33 3 30 - - -
8 Профессия «Врач, медицинская сестра». - - - 54 5 49 - - -
9 Профессия «Строитель». - - 36 5 31 - - -
10 Профессия «Каменщик, штукатур, маляр, плотник». - - - 23 3 20 - - -
11 Профессии «Слесаря, токаря». - - - 23 3 20 - - -
12 Профессия «Автомеханик». - - - 35 5 30 - - -
13 Профессия «Повар». - - - - - - 23 3 20
14 Профессия «Ведущий на телевиденье». - - - - - - 54 5 49
15 Профессия «Парикмахер». - - - - - - 28 3 25
16 Профессия «Учитель, воспитатель». - - - - - - 29 2 27
17 Профессия «Ветеринар».  - - - - - - 25 3 22
18 Профессия «Пилот». - - - - - - 45 4 41
Итого 204 204 204 Список литературы.
Библиография
 
1.     Программа по профориентации воспитанников в условиях детского дома «Я – и моя профессия» (для занятий с детьми от 14 до 16 лет в течение 1 года) В помощь воспитателям разработанная  социальным педагогом КОУ «Завьяловский детский дом  А.А. Пашута2.      Психолого – педагогическое сопровождение детей – сирот. Методические рекомендации. Ярославль 2005 год.
3.      Ж.Н. Безус, Ю.П. Жукова, И.В. Кузнецова  «Путь к профессии». Ярославль 2003 год.
4.      Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова «Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников.
5.      Игры – обучение, тренинг, досуг… (под ред. В.В. Петрусинского). – М.: Новая школа/1994.- 368 с.
6.      Климов Е.А. «Психология профессионального самоопределения. – Ростов н/Д.:
7.      Пряжников Н.С. «Профессиональное и личностное самоопределение. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 256 с.
 
Литература для детей:
 
1.                  М. Бендюков, И. Соломин, Д. Чернейко «Дорога в будущее» самоучитель для начинающих.
2.                  Путь к успеху. Информационно – справочный материал. – Надым, ЯНАО. ГУ ЦЗН, 2002 год. – 16 с.
3.                  Технология. Профориентация: Тесты/Авт. – сост. И.П. Арефьев. – М.: Изд – во НЦ ЭНАС, 2005. – 96 с.
4.                  Климов Е.А. Как выбрать профессию: Кн. для учащихся – М., 1990.
5.                  Прощичкая Е.Н. Выбирайте профессию: Учеб.пособие для ст. кл. сред. сш. – М., 1991 г.
6.                  Пряжников Н.С. Профориентационные упражнения – М., 1992
7.                  Рувинский Л.С., Хохлов С.И. Как воспитывать волю и характер: Кн. для учащихся. – М., 1986
8.                  Куда пойти учиться? – ГУ ЦЗН Омской области обл. – 2003 г.