Методическая разработка урока по биологии в 8 классе. Строение скелета. Мышцы.
Тема. Опора и движение (9 ч.)
Урок 2-3. Строение скелета человека. Мышцы, их строение и функционирование. Основные группы мышц.
Цель урока:
Изучить основные отделы скелета человека, подвести учащихся к выводу о сходстве скелета человека и млекопитающих, установить причину отличий; строение отделов скелета на основании функций; изучить типы соединения костей; строение и функции суставов; особенность строения мышц и их функции; рассмотреть основные группы мышц.
Развивать у учащихся стремление к самостоятельному поиску ответов, работе с дополнительной литературой, умение доказывать на основании функций отделов скелета и мышц, их строение. Развивать внимание, память, представление.
Воспитывать у учащихся чувство коллективизма при работе в группе, взаимопонимание, дисциплинированность.
Тип урока: усвоение новых знаний
Форма урока: компьютерная технология, совместный проект.
Оборудование: таблица «Скелет человека», «Типы соединения костей», «Мышечная система человека»,коллекция позвонков человека, набор индивидуальных карточек-заданий, мультимедийные ролики.
План-схема урока
Этап урока
Продолжит.
Форма и методы
Результат
І. Актуализация опорных знаний
7 минут
1)самост. работа по разно-уровневым заданиям.
2)создание пробл. ситуаций.
3) выбор групп
1) рефлексия изученного материала.
2) самост. выбор группы по 2-5чел.
ІІ. Мотивация
3 минуты
Методы создания познавательных интересов
1)стремление учащихся к самост.поиску ответов на поставленное задание
ІІІ. Изучение нового материала
25 минут
1) Поисковая деятельность учащихся (решение проблем и проблемных заданий)
1. Составление опорного конспекта по электронному учебнику с использованием видеороликов, по тексту учебника.
2. Составление итоговых вопросов для проверки усвоения знаний.
IV. Осмысление объективных связей
25 минут
«Совместный проект»
1. Составление совместного проекта по теме «Строение и значение опорно-двигательной системы».
2. Рецензирование и дополнение группой экспертов (успешные ученики с опережающим обучением)
V. Обобщение и систематизация знаний
15 минут
1) Эвристическая беседа
1) рефлексия изученного материала
VI. Оценивание работы групп
10 минут
VII. Домашнее задание
5 минут
1) Опережающие задания.
2) интерактивные задания
Подготовка к пресс-конф.
1) Изучение темы «Работа мышц»
2) Подготовка сообщения «Возрастные особенности опорно-двигательной системы», «Влияние физич. упражнений на опорно-двигательную систему»
3) Составление кроссвордов, карточек-заданий
(по выбору)
Ход урока
І. Актуализация опорных знаний
Разно-уровневые задания
1-6 б
1. Как и за счет чего растут кости в длину и ширину?
2. Как доказать наличие в кости органических веществ и их значение?
3. Каково строение хрящевой ткани?
4. Что обеспечивают костные пластинки в костной ткани?
7-9 б
1. Почему с годами кость становится шире и при этом не увеличивается ее масса?
2. Объясните механизм роста костей у взрослого человека.
3. Почему у людей пожилого возраста переломы костей бывают чаще, чем у молодых? В каком направлении при этом ломается кость и почему?
4. Почему с годами обручальное кольцо становится маловатым и его трудно продевать через сустав пальца?
10-12 б
1. Если у молодого петуха удалить бедренную кость, но сократить надкостницу, что произойдет и почему с костью?
2. При заболевании рахитом в организме снижается усвоение солей кальция в костях? Как и почему изменяются при этом кости?
3. Как можно восстановить внешность человека по скелету?
4. При длительном пребывании человека в космосе кости заметно ослабевают. Почему? (отсутствие гравитации уменьшает нагрузку на скелет)
ІІ. Мотивация учебной деятельности
Ролевая игра. Разнообразие скелетов животных.
Ведущий: Друзья, сегодня к нам на урок пришли животные, они все хвастаются своими скелетами и желают познакомить вас с их превосходством.
Рак: Мой скелет лучше всего приспособлен к условиям существования на дне. Бурый, незаметный для врагов, он защищает тело, прочный, пронизанный известью хитиновый покров. Когда захочется расти, то спрячусь в норку, чтобы никто не беспокоил, сбрасываю панцирь и расту. Со временем образуется новый, прочный и хороший.
Рыба: Самый лучший скелет у нас - рыб: он постоянно растёт, растём и мы вместе с ним, можем вырасти до нескольких метров! Настоящие гиганты!
Собака: Хотя и мы не растём очень большими, поскольку растём до определённого возраста, но скелет имеет чудесный. Лёгкий, прочный, эластичный! И прыгать можно, и быстро бегать, даже под воротами пролазить.
Ведущий:Спасибо, вам, наверное, всем было интересно узнать, какой скелет имеет каждый из нас.
1.Какую тему мы сегодня изучим?
2. Какие проблемы мы должны решить?
а) К какому типу относят Homo Sapiens?
б) Что образует опорно-двигательную систему человека?
в) Зачем необходимы вам знания о строении и значении опорно-двигательной системы?
г) Из каких отделов состоит скелет?
д) Все ли кости соединены одинаково?
III. Восприятие и усвоение нового учебного материала.
Предлагаю вам провести изучение нового материала в анатомическом музее человека. Мы с вами разойдёмся по залам, где расположены разные части скелета человека, и каждая группа проведёт самостоятельные исследования, которые нужно оформить в виде конспекта.
А потом мы все вместе соберёмся и обобщим результаты исследований в виде общего конспекта.
Деление класса на группы
1. Группа экспертов.
2. Рабочие группы (по 2 ученика)
Составление опорного конспекта
І группа – работа с видеороликом и текстом учебника с. 58.
1) Какие существуют соединения костей?
2) Значение такого соединения?
3) Что образуют такие соединения костей?
4) Составить вопросы по конспекту.
ІІ группа – работа с видеороликом и текстом учебника с. 58-59
1) Какие кости образуют скелет головы?
2) Из каких отделов он состоит?
3) Значение каждого отдела.
4) Составление вопросов.
ІІІ группа:
Каково строение скелета туловища?
Строение позвоночника:
3) Строение и виды позвонков.
4) Составление вопросов.
IV группа – работа с мультимедийным видеороликом и текстом учебника с.60.
1) Строение грудной клетки:
а) расположение;
б) строение;
в) значение;
2) Составление вопросов по конспекту.
V группа – Скелет и пояс верхних конечностей.
1) Составьте схему
І. Пояс верхних конечностей
2) Значение ? ?
ІІ Скелет свободной конечности:
?
Строение: из каких костей состоит каждый отдел свободной
конечности.
VI группа.
Скелет и пояс нижних конечностей
1) Составьте схемы:
І. Пояс нижних конечностей
2) Значение: ? ?
ІІ. Скелет свободной нижней конечности
? ? ?
3) Какие кости образуют каждый отдел нижней конечности?
VII группа:
1)В чем сходство и отличие скелетов человека и животных?
Составьте таблицу
Скелет человека и животных
Сходство
Отличие
1
1
2
2
3
3
2) В чем причины сходства и отличия?
3) Составьте вопросы по конспекту.
VIII группа
Каково строение мышц
Составьте схемы:
Виды мышечной ткани
Строение скелетной мышцы
(схема или таблица)
Строение сердечной мышцы.
Строение стенок внутренних органов
ІХ группа.
1) Форма и величина мышц.
2) Различие мышц в связи с выполняемыми функциями.
Составьте схему
3) Мышцы головы
4) Мышцы шеи – значение.
5) Составьте вопросы по конспекту.
Х группа
1) Составьте конспект
Мышцы туловища
2) По каждой группе мышц составьте таблицу.
Название мышцы
Расположение
Значение
ХІ группа
1) Составьте схему по с. 65 учебника «Мышцы конечностей»
І. Мышцы верхней конечности.
ІІ. Мышцы нижней конечности.
2) Составьте вопросы по конспекту
IV. Составление совместного конспекта
Каждая группа объясняет материал, записывает конспект на доске или представляет на отдельных листах. Общий конспект на доске! (или, что еще лучше, в компьютере).
Группа экспертов рецензирует и дополняет каждый конспект.
Решение проблем:
В 19 столетии красавицам удаляли 11 – 12 пары рёбер. Зачем они это делали, к каким последствиям это приводило?
Представьте, что по каким - то причинам грудная клетка изменила свою форму и стала округлой. Какие последствия это будет иметь?
V. Обобщение и систематизация знаний. Ответы на вопросы, поставленные каждой группой.
VI. Итоги урока.
Вспомните задачи нашего урока.
Достигли вы их? А класс в целом? Почему вы так считаете?
VII. Домашнее задание:
Задания по выбору с опережением.
§§ 16,17 стр.63 (вопросы), стр.68 (вопросы)
Подготовка рубрики «Знаете ли вы?».
Составить кроссворд по теме.
15