КАК СОЗИДАТЬ ВМЕСТЕ(о мастерстве и профессионализме педагогов — учителей технологии Центрального округа) города Новосибирска


«КАК СОЗИДАТЬ ВМЕСТЕ»
(о мастерстве и профессионализме педагогов -
учителей технологии Центрального округа)
Для того, чтобы осуществлять педагогическую деятельность на достаточно высоком уровне, учитель должен быть профессионалом.
Его компетентность определяется профессиональными знаниями и умениями, с одной стороны, и профессиональной позицией, психологическими качествами – с другой.
Трудовое обучение (технология) как учебный предмет выбивается из ряда школьных дисциплин, которые содержат основы базовых наук.
Такой науки как труд нет. Нельзя научить человека трудиться «вообще». Каждый вид труда конкретен и уникален.
Задача учителя трудового обучения состоит в том, чтобы показать, какое место в нашей жизни занимает труд, убедить детей, что только в труде, умственном, физическом, творческом, реализуется личность, дать теоретические знания и практические навыки, которые потом пригодятся в жизни.
Причем решать эти задачи следует трудом конкретным и реальным, а не отвлеченным и непонятным, делать вещи и предметы, необходимые в быту.
Трудовое обучение имеет Государственный стандарт, где четко перечислены все умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся. Учителю разрешается дополнять и изменять по своему усмотрению до 30 % материала не в ущерб Госстандарту.
Преподаватель технологии должен владеть так называемым инновационным компонентом: педагогической диагностикой, рефлексией обучения, проектированием образовательных систем, конструированием учебного процесса, что ведёт к формированию у него нового педагогического и технологического мышления.
Сократ сравнивал учителя с дождевой каплей. Действительно, как дождь открывает потенциал каждого зерна, так и моя цель, как учителя – выявить одаренность каждого ученика. Нет на свете неспособных детей, есть глухие и слепые взрослые, которые не верят или боятся верить, что их ребёнок – личность.
Моя задача – помочь ученику найти себя, сделать первое и самое важное открытие – открыть свои способности, а может быть, и талант.
Я понимаю, что это требует от меня знаний, навыков, педагогического мастерства. Есть множество способов сделать свои уроки интересными и красивыми, но самым главным на этом пути, на мой взгляд, является вера в себя, вера в свои возможности, вера в свое большое предназначение. Не ошибается только тот, кто ничего не делает.
Моё жизненное кредо: "Готовность принимать новые идеи, умение видеть хорошее, радоваться жизни во всех ее проявлениях".
Спиридонова Тамара Александровна
учитель технологии высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ №120, Центрального округа, города Новосибирска
Семинар - практикум объекты труда на уроках технологии.
29 ноября 2013 года учителя технологии вновь встретились на семинаре - практикуме в Экономическом Лицее по заявленной теме: «Объекты труда на уроках технологии». Свой опыт представили два учителя технологии: Нагайцева Лариса Леонидовна и Матвеева Ольга Александровна.
Одной из главных задач учителя технологии в современных условиях является задача поиска оптимальных вариантов планирования и организации практических работ с целью достижения весомого результата в формировании компетентностей учащихся по различным разделам предмета «Технологии» считает Нагайцева Лариса Леонидовна. 
-5524562230Многие учителя технологии на своих уроках сталкиваются с апатией учащихся, вызванной чаще всего из-за отсутствия у детей мотивации к деятельности. Зачастую это происходит потому, что современные учащиеся в большинстве своем предпочитают те виды работ, которые дают быстрый результат. В частности, это особо проявляется при самостоятельном выборе направления в творческом проектировании, когда предпочтение отдается тем видам рукоделия, которые при малых затратах сил и времени дадут приличный результат.  Кроме того, существует еще и проблема сокращения учебного времени на выполнения работы в различных техниках декоративно-прикладного творчества, что, так или иначе, приводит к необходимости поиска альтернативных вариантов для возможности в создавшихся условиях осуществления формирования практических компетенций в различных видах рукоделия. На взгляд Ларисы Леонидовны,  одним из таких вариантов может быть составление коллажей.
В рамках учебного курса предмета «Технологии», факультатива и кружка «Эстетика быта» учащиеся достаточно много занимаются коллажированием. Большинство сюжетов творческих работ учащихся педагога выполняются в декоративном (фантазийном) стиле, в основе  которого лежит  оригинальная идея автора. Однако, не менее интересны и работы, выполненные и в других стилях коллажа: пейзажном, вегетативном, формо-линейном. По разновидностям коллажей приоритетное место у учащихся занимают коллажи в виде аппликаций, лоскутной мозаики, лоскутного шитья, бриколлажа с использованием материалов искусственного и естественного происхождения, с плоскими и объемными формами; квиллинга и декупажа.
Сильное влияние на композицию коллажа оказывает цвет. Неправильно подобранные цветовые гармонии в коллаже могут свести на «нет» даже самую тщательную практическую проработку отдельных сюжетных линий, выполненных в различных техниках декоративно-прикладного творчества, нарушив единую тематическую направленность сюжета работы в целом.
-55245-163830Матвеева Ольга Александровна выступала по теме: «Объекты труда на уроках технологии и во внеурочной деятельности как средство формирования у учащихся внутренней мотивации к деятельности и коммуникативных УУД» В условиях подготовки к внедрению нового стандарта в основной школе, Ольга Александровна, как и любой учитель рассматривает позиции всех участников образовательного процесса (государства, родителей, нас самих – учителей и наших учеников), ожидающих каких-то определенных результатов преподавания различных предметов, в том числе – и технологии. В этом смысле учитель невольно сталкивается с существующими противоречиями: с одной стороны – есть базовая программа, которую необходимо выполнять, а с другой стороны - нельзя не учитывать изменяющиеся в современных условиях интересы родителей и самих учащихся.
Изготовление швейных изделий, являющееся одним из базовых разделов любой программы по технологии, не привлекательно для большинства учащихся и такое содержание предмета не может служить мотивацией к изучению технологии. Нужно признать также объективный факт  -  изготовить собственное изделие на должном уровне учащиеся среднего звена пока  еще не могут, а затраты на основные и дополнительные материалы, фурнитуру  достаточно велики.  Таким образом, недовольны результатом бывают и родители, и учитель, который вкладывает много труда, работая  практически индивидуально с каждой учащейся. 
Кроме того, учащиеся всех возрастов чаще проявляют желание сделать изделие не «по программе», а по своему индивидуальному вкусу, соответствующее современным направлениям моды. Сегодняшние учащиеся поясняет Ольга Александровна предпочитают те виды рукоделия, которые дают быстрый и привлекательный, по их мнению результат. Однако, необходимые швейные машины, помогающие им создавать современные изделия  - есть в редких школах. Она подчеркнула, что именно современные материалы и оборудование, позволяющие качественно шить одежду, заниматься бытовым дизайном, существенно влияют на интерес школьников к предмету. Большой интерес проявляют школьники к изучению современных способов обработки материалов (квилинг, декупаж, батик, валяние и др.), к занятиям кулинарией и карвингом, к проектной деятельности. Отличные результаты обучения ученики показывают, если на уроках используется актуальная для подростков коллективная (групповая) форма организации работы. Проектная деятельность, в свою очередь, основывается на выявлении и удовлетворении уже имеющихся потребностей, поэтому мотивация к ней изначально высокая.
Так каким же должно быть содержание предмета и какие  объекты труда необходимо осваивать на уроках технологии, применяя системно - деятельностный подход и развивая  у школьников универсальные учебные действия, лежащие в основе нового стандарта?
Матвеева О.А. изучая опыт других педагогов, работающих в этом направлении, вполне соглашается с ними в том, что структурно программа должна состоять из большого набора вариативных модулей с примерным вариативным содержанием. Чтобы учитель мог, в зависимости от конкретных условий своего региона, школы и класса, пожеланий родителей собрать программу, включить в нее наиболее востребованные сегодня модули, добавить новые. Безусловно,  и содержание самих модулей, и методика преподавания предмета должны способствовать достижению целей нового ФГОС. При таком подходе учитель мог бы выделить часы на учебные часы на изготовление швейного изделия, если оно востребовано, или на создание предметов быта, основываясь на рукоделии или дизайне. В любом случае необходимо использовать проектный метод обучения, создавать условия для презентаций,  показа на выставках или мастер-классах учащимися своих работ, как на уровне школы, так и на внешкольных мероприятиях.
Мастер-класс «Кольчужное плетение»
-8572534290В плане проведения мастер-класса 12 декабря 2013 года в школе №54 было запланировано знакомство с учителем Шевниным Евгением Юрьевичем, обобщение и распространение опыта его работы по технологии кольчужного плетения.
Преподаватель является руководителем школьного МО учителей технологии. Тема методической работы: "Проектная деятельность учащихся как средство формирования культурных традиций". Учитель технологии Шевнин Евгений Юрьевич познакомил учителей с методикой  преподавания  в технике кольчужного плетения, изучаемого в рамках раздела " Изделия из проволоки" по ФГОС 5 класс.  При изучении данного раздела помогает педагогу формировать у учащихся  различные УУД. Были продемонстрированы образцы работ, выполненные в этой технике (оплетка книги, браслеты, полотна, цепи,  брошь - бляха).
248221588265Шевнин Е.Ю. показал образцы создания кольчужного плетения, работы современных художников в этой технике ( компьютерная презентация), творческие проекты учащихся по данной теме. А также педагог продемонстрировал изменение в его работе подходов к обучению, согласно новым Федеральным Государственным Стандартам. На практике показал приспособление и навивку на нем проволоки для заготовки колец. Помощником в проведении  мастер - класса был его ученик 11 класса Рогожин Алексей, который  в 2012 и 2013учебном году с различными изделиями в технологии кольчужного плетения был призёром регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников.
-299085-11430В 2013 и 2014 годах на ярмарке «УЧСИБ 2013» мастер-класс, проведенный Алексеем получил высокую оценку среди участников и посетителей выставки. Учителя технологии побывали в качестве учеников, собственными руками, после инструктажа, выполнили цепочку в технике " кардинал". Образцы получили в подарок. Заполнили листы самооценки. Мастер - класс Шевнина Е.Ю. получил высокую оценку коллег и было рекомендовано представить объекты труда по данной технологии в научно- методический журнал "Школа и производство" на Всероссийский конкурс объектов труда по технологии.
3619571691514 ноября 2013 года учителя технологии собрались в школе 168 на семинаре - практикуме «Создание условий для преподавания предмета технологии для мальчиков, без мастерских и учителя по техническому труду» у педагога Уразаевой Веры Вадимовны.
Одной из главных задач учителя технологии состоит в том, чтобы показать, какое место в нашей жизни занимает труд, убедить детей, что только в труде, умственном, физическом, творческом, реализуется личность, дать теоретические знания и практические навыки, которые потом пригодятся в жизни. Причем решать эти задачи следует трудом конкретным и реальным, а не отвлеченным и непонятным, делать вещи и предметы, необходимые в быту.
А как быть педагогу, если отсутствуют необходимые материально - технические условия для занятий, а учить детей нужно здесь и сейчас...  И когда учитель технологии для мальчиков - женщина... и  нужно создать условия для преподавания предмета технологии для мальчиков.
Если для девочек более менее все необходимое есть, то с мальчиками проблема. Тогда учителю приходится приложить весь свой опыт и знания и разработать необходимую программу. Вера Вадимовна Уразаева рассказала, что её рабочая программа по предмету технология составлена на основе требований к результатам  освоения основной общеобразовательной программы основного и общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения. 
Основное содержание курса состоит из двух направлений: «Индустриальные технологии», «Технологии ведения дома». Направление «Индустриальные технологии» включает в себя такие разделы как «Технология обработки конструкционных и поделочных материалов», «Технологии машинной обработки древесины и древесных материалов», «Технология ручной обработки металлов и искусственных материалов», «Технология художественно-прикладной обработки материалов», «Основы черчения».
«Технологии ведения дома» включают такие разделы как: «Технологии ремонта деталей интерьера, одежды, обуви и ухода за ними», «Технологии приготовления пищи и кулинарные работы», «Эстетика и экология жилища», «Бюджет семьи», «Технологии ремонтно-строительных работ и систем водоснабжения», «Электротехника».  
В связи с отсутствием необходимых материально-технических условий для занятий по разделу «Электротехника» данные темы восполняются частично при изучении разделов «Выжигание», «Кулинарные работы», «Токарные работы по древу». Раздел «Черчение и графика» включается как вспомогательный перед подразделами «Выжигание», «Выпиливание», «Резьба по дереву», «Токарные работы по дереву».  Раздел «Современное производство и профессиональное образование» изучается в 8-9 классах. Профессиональное образование» изучается в 8-9 классах.
Учебный план курса «Технология» рассчитан на 240 учебных часов для основного общего образования из расчета 2 часа в неделю в 5-7 классах (по 68 часов в год) и по 1 часу в неделю в 8 классе (36 часов в год). Так как вариативный компонент может составлять 25% от общего времени, т.е. 60 часов, то это время, будет уделено изучению раздела «Кулинария», как дополнения к разделу «Технологии ведения дома», напомню для мальчиков.
17811752726690Именно по этому разделу «Кулинария», по теме урока: «Слоёное тесто и изделия из него» и провела для гостей, учителей технологии Вера Вадимовна с мальчиками 6 класса.  В этот период у детей складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования, это пора достижений стремительного наращивания знаний, умений, становление "Я", обретение новой социальной позиции.      Данный возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении. В это время огромное значение имеет общение со сверстниками, во многом определяющее все остальные стороны его жизнедеятельности. Для них чрезвычайно важно не только быть вместе со сверстниками, но и занимать среди них определенное положение, например, быть лидером в группе или авторитетом в каком-либо деле. А тут кулинария... Мы знаем как на протяжении подросткового возраста изменяется характер общения ребенка с учителем. Но Вера Вадимовна отлично справляется с ребятами, для которых ведущим мотивом общения является стремление получить поддержку, поощрение со стороны учителя за учение, поведение и школьный труд. Коллеги поблагодарили педагога за работу и опыт представленный им.
Повышение качества обучения по технологии
-7810587630Прошло пятое заседание в этом учебном году ОМО учителей технологии Центрального округа  по заявленной ранее теме семинара: «Создание условий для повышения качества обучения по предмету технология».
Семинар проводила Спиридонова Тамара Александровна учитель технологии высшей квалификационной категории МБОУ СОШ №120, руководитель ОМО Центрального округа учителей технологии.
Ею было предложено ознакомиться с материалами по теме семинара для обсуждения и проведен открытый урок в 8 классе по разделу: "Создание изделий из текстильных материалов. Конструирование и моделирование", тема урока: "Перенос нагрудной вытачки". Тамара Александровна объяснила методическую цель урока:
2329815681990Выявить продуктивные методы создания условий для повышения качества и разного уровня обученности школьников, посредством апробации инновационных приемов и средств обучения, при различных формах организации учебно-познавательной деятельности обучающихся.
В процессе работы решаются следующие педагогические и технические задачи:
-хранение, быстрое извлечение, предъявление самой разнообразной информации;
-обогащение технологии обучения (на основе выбранных методов обучения);
-создание условий для творческой работы субъектов учебной деятельности;
-создание условий для продуктивной деятельности школьников, организация их самостоятельной работы;
-создание образовательного пространства для познавательной деятельности, ее стимулирование и обогащение.
Она спланировала и поставила перед учениками задачи урока. 
• Формировать умения по выполнению моделирования плечевого изделия – переводу нагрудной вытачки. 
• Научиться определять по внешнему виду модели, куда перенесены вытачки.
Тамара Александровна провела урок, используя демонстрационную технику и оборудование, соответствующие запросам сегодняшнего дня. Использование интерактивной доски соответствовало и способствовало  восприятию информации ученицами 8 класса по теме  и позволило учителю создать ситуацию успеха для любой из них. Её использование  сделало урок живым и увлекательным, отражало динамику информации, но и, безусловно повысило заинтересованность учениц, позволило им активно и многогранно взаимодействовать с учебным материалом, что в итоге способствовало лучшему его усвоению и запоминанию.
В заключении Тамара  Александровна предложила методические рекомендации в соответствии с методической целью по структуре урока.
• Целесообразно увеличить часы для изучения данной темы в 8 классе за счет сокращения учебных часов отведенных на изучение разделов "Технология ведения дома" и "Электротехнические работы". Использовать возможность включения часов отведенных для изучения регионального компонента, добавляя по 2 часа.
• Определить продуктивные формы исследовательской практики при изучении раздела" Моделирование". Организовать, исследовательскую работу с информацией по теме занятия.
• Необходимо акцентировать внимание на графическом знании и формировать умения читать чертеж, выполнять операции определенные программой по черчению.
При обсуждении, проведенного урока коллеги отметили, что избранная структура основных элементов урока и время, выделенное на каждый из них вполне оптимально? Содержание урока объёмно, интересно для учениц.
Они считают также оптимальным для данной темы, подготовленность класса, избранное сочетание методов преподавания, стимулирования и контроля. Импонирует больше всего активная занятость учащихся при выполнении практической работы, при обобщении изученного. Удачным оказалось сочетание групповых и индивидуальных форм организации учебного процесса на уроке, оно обеспечило  дифференцированный подход к слабоуспевающим и наиболее подготовленным ученикам. Рационально были использованы на уроке средства наглядности, ТСО - средства обучения. 
Результативность урока достаточно высокая - это было видно, когда ученицы презентовали выполнение практической работы, показывая знания изученного материала. Творческим, считают коллеги применение на уроке:
• обучающих программ, применение интерактивной доски на уроке; 
• составление практических заданий и задач с развивающим исследовательским содержанием.
На уроке соблюдались необходимые гигиенические условия, применялись способы поддержания работоспособности учеников. Стиль общения с учениками у учителя на уроке добрый, с соблюдением педагогического такта, которые  безусловно были отмечены коллегами.
1729740255905При обсуждении темы семинара, учителя технологии согласны, что  основной формой обучения является учебно-практическая деятельность обучающихся.
Каждая школа в своей работе по технологической подготовке школьников исходит из двух факторов:
• состояния и обеспеченности учебно-материальной базы и технического оснащения школьных мастерских;
• профессиональной готовности учителя реализующего учебный предмет технология.
Главный вопрос, который ставит профессионал, могу ли замотивировать ребенка для возникновения интереса к предмету?
Каждый учитель стоит сегодня перед необходимостью пересмотра методов, форм и стиля обучения. Ни программа, ни учебник, ни методическое пособие не могут предложить готовые ответы. Он, должен сам проектировать собственную деятельность, учитывая условия процесса обучения и состав учебной группы. Ему нужно в какой-то степени отойти от стандартного решения задачи, построить начало занятия, привлечь внимание, активизировать деятельность обучающихся, чтобы они могли самостоятельно мыслить, искать, действовать.
Успешной работе Тамары Александровны, безусловно способствует сотрудничество с администрацией школы. Благодаря пониманию важности данного учебного курса для будущих женщин в жизни, директор школы Волченко Н. И. оказывает большую помощь, создавая необходимые условия для работы и повышения качества труда педагогического коллектива.
Совместные усилия по созданию необходимых условий, т.е. образовательного пространства, где обучающиеся могут раскрывать и реализовывать свои способности. 
Окружающая среда должна быть такой, чтобы ребенок мог черпать из неё информацию, должна помогать ему самореализовываться, постоянно расширять зону его ближайшего развития и формировать мотивационную сферу.
В образовательном учреждении созданы следующие условия для работы: 
-оборудован кабинет (мастерская) по технологии;
-он оснащен необходимым оборудованием в соответствии с перечнем;
-укомплектован техническими средствами: компьютером, интерактивной доской, двумя принтерами, сканером, документ - камерой для показа сразу всему классу технологических приемов в действии и работы с учебником;
- имеется УМС, в соответствии с нормативной базой.
Учитель технологии должен использовать данные возможности при преподавании учебного курса, используя демонстрационную технику и оборудование, соответствующие запросам сегодняшнего дня.
1788795362585В подготовке, подведении и обсуждении работы семинара помогала Инна Юрьевна Мельникова, заведующая кафедрой образовательных областей «Искусство» и «Технология», Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, человек, знающий своё дело - профессионал! Огромное ей спасибо и надеемся на дальнейшее сотрудничество с учителями технологии Центрального округа г. Новосибирска.
Окружной практический семинар учителей технологии
-1905186690Окружной практический семинар «Творческие проекты на уроках технологии и во внеурочное время как средство формирования личности» в МБОУ СОШ №12 прошел на высоком уровне. Все учителя технологии отметили высокую компетентность в вопросах технологической подготовки учащихся зам. директора по НМР МБОУ СОШ №4 Колотовой М.В. Презентация опыта работы Лукьяновой Л.В. по теме «Вязание» вызвала большой интерес у участников семинара. Методологическая основа ФГОС – это системно - деятельностный  подход в обучении. Учитель технологии Лукьянова Людмила Викторовна представила систему обучения девочек в рамках раздела «Художественные ремесла. Вязание крючком».
Учитель выбирает для уроков различные по сложности и технологии выполнения объекты труда, которые способствуют развитию творческих способностей обучающихся и поддерживают постоянный интерес к предмету. Осуществляя личностно - деятельностный подход в процессе обучения,  учитель использует различные пособия, дидактические материалы, видеоматериалы. Учителя технологии отметили высокую степень сложности работ, грамотность представления  и компетентность при ответах на вопросы у учащихся школы, которые демонстрировали свои творческие проекты на семинаре.
3495675431165Все участники семинара благодарят организаторов мероприятия за оригинальные подарки, связанные детьми.
-123825184785
Школу делает школьный учитель
-47625262890На семинаре 18 апреля в школе №131, встретились учителя технологии на мастер - классах педагогов Сергуниной Ларисы Викторовны и Реброва Игоря Александровича.
Мастер-класс - форма взаимообмена опытом между педагогами, обмен мастерством, инновационным опытом - это самая интересная и любимая форма работы учителей технологии Центрального округа. С теплотой представила своих коллег директор Раиса Николаевна Губина, рассказала о их профессионализме.
20859751888490"Школу делает школьный учитель. Художник учится смешивать краски и наносить мазки на холст. Музыкант учится этюдам. Журналист и писатель осваивают приемы письменной и устной речи. Настоящий учитель тоже смешивает, разучивает, осваивает – только это педагогические краски, этюды и приемы…"- так начала своё выступление Сергунина Л.В., по теме: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии». В обновленном кабинете, что сразу заметили педагоги, у Ларисы Викторовны сделаны новые современные стенды, представлено множество качественных образцов, моделей и  изделий, методических разработок и технологических карт по их изготовлению для учащихся разного возраста с учетом их индивидуальных способностей, а также выставки работ учащихся и самого педагога.
В выступлении приняли участие ученицы Ларисы Викторовны, они  презентовали свои работы по проектам по заявленной теме, помогали в проведении мастер - класса, уже как опытные, что является доказательством результативности деятельности учащихся, свидетельствующие об эффективности использования педагогической технологии.
20955-3810Ребров И.А. познакомил коллег с опытом работы по выборам объектов труда по макетированию. Этой технологии учитель обучает детей уже несколько лет и они выбирают интересные объекты для  выполнения творческих проектов.  Одной из тем макетирование строений - «Сибирский острог». Рассказал о формах работы по разделу : «Деревообработка, видам соединения древесины» и выбором темы мастер - класса, ознакомил с историей возникновения острогов, а также об особенностях применения шаблонов и инструмента для изготовления стен и скатов домов.  
-4762521590
Лариса Викторовна и Игорь Александрович показали отдельные формы работы, которые используют в своей педагогической  деятельности, в форме лекционно - практического занятия. Грамотно, профессионально провели мастер – класс, с использованием материалов, идеально подобранных для изготовления. Задействовали аудиторию слушателей, которые трудились на занятии по мастер- классу. Были предложены педагогам опорные схемы мастер - классов по темам: «Вышивка лентами - декоративное панно «Цветы в вазе»; «Макетирование строений - «Сибирский острог». Сергунина Л.В. и Ребров И.А. продемонстрировали глубину и широту подхода к заявленным темам мастер-класса и значимость в целях формирования  у  учащихся  познавательной компетенции, развития эмоционального восприятия  и  культурологического подхода в изучении  раздела «Художественные ремесла».  Коллеги отметили оригинальные решения педагогов в применяемых техниках, широкий разноплановый круг интересов. Практическая направленность данной темы способствует мотивации творческой деятельности, так как каждый уходит с готовым изделием. Мастер - классы Сергуниной Л.В. и Реброва И.А. получили высокую оценку коллег и были рекомендованы  представить объекты труда, адаптированные к школьной программе в научно- методический журнал "Школа и производство" на Всероссийский конкурс объектов труда по технологии.
622935-102870