9 класс. Города Центрального района.

1
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - скопируйте данную ссылку в поисковую строку. Все материалы по уроку находятся на яндекс-диске

Аннотация к уроку

Тема урока - «Города Центрального района»
(Заключительный урок по теме:
«Центральный экономический район»)

Тип урока – комбинированный

Межпредметные связи: информатика, изобразительное искусство, литература, история России.

Дидактическое обоснование урока

Цель: Сформировать понимание связи между большим количеством городов Центрального района России с их разнообразными функциями с высокой наукоемкостью, трудоемкостью района, его историческим прошлым, с физическим типом и характером великороссов.
Задачи:
Образовательная: Познакомить учащихся с городами – хранителями российской истории; с различными типами городов (город-крепость, промышленный центр, город науки, и т.д.) и их функциями.
Обучающая: Закрепить навыки решения тестов и кроссвордов, навыки ведения дискуссии и аргументации своей точки зрения, навыки работы с ПК
Воспитательная: Способствовать пониманию учащимися необходимости беречь своеобразие каждого города, помогать его украшению и развитию. Воспитывать гордость за свою «малую» Родину.

Основополагающий вопрос?

Чем можно объяснить, что Центральный район столь богат городами древними и молодыми, большими и маленькими, промышленными и научными центрами и тихими провинциальными?
Средства обучения:
Материально-техническая база
Кабинет информатики
ПК
Цифровая камера
Принтер
Мультимедийный проектор
Сканер
Программное обеспечение:
Internet – ресурсы

Стандартные программы:
а) Microsoft Word
б) Power Paint
в) Microsoft Office Publisher

Прикладные:
а) «Золотое кольцо России»
б) Музыкальные файлы

Дидактическое обеспечение:
Атласы по географии для 8 – 9 класса
Раздаточный материал:
а) Кроссворд « Города Центрального района»;
б) тест по теме «Москва – столица нашей Родины»
Презентация учителя по теме «Города Центрального района». (Итоговая и о городах: Ростов Великий, Смоленск, Новомосковск, Ярославль, Пущино, Вышний Волочек, Кострома).
Презентация кроссворда «Города Центрального района»
География России. Учебник для 8-9 класса под редакцией А.И. Алексеева. Книга вторая. «Хозяйство и географические районы». М. Дрофа.2005
Рабочая тетрадь «Хозяйство и географические районы».
Э.В.Ким, Н.А. Марченко, В.А.Низовцев к учебнику под ред. А.И. Алексеева. М. Дрофа.2005.

Основное содержание.

Разнообразие типов городов Центрального района: древние и молодые, большие и маленькие, промышленные и научные центры, тихие провинциальные.

Учебная деятельность учащихся

Работа с тестом «Москва – столица России»
Просмотр презентации «Города Центрального района»
Участие в дискуссии по основополагающему вопросу.
Отгадывание кроссворда «Города Центрального района» с использованием карт атласа и презентации кроссворда.


Планируемые результаты обучения.

Учащиеся должны уметь:
Приводить примеры городов Центрального района с различными функциями.
Определять города по их краткому описанию



Опорные знания

Функции городов (§ 56 – 8 класс)
Влияние величины (людности) поселения на условия жизни (§54 – 8 класс)
Формы урбанизации (§55 – 8 класс)
Областные центры и др. города Центрального района.



Практическая работа

Решение тестов и кроссворда с помощью ПК и карты атласа «Центральная Россия»

Домашнее задание:

На оценку «4 – 5» - творческое задание:
Практическая работа на стр. 59 тетради с печатной основой к учебнику под ред. Алексеева А.И.:
Составьте и опишите маршрут по городам Центрального экономического района (можно по биосферным заповедникам, литературным местам и пр.). Укажите цель, которой вы руководствовались при составлении маршрута. Обозначьте свой маршрут на контурной карте Центрального района в тетради с печатной основой или в контурных картах к атласу и укажите природные, культурно-исторические объекты, которые маршрут включает
На оценку «3»
Определите субъекты РФ в составе Центрального района по их описанию на стр. 57-58 тетради с печатной основой. Заполните пропуски в тексте.

















Ход урока и его основные этапы


Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Прим. время

Организационный этап:
Проверка готовности класса к уроку
Учитель проверяет наличие у учеников учебников, рабочих тетрадей, тетрадей с печатной основой, атласов, письменных принадлежностей.
Системный администратор (один из учеников класса, подготовленный к этой функции заранее) проверяет готовность всех ПК, установку всех необходимых программ, подключение мультимедийного проектора и т.п.

1 мин.

Этап проверки домашнего задания
Учитель проверяет выполнение учениками домашнего задания на контурной карте по обозначению городов Центрального района
Ученики сдают работы учителю
1 мин.

Этап всесторонней проверки знаний
/Тест по теме домашнего задания «Москва - столица России» и теме «Расселение и урбанизация» (8 класс §55)/
Учитель объясняет ученикам технику выполнения задания за компьютерами и в тетрадях
Часть учеников выполняет задание за компьютерами. Если задание выполнено верно, то об этом они узнают дойдя до слайда «Вы успешно выполнили задание».
Другая часть учеников выполняет это задание за партами, выписывая в строчку буквы, под которыми значатся верные ответы. Если ученики верно справились с заданием, то в итоге у них должно получиться слово «Ура».
3 мин.



Физкультминутка
Учитель объясняет ученикам, какие упражнения необходимо выполнить, чтобы снять напряжение с глаз и с позвоночника

Выполняют упражнения, предложенные учителем
2 мин.

Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала


Учитель демонстрирует первые три кадра итоговой презентации, последний из которых заканчивается основополагающим вопросом. При демонстрации первого слайда во время видеофрагмента учитель читает стихотворение Часовникова «Города»



Просматривают презентацию, учатся составлению презентаций
1 мин.






Этап усвоения новых знаний






Предлагает учащимся обсудить основополагающий вопрос «Почему Центральный район столь богат городами древними и молодыми, большими и маленькими, научными центрами и тихими провинциальными?»
Предполагаемые ответы учеников:
1) Древними потому, что этот район имел выгодное Г.П. в момент формирования Русского государства, стал центром его формирования. (Переход по гиперссылке на презентацию о Ростове Великом)
2) Молодыми потому, что в советское время для развития промышленности Ц.Р. потребовалось создание ряда городов (Переход по гиперссылке на презентацию о Новомосковске)
3) Большими потому, что многие из них имели богатое историческое прошлое и разрослись за время своего существования (Переход по гиперссылке на презентацию о Смоленске)
4) Тихими провинциальными потому, что некоторые города со временем утратили своё предназначение, из развитие приостановилось (Переход по гиперссылке на презентацию о Вышнем Волочке)
5) Промышленными потому, что Ц.Р. – самый развитый экономический район России (Переход по гиперссылке на презентацию о Ярославле)
6) Научными центрами потому, что Ц.Р. обладает высокой наукоемкостью (Переход по гиперссылке на презентацию о Пущино)


5,14 мин. На демонстрацию всех презен
таций

+15 мин. На обсуждение

Этап закрепления новых знаний
(Выполнять это задание можно с картами атласа, которыми учащиеся пользовались при выполнении домашней работы)
Учитель предлагает учащимся отгадать кроссворд «Города Центрального района» и объясняет, что кроссворд содержит не только известные учащимися факты, но и новые знания
Часть учащихся отгадывает кроссворд , работая с компьютером, где для них представлена соответствующая презентация, снабженная вопросами и фотографиями соответствующих городов.
Другая часть учеников работает с раздаточным материалом за партами в обычном порядке.
Все учащиеся обеспечены матрицей, в которую записывают ответы на вопросы кроссворда. Результаты работы сдают учителю.
10 мин.

Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
На оценку «4 – 5» - творческое задание:
Практическая работа на стр. 59 тетради с печатной основой к учебнику под ред. Алексеева А.И.:
Составьте и опишите маршрут по городам Центрального экономического района (можно по биосферным заповедникам, литературным местам и пр.). Укажите цель, которой вы руководствовались при составлении маршрута. Обозначьте свой маршрут на контурной карте Центрального района в тетради с печатной основой или в контурных картах к атласу и укажите природные, культурно-исторические объекты, которые маршрут включает
На оценку «3»
Определите субъекты РФ в составе Центрального района по их описанию на стр. 57-58 тетради с печатной основой. Заполните пропуски в тексте.

.2 мин.

Заключитель-ный этап
(Оценки за урок выставляются по результатам проверки письменных работ учащихся на следующем уроке)
Учитель предлагает посмотреть заключительный слайд Итоговой презентации, который содержит вывод урока о необходимости бережно относиться к любому городу, беречь его своеобразие и т. д. и в завершение демонстрирует презентацию о родном городе учащихся – Костроме. При первых звуках музыки второго слайда учитель читает отрывок из стихотворения В.Бокова о Костроме и только потом щелкает мышкой по экрану для начала демонстрации видеофрагмента ( это приводит к совпадению слов песни с видеозарисовкой).
1,30 – -1,40 мин.










13PAGE 15


13PAGE 14115


13PAGE 15


13PAGE 14115




15