Презентация Рейтинговая система оценки знаний по биологии в ходе подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ
Рейтинговая система оценки знаний по биологии в ходе подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ Работа Т.Б.Чугуновой МБОУ « Школа №143» Ново-Савиновского района города Казани РТ Актуальность темы Цель работы: Задачи применения рейтинговой системы при подготовке учащихся к ГИА и ЕГЭ Что такое рейтинг? Значение бально –рейтинговой системы«Не мыслям нужно учить ученика ,а мыслить!» И . Кант ТИПЫ РЕЙТИНГА СТАРТОВЫЙ НА НАЧАЛО УРОКА ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ -подготовка рабочего места -текущий -самостоятельная работа по биологии -психологический настрой -промежуточный -создание проектов -поведение в перемену -итоговый -внеурочная работа по биологии -участие в тематических конференциях -участие в олимпиадах ТРЕБОВАНИЯрейтинговой системы СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА ОЦЕНОЧНАЯ ШКАЛА Вид деятельности Кол-во баллов(131-100%) 1-ВЕДЕНИЕ ТЕТРАДИ 2 балла 2-РАБОТА НА УРОКЕ 10 баллов 3-ВЫПОЛНЕНИЕ УПРАЖНЕНИЙ, ЗАДАЧ 7 баллов 4-ЛАБОРАТОРНАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 10 баллов 5-СООБЩЕНИЕ НА УРОКЕ 10 баллов 6-КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА До 10 баллов 7-ДОМАШНЯЯ РАБОТА 7 баллов 8-РЕФЕРАТ (ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА) До 50 баллов 9-ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ПРОЕКТЫ) 15 баллов 10-КОНСПЕКТ До 10 баллов Оценочная шкала (подробное описание ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОЛ- ВО БАЛЛОВ (131-100%) 1-ВЕДЕНИЕ ТЕТРАДИ 2 балла -Наличие всех записей( конспект, задача, упражнения, рисунки) 1 балл - Аккуратность выполнения 1 балл 2-РАБОТА НА УРОКЕ 10 баллов -Краткий правильный ответ 1 балл -Ответ с опорой на текст ( исп-е доп-ного материала) 2 балла -Развернутый ответ 3 балла -Умение рассуждать(четко и логично излагает мат-л, аргументирует свой ответ) 4 балла -Умение анализ-ть(сравнивать,делать самост . выводы) 5 баллов -Умение отстаивать свою точку зрения(демонстрирует способность к самообучению) 6-7 баллов Оценочная шкала (подробное описание ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОЛ- ВО БАЛЛОВ (131-100%) 3 -ВЫПОЛНЕНИЕ УРАЖНЕНИЙ,ЗАДАЧ 7 баллов -Частичное выполнение не менее 50% от всех заданий 3балла -Выполнение всех заданий с некоторыми замечаниями 5 баллов -Выполнение всех заданий без ошибок 7 баллов 4-ЛАБОРАТОРНАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 10 баллов -Методика закладки опыта 3 балла -Методика наблюдения и описание 3 балла -Оформление результатов опыта 4 балла -Результативность опыта 10баллов Оценочная шкала (подробное описание ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОЛ- ВО БАЛЛОВ (131-100%) 5-СООБЩЕНИЕ 10 баллов -Не полный ответ 3балла -Полный ответ с небольшими замечаниями 5 баллов -Полный ответ ,хорошее выступление докладчика 7 баллов -Полный ответ ,выступление докладчика с использованием информационно-коммуникативных технологий 10 баллов 6-КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА Да 10 баллов -Частичное выполнение всех заданий (не менее 50% от всех заданий 3 балла -Выполнение всех заданий с некоторыми замечаниями 5 баллов -Выполнение всех заданий без замечаний 10баллов Оценочная шкала (подробное описание ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОЛ- ВО БАЛЛОВ (131-100%) 7-ДОМАШНЯЯ РАБОТА 10 баллов -Частичное выполнение не менее 50% всех заданий 3балла -Выполнение всех заданий с некоторыми замечаниями 5 баллов -Выполнение заданий без замечаний 7 баллов 8-РЕФЕРАТ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА До 50 баллов -Новизна текста (актуальность темы) до 15 баллов -Степень раскрытия сущности вопроса9соответствие содержания темы и плана реферата, умение обобщать делать выводы до 20 баллов -Обоснованность выбора источников 5 баллов -Соблюдение требований к оформлению(грамотность ,культура изложения ,соблюдение объема) 10баллов Оценочная шкала (подробное описание ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОЛ- ВО БАЛЛОВ (131-100%) 9-ТВОЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ (ПРЕКТЫ) До 15 баллов -Выполнение творческого задания педагога 15баллов -Проект 10 баллов -Выполнение проекта по инициативе ученика 5 баллов 10-КОНСПЕКТ До 10 баллов -Соответствие содержания теме 1 балл -Конспект написан от руки 3 балла -Конспект составлен с использованием схем ,таблиц ,алгоритмов 5 баллов -Полнота раскрытия темы 7баллов -Соблюдение всех требований 10 баллов РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ Для подсчета количества баллов необходимо составить бланки учета успешности для учителя и ученика .Подсчет максимально возможного количества баллов производится ,исходя из количества занятий ,путем суммирования баллов. Количество баллов ,необходимое для получения «5»-80% от максимально возможного ВЫВОДЫ Рейтинговая система очень удобна для учащихся ,т.к. они сами определяют свой рейтинг , видят динамику своих результатов ,имеют возможность заработать дополнительные баллы. Данная система оценки результатов воспитывает у детей настойчивость , целеустремленность ,стимулирует повышение качества знаний ,умений ,навыков , повышает интерес к учебе и активизирует их познавательную деятельность Учитель ,использующий в повседневной работе рейтинговую систему качества знаний ,готовит таким образом учащихся к успешной сдаче ЕГЭ . Литература 1. Абдрахманова Г.А. Проблема оценивания в управлении качеством образования . Наука и школа №1,2004.С.3-5.2.Артемов А., Павлова У., Сидорова Т. Модульно-рейтинговая система .Высшее образование в России.№4,1999.-С.121-125.3.Балашов М., Лукьянова .Аттестация учащихся:цели ,функции ,методы .Директор школы №6,1998.-С.3-12.4.Бем Ингрид. Учебные отчеты вместо отметок . Школьные технологии №4,1999.-С.346-349.5.Гильмеева Р. Х. Проектный метод в системе повышения квалификации работников образования . Наука и школа №3,2004.С.-17-21.6.Гришанова Н. А . Рейтинговая интенсивная технология модульного обучения и её использование в учебном процессе училищ , техникумов, колледжей( методические рекомендации).—М . Институт повышения квалификации и переподготовки кадров (НПК СК).-1997.-126 с. Литература(продолжение) 7.Гузеев В . В . Оценка, рейтинг ,тест . Школьные технологии№3 ,1998.40с.8.Гузеев В . В . Планирование результатов образования и образовательные технологии .-М.:Просвещение,1998.-194 с.9.Дубинин Н . П. , Мягков Н . А . Биология- ключевой предмет сегодняшней школы . Биология в школе№1.1990.-С.16-18.10.Единый Государственный Экзамен:Департамент Образовательных программ и стандартов общего образования МО РФ ,лаборатория биологии ИОСО РАО . Биология в школе №5.2001.-С.21-25.11.Иванова Т.В., Калинова Г. С. Содержание и формы представления стандартов базового и профильного уровней по биологии .Стандарты и мониторинг №6,2003.-С.27-30.12.Карпеченко Т.В. Профессиональная компетентность педагога и рейтинговая оценка результативности показателей . Среднее профессиональное образование №4,1996.-С.25-28. Литература(продолжение) 13.Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года . Стандарты и мониторинг №1.2002.-С.3-16.14.Кукуев А . И . Оценка знаний школьников .Родная школа №3.1999.-С.9-13.15.Лернер И . Я . Способы и уровни усвоения содержания образования . Биология в школе №2.1998.-С.62-64.16.Лернер И . Я. Экзамен на основе рейтинга в ВУЗе . Народное образование №4,1993.С.77-80.17.Лисьев Г . А . Методика построения рейтинга качества обучения в средней школе .Педагогическая информатика 31.2001.-С.3-10.18. Максимова Е . А . Опыт применения рейтинговой системы в оценке знаний и умений студентов . Среднее профессиональное образование №8,1999.-С.18-19.19.Маркова А.К., Матис Т. А. , Орлов А.Б.-Формирование мотивации учения .Книга для учителя .-М.: Просвещение,1990.-192 с. Литература(продолжение) 20.О многобальной системе оценок в Российской системе образования. Министерство образования РФ.Пресс-релиз,17.12.2002.Магариф №2,2003.21.Попов В. Методы оценивания знаний школьников на уроках биологии .Биология и химия в школе №3,2000.-С.4-7.22.Сидорова Д .Р. Рейтинговая система оценки знаний . Информационно-методическое пособие.-Издательство «Казань». 1993.-12с.23.Черепанов В . С., Кулемин И.Л. Рейтинговые системы в образовании. Педдиагностика №4,2003.-С.79-85.24.Шаповалов В.Ш. Как обеспечить формирование конкурентно-способной личности .Стандарты и мониторинг№6.2002.-С.48-53.24.Шаркевич Н. В. Сетевая модель организации урока и рейтинговая системе оценки знаний.-Режим доступа: сайт-http://ito.bitpro.ru ,свободный Выполнение лабораторных работ Защита рефератов Практическая работа РАБОТА НА УРОКЕ ЗАЩИТА РЕФЕРАТА Все в твоих руках.