Мастер-класс Формы, методы и приемы применения в модульной технологии разноуровневых заданий по таксономии Блума
класс для учителей.
Учитель истории ЭШГ №13 «ЭКОС» Чичкан О. И.
Г. Кокшетау
Тема: Формы, методы и приемы применения в модульной технологии пазноуровневых заданий по таксономии Блума
Цель: участники мастер-класса будут иметь представление о формах, методах и приемах применения в модульной технологии разноуровневых заданий; сформируют практические навыки по организации и проведению обучающих игр с разноуровневыми заданиями.
Оборудование: нарезки карточек, шаблоны для уровневых заданий, оценочные листы, текстовый материал
Ход.
Вступительное слово (теоретическая часть)
1. Диалогическая часть в модульной технологии: применение обучающих игр с уровневыми зданиями.
В диалогической части модульной технологии для изучения, закрепления, обобщения темы и ЗУН учащихся применяется большое разнообразие обучающих игр. Они способствуют более быстрому изучению темы, активизации всех учащихся на уроке, развивают самостоятельность, поисково-исследовательские навыки и умения, помогают быстрее запомнить материал, развивают коммуникативные способности. Для всех игр характерно обязательное применение разноуровневых заданий.
Обучающие игры в диалогической части выстраиваются в определенном порядке:
Сначала применяются обучающее познавательные игры («Снежный ком», «Учитель – ученик», «Части текста», «Суть», «Пересказ по кругу», и др.).
Потом они сменяются познавательно – развивающими («Эстафета», «Доклад», «Защита кластера, опорной схемы», «Аквариум» и др.).
Завершается диалогическая часть обобщающее – закрепляющими играми («Брейн – ринг», «Счастливый случай», «Турнир», «Состязание», «Аукцион» и др.).
2 .Практическая часть.
Модуль 4. Индустриализация в Казахстане (20-30-е гг XX в.)
1.Работа в паре сменного состава об/и «Учитель-ученик» (знание дат и событий):
- подготовка карточек с использованием опорной схемы (3 шт)
- разъяснение в паре
- обмен карточками, тренировка
- ответ на оценку
- смена пар
2. Работа в группе об/и «Эстафета» (разные уровни)
- подготовка 1 карточки с 3 уровнями вопросов (по предоставленному материалу и образцу-шпаргалке)
- разъяснение в группе
- обмен карточками, тренировка
- об/ «Эстафета» (оценивание)
3. Об/и «Аквариум» (разные уровни)
- делегат (тьютор, спикер) переходит с карточками в другую группу
- разъяснение ответов на все вопросы
- тренировка
- об/ «Эстафета» (оценивание)
4.Рефлексия (анализ)
- «Лестница успеха» (я узнал, я запомнил, я понял)
- «Мишень» (самооценивание) – итоговая оценка
Приложение 1.
Модуль 4. ИК – 9
1.Курс на индустриализацию К. (§ 14)
1928-1932 гг.
1-я пятилетка, Индустриализация
Декабрь 1925 г. XIV ВКПб) – съезд индустриализации:
Цель - «Превратить СССР из страны ввозящей машины в производящую»
Цель индустриализации
- создать тяжелую промышленность
- восстановить шахты
- построить ж/д, связь
- формировать рабочий класс, производственную интеллигенцию из казахов
Голощекин Ф.И.
- 1-й секретарь Казкрайкома (1925 – 1933 гг)
- курс «Малого Октября» (Cталин: политика Голощекина единственно правильная)
- Садвакасов, Мынбаев местный национализм, великодержавный шовинизм
С чего началась индустриализация в Казахстане?
- экспедиции АН СССР (Курнаков (Центр. Каз.), Губкин (нефть Урал-Эмба), Сатпаев К.(медь Джезказгана). Вывод «Казахстан – сплошная металлогеническая провинция СССР»
2.
1927 г.
Строится железная дорога Турксиб: 100 тыс. человек (Омаров: путь от рядового строителя до начальника треста «Казахтрансстрой»)
1930 г. смыкание южной и северной веток Турксиба на станции Айнабулак
Сдан полностью в январе 1931 г. ( построен за 3 года вместо 5 лет)
Комплекс: Караганда(уголь) + Балхаш(цветмет)+ Карсакпай + Джезказган
Урал Сибирь Эмба (нефть) – «второе Баку»
Каз-н
(медь+свинец+металл+уголь)
3.Формирование рабочего класса. Особенности индустриализации в Казахстане (§ 15)
1939 г. – рабочих всего 33,8%
Рабочие из казахов-крестьян и переселенцев, квалифицированных – 3-10%
1921 г. – образовалась областная партийная организация, с 1929 г. – переименована в краевую,
с 1937 г. – Компартия КазССР
4. Январь 1921 г. – образовалась областная организация профсоюзов, с 1937 г. – Казахский Совет профсоюзов.
Цель: защита интересов рабочих, улучшение условий труда, отдыха, охрана здоровья
1921 г. – образование комсомола (цель деятельности комсомола в годы индустриализации - профессионально-техническая подготовка и воспитание молодежи)
Все организации контролировала компартия
Кто осуществляет Индустриализацию в Казахстане?
Квалифицированные рабочие, инженеры Москвы, Ленинграда, Харькова, Киева
Особенности
- осуществлялась командно-административными методами
- проводились репрессии (появились лагеря: Карлаг, АЛЖИР, Степлаг и др)
- усилилась урбанизация за счет миграции из села в городские поселки и города
- С. Садвокасов: «Казахстан был и остался колонией»
5. Социально-демографические последствия индустриализации Казахстана (§ 16)
- Промышленность – ведущая отрасль
- 13 рабочих поселков стали городами: Караганда, Риддер, Аягуз, Балхаш
- Стихийная миграция населения на стройки и предприятия
- Урбанизация (в городах и рабочих поселках всего 16% казахов)
20-е гг: хозяйственная разруха, аграрное перенаселение; от рабочих требовались жесткая дисциплина и массовый энтузиазм
Трудовые почины: коммунистические субботники, соцсоревнования
1-е коммунистические субботники: с 1929 г. в Уральске, Актюбинске, Чимкенте
Появились группы ударного труда –они стали основой движения ударников
Ударники: Беркитбаев – токарь из Карсакпая, Кибеков и Шилов – горняки из Риддера, Липатов – слесарь депо Кзыл-Орды, Бурамбаев – строитель Турксиба
1935 г. – стахановское движение (по лучшей организации труда): Кузембаев, Ракишев – шахтеры Караганды, Зурбаев и Жанбатыров – буровые мастера, Ихласов и Турышев – бурильщики, Братухин – забойщик из Риддера, Березняк и Сербаев – железнодорожники из Турксиба
Недостатки в развитии соцсоревнования:
- парадность, погоня за показателями
- незаслуженное признание ударниками, стахановцами
- нарушения трудовой дисциплины, прогулы, простои, высокий процент брака
Приложение 2.
Образцы-шпаргалки.
Таксономия Блума
Оценка
Синтез
Анализ
Использование, применение
Понимание
Знание
III уровень (знание, понимание фактического материала): простые задания, которые может выполнить даже самый слабый ученик (даты, названия, имена, понятия).
Например:
III. Что произошло в 1927 году? (1927 г.)
III. Ф. И. Голощекин
III. Индустриализация
III. «Второе Баку»
II уровень (знание, понимание, использование, применение): стандартные вопросы, с которыми может и должен справиться любой ученик.
Рассказать, описать, объяснить, определить, выделить, назвать, показать на примере, показать на карте, составить таблицу
Например:
II. С чего в Казахстане началась индустриализация?
II. Назвать экспедиции АН СССР, их руководителей, что исследовали, какие выводы сделали (может быть составление таблицы)
II. Рассказать о трудовых починах и ударниках труда
II. Объясни слова Садвакасова «Казахстан был и остался колонией»
I уровень (анализ, синтез, оценка): задания повышенной сложности
Доказать, высказать точку зрения, разработать, сравнить, выявить различия, проанализировать, приведи аргументы, установить взаимосвязь, эссе, даклад, реферат, оценка значимости события
Например:
I.Как урбанизация связана с индустриализацией?
I.Как индустриализация сказалась на демографической ситуации в Казахстане?
I. Сравнить индустриализацию 20-30-х гг XX в. и современную индустриализацию в Республике Казахстан
Приложение 3.
Модуль 4. КУРС НА ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЮ КАЗАХСТАНА (РАЗВИТИЕ КАЗАХСТАНА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 20-х и в 30-е годы XX в.)
1. Начало индустриализации.
Процесс индустриализации в Казахстане начался несколько позже, чем в других районах страны, и по времени совпал с первой пятилеткой развития народного хозяйства Союза Советских Социалистических Республик (СССР) (1928 1932 гг.). Он происходил в сложных условиях.
Промышленность была представлена несколькими нефтепромыслами в Урало-Эмбинском районе, небольшими угольными разработками в Центральном Казахстане и маломощными предприятиями цветной металлургии на Алтае.
Слабо были развиты средства связи и транспорт. В экономике Казахстана преобладало сельское хозяйство. Изменения, произошедшие в экономике края в период новой экономической политики, еще были не заметны.
Для становления народного хозяйства страны необходимо было развивать ведущие отрасли тяжелой промышленности, восстанавливать старые и строить новые шахты и рудники, предприятия всех отраслей промышленности, опирающихся на использование местных ресурсов, сооружения железных дорог и технических средств связи. Требовалось формирование рабочего класса и производственно-технической интеллигенции путем широкого привлечения, в первую очередь, представителей коренного населения.
Индустриализация проходила в тяжелых условиях. Это было вызвано насаждением командно-бюрократического метода руководства. Ф.И. Голощекин, занимавший пост первого секретаря Казкрайкома в 19251933 гг.
Филипп Исаевич Голощекин доказывал, что аул «не почувствовал дыхания Октября», «то, что происходило у нас до осени 1925 г., можно было бы назвать предысторией Казахстана и его партийной организации». Он проповедовал идею проведения «Малого Октября». Курс Голощекина встретил в Казахстане серьезное сопротивление Тогда он решил обратиться с письмом к И В. С талину, где излагал сущность линии бюро Крайкома партии. И.В.Сталин дал краткий, но весьма определенный ответ: политика Голощекина является «единственно правильной политикой».
Разумные голоса местных партийных, советских, хозяйственных кадров о необходимости пересмотра в ходе осуществления индустриализации колониальной структуры экономики края, прежде всего в промышленности, С.Садвакасова, Ж.Мынбаева и др., квалифицировались Ф.Голощекиным, И.Курамысовым и их сподвижниками как проявление местного национализма. проявлением великодержавного шовинизма.
2. С чего началась индустриализация в Казахстане?
Индустриализация в Казахстане началась с изучения естественных ресурсов, необходимых для будущей промышленности. Комплексный экспедиции, организованные Академией наук СССР в конце 20-х - начале 30-х годов с участием многих видных ученых, охватили практически всю территорию республики.
Минерально-сырьевые ресурсы Центрального Казахстана изучала большая группа геологов и геофизиков под общим руководством академика Н.С.Курнакова. В результате своих исследований она доказала, что Казахская республика является «сплошной металлогенической провинцией Советского Союза».
Академик И.М.Губкин, занимавшийся с первых дней Советской власти изучением Урало-Эмбинского нефтяного района, пришел к выводу, что это месторождение одна из богатейших нефтяных областей страны. В это же время началась большая работа по изучению производительных сил республики.
Казахский инженер-геолог К.И.Сатпаев произвел тщательную разведку месторождений меди в районе Джезказгана и доказал перспективность региона.
В 1927 г. началось строительство Туркестано-Сибирской железной дороги. Строительство этой железной дороги вошло в историю нашей страны как трудовой подвиг парода. На ее строительстве трудились почти 100 тыс. человек: русские, казахи, украинцы, киргизы, дунгане, татары, башкиры. Около десяти тысяч рабочих-казахов стали специалистами железнодорожниками, строителями, техниками, мастерами дорожного дела.
В числе рядовых строителей был Д.Омаров, прошедший впоследствии путь до начальника Турксиба. Рабочий Н. Тимофеев вспоминал: «Строители преодолевали большие преграды. Стальная дорога прокладывалась через бесконечные степи, горные хребты, речи, глубокие ущелья. Летом невыносимая жара, зимой сильный мороз и снежные бури. Но никакие трудности не смогли остановить советского человека».
Турксиб был построен за три года вместо пяти, намеченных по плану.
28 апреля 1930 г. северный и южный участки сомкнулись на станции Айнабулак, и дорога была сдана во временную, с января 1931 г. в постоянную эксплуатацию. Строительство Турксиба одной из ударных строек первой пятилетки - имело огромное государственное и социально-экономическое значение. Дорога соединила Среднюю Азию с районами Сибири, повлияла на подъем экономики и культуры восточных районов страны.
Так, в предвоенные годы сложился сырьевой регион Центрального Казахстана, который снабжал рудой, металлом, углем промышленные предприятия Южного Урала. Рудный Алтай как бы стыковался с индустриальным комплексом Сибири. Треугольник УралСибирь - Казахстан занимал ведущее положение в СССР по производству цинка, меди, свинца и других стратегических металлов. Нефтяная Эмба по существу являлась частью новой нефтяной базы «вторым Баку», создаваемой между Волгой и Уралом.
3. Особенности индустриализации в Казахстане.
Индустриализация осуществлялась сверху, командными, административными методами, директивным планированием, безусловным подчинением Центру. Репрессивная политика: развертывание лагерей, огражденных от мира колючей проволокой, силовое разрушение векового уклада жизни кочевников, ломка традиций народов, обнищание и голод казахских шаруа и крестьян других регионов, громадное напряжение сил народа - все это стало типичными признаками индустриализации страны. Причем ударными темпами осваивались, главным образом, источники сырья. По существу, заводы и фабрики не выпускали конечную продукцию.
Преимущественное развитие в годы индустриализации получили, как и до революции, традиционные отрасли добывающей и химической промышленности. Предприятия же машиностроения, металлургии, оборонной промышленности отсутствовали. Серьезно отставала энергетическая база, промышленность строительных материалов. Казахстан оставался поставщиком многих видов горнорудного сырья.
Нефть добывалась на Эмбе, а центр по нефтепереработке строился в Орске. Медь Балхаша, свинец Чимкентского завода, редкие металлы Алтая также вывозились за пределы Казахстана. Квалифицированные кадры рабочих, инженерно-технические работники завозились извне, преимущественно из РСФСР, Украины. Местные кадры оставались еще долгие годы неквалифицированными рабочими.
Казахская интеллигенция выражала недовольство таким положением вещей. С.Садвакасов с горечью говорил: «Казахстан был и остался колонией...» Несмотря на то, что в ликвидации экономического неравенства республики с развитыми регионами страны были достигнуты существенные сдвиги, Казахстан сильно отставал от них в производстве промышленной продукции на душу населения.
Усиленно шел процесс урбанизации. Выросли десятки новых городов и поселков городского типа. Но все же удельный вес казахов в составе рабочего класса и среди городского населения рос медленно.
4.Коммунистические субботники и социалистические соревнования.
В начале 1920-х годов хозяйственная разруха в Казахстане усугублялась голодом, эпидемиями тифа и других болезней, безработицей, нехваткой, а порой отсутствием жилья, нормальных условий труда и быта. Безработица официально считалась ликвидированной в начале 1930-х годов, хотя сохранилось аграрное перенаселение республики. В этих условиях от рабочих требовалась не только жесткая трудовая дисциплина, но и массовый энтузиазм. Трудовая и творческая активность рабочих проявлялась в развитии социалистического соревнования, его различных формах, которые в зависимости от времени и обстоятельств видоизменялись и совершенствовались. Среди трудовых починов рабочих особое место занимали коммунистические субботники.
Первые коммунистические субботники в Казахстане состоялись в Уральске (20 сентября 1929 г.), Актюбинске, Чимкенте, Аулие-Ате, на ст. Аральское море (в конце декабря 1929 г.), а в последующие годы приняли массовый характер.
В 1919 г. зародились также группы ударного труда, которые заложили основу широкого движения ударников, развернувшегося в конце 1920-хначале 1930-х годов и в Казахстане. В первой половине 30-х годов XX в. ударничество превратилось в массовую форму социалистического соревнования. Передовыми ударниками стали: А. Буркитбаев токарь из Карсакпая, К. Кибеков и М. Шилов горняки из Риддера, И. Липатов слесарь депо Кзыл-Орды, А. Бурам баев строитель Турксиба.
В 1935 г. на основе повышения культурно-технического уровня рабочих и эффективного освоения ими новой техники, а также лучшей организации труда возникло стахановское движение по имени прославленного шахтера из Донбасса. Это движение в предвоенные годы стало высшим этапом в развитии социалистического соревнования, только за 1936 г. число стахановцев в Казахстане удвоилось На 1 января 1937 г. удельный вес стахановцев к общему числу рабочих составлял на Турксибе, Эмбанефти, Риддере и Карсакпае свыше 2021 %, а на Алма-Атинской суконной фабрике 39,5%. Прославленными стахановцами были П. Кузембаев и М. Ракишев шахтеры из Караганды, С. Зурбаев и С. Жанбатыров буровые мастера, Б. Ихласов и И. Турышев бурильщики и В. Братухин забойщик из Риддера, Березняк и Т. Сарбаев железнодорожники Турксиба.
Но в развитии социалистического соревнования имелись и существенные недостатки: парадность, погоня за процентами всеобщего охвата, незаслуженное признание ударниками, стахановцами, нарушение гласности при подведении итогов соревнования, иногда без участия рабочих, починомания и т. д. Широкий охват соревнованием основной массы рабочих сопровождался грубыми нарушениями трудовой дисциплины, прогулами, простоями, высоким процентом брака в работ.
Все же возраставшая общественно-политическая и трудовая активность рабочего класса Казахстана сыграла решающую роль в обеспечении успешного индустриального развития республики, других социально-экономических преобразований в переходный к новому обществу период.
Приложение 4.
Оценочный лист с пошаговым описанием действий участника мастер-класса:
Ф. И. участника
Баллы от 1 до 5 (где стоит + ставить баллы)
1.Работа в паре сменного состава об/и «Учитель-ученик» (знание дат и событий):
- подготовка карточек с использованием опорной схемы (3 шт)
- разъяснение в паре
- обмен карточками, тренировка
- ответ на оценку
- смена пар
2. Работа в группе об/и «Эстафета» (разные уровни)
- подготовка 1 карточки с 3 уровнями вопросов (по предоставленному материалу)
- разъяснение в группе
- обмен карточками, тренировка
- об/ «Эстафета» (оценивание)
3. Об/и «Аквариум» (разные уровни)
- делегат (тьютор, спикер) переходит с карточками в другую группу
- разъяснение ответов на все вопросы
- тренировка
- об/ «Эстафета» (оценивание)
4.Рефлексия (анализ)
- «Лестница успеха» (я узнал, я запомнил, я понял)
- «Мишень» (самооценивание) – итоговая оценка
Приложение 5.
Карточка.
III.
II.
I.
Карточка.
III.
II.
I.
15