Статья на тему Мотивационные моменты на уроке как фактор проявления интереса к предмету
Плоцкая Оксана Олеговна
Учитель математики
МБОУ «СОШ №26» города Зима, Иркутской области
«Мотивационные моменты на уроке как фактор проявления интереса к предмету».
В 5 разделе Федерального Государственного Стандарта основного общего образования говорится о системно-деятельностном подходе который обеспечивает:
формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
На развитии активной учебно-познавательной деятельности обучающихся хочется остановиться особо. Не для кого не секрет, что в последнее время интерес к учебе как таковой сильно изменился не в лучшую сторону. Ребята ищут легкие пути достижения цели. Зачем знать таблицу умножения, когда есть калькулятор, зачем знать ответ на какой-то вопрос если можно найти в интернете, даже общение больше проходит в социальных сетях. Результат – ребята не могут решить элементарные жизненные задачи, а значит качественно подготовить себя ко взрослой жизни. «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным.» Сенека. Как сделать так, чтобы человек знал куда ему плыть? Как смотивировать ребенка к учебной деятельности?
Формирование учебной мотивации без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы.
Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация является основным критерием ее сформированности, то есть ребенок получает «удовольствие от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата». Мотивация включает в себя много разных побуждений: смысл учения, мотив учения, цель учения, эмоции, сопровождающие учебный процесс. Для формирования внешней мотивации учитель поощряет позитивные реакции учеников, существует много способов вознаграждения учащихся, при этом важно знать, что может стать лучшей наградой для каждого школьника. Для формирования мотивов учебной деятельности используют методы организации и осуществления учебной деятельности: словесные; наглядные и практические методы; репродуктивные и поисковые методы; индуктивные и дедуктивные методы; методы самостоятельной учебной работы или работы под руководством учителя. Общеизвестно стимулирующее влияние наглядности, которая повышает интерес школьников к изучаемым вопросам, позволяет преодолеть утомляемость.Ценным стимулирующим влиянием обладают проблемно-поисковые методы в том случае, когда проблемные ситуации находятся в зоне реальных учебных возможностей школьников, то есть доступны для самостоятельного разрешения. В этом случае мотивом учебной деятельности учащихся является стремление решить поставленную задачу. Стимулирующим влиянием обладают дедуктивные и индуктивные методы. Введение в учебный процесс элементов самостоятельной работы стимулирует и мотивирует учащихся, так, например, у школьников появляется стимул к выполнению задания правильно и лучше, чем у соседа.
Результат:
– осознанное усвоение учащимися математических знаний, умений, навыков;
– развитие интеллектуальных умений и навыков (анализ содержания задачи, конструирование математических моделей, синтез, обобщение и др.);
– развитие коммуникативных умений и навыков;
– формирование характера, нравственных черт личности (интеллектуальной честности, настойчивости, трудолюбия и др.)
Хочу рассказать о тех моментах, которые стараюсь включать в этапы урока с целью привлечения внимания к предстоящей работе.
Так при изучении темы в 5 классе «Прямоугольный параллелепипед и куб» на первом уроке работу начинаю с загадки:
Эти чудо-кирпичи я в подарок получил. Что сложу из них — сломаю,
Всё сначала начинаю.
Вот первый момент где ребята уже проявляют интерес. Как это так, что на уроках математики и вдруг загадки.
После разгадывания переходим к рисункам, на которых изображены скелет человека с ребрами и заснеженная вершина горы.
Ребята пробуют назвать составляющие куба, соотнося их с имеющимися рисунками. А еще объясняем почему же это так назвали. Предложения могут быть разные, но выслушиваем всех! Каждый имеет право на свое суждение. А еще учимся рисовать куб в тетради, оказалось не совсем и трудно, только внимательно послушать, представить объект и все получится! При таком изучения новой темы получаем положительные эмоции, сопровождающие учебный процесс на уроке.
На уроке «Площадь поверхности куба» для привлечения интереса ребят возьмем «черный ящик». В него помещаем куб, линейку, квадратики из бумаги, емкость для воды (можно еще взять различные предметы по желанию). Ребята вынимают из ящика предметы и стараются объяснить для чего они там находятся.
Куб- изучили на прошлом уроке. Линейкой будем измерять. Раз квадратики значит, (а с их помощью находим площадь) сразу получаем тему урока на сегодня «Площадь поверхности куба». А для чего нам нужно знать эту тему?
На доске перед началом урока написана задача.
«Необходимо разукрасить детские кубики красками. Известно, что на 1 квадратный дециметр требуется 5 грамм гуаши. Сколько нужно купить тюбиков для окраски куба с ребром равным 9 см, если известно, что в 1 тюбик входит 50 грамм краски». Анализируя задачу приходим к выводу, что в начале необходимо вычислить площадь поверхности куба, и только зная её можно решить и всю задачу. Появляется смысл учения, изученное пригодится в жизни.
Зачем емкость для воды? И её оставляем на столе до тех пор, пока не дойдем до темы «Объема куба». Начинаем работу с осмысления темы урока. Для этого читаем отрывок из произведения о Винни-Пухе.
«- Да, Иа,- сказал Пятачок, слегка хлюпая носом. - Вот он. Поздравляю тебя с днем рождения.
И он подал Иа-Иа резиновую тряпочку, которая была воздушным шариком.
- Это он? - спросил Иа, очень удивленный.
Пятачок кивнул.
- Мой подарок?
Пятачок снова кивнул.
- Шарик?
– Да.
– Спасибо, Пятачок,- сказал Иа- Извини, пожалуйста,- продолжал он,- но я хотел бы спросить, какого цвета он был, когда... когда он был шариком?
- Красного."Подумать только! Красного... Мой любимый цвет",- пробормотал Иа-Иа про себя.
После настал черед подарить свой подарок медвежонку.
-Вот он,- объявил Пух. - Это - Очень Полезный Горшок. А на нем знаешь, чего написано? "Поздравляю с днем рождения, желаю всего-всего хорошего. Твой Пух". Вот сколько всего написано! И в него можно класть что хочешь. Держи.
Иа-Иа, увидев горшок, очень оживился.
- Вот это да! - закричал он. - Знаете, что? Мой шарик как раз войдет в этот горшок!»
Задаем вопрос ребятам –а что еще можно положить в горшок? Мед, варенье…
Значит и в наш куб что-нибудь войдет!
Эти небольшие вставки в ход урок помогут ученикам проявить интерес к предмету, а значит и интерес к учению. По этому поводу можно сказать словами Сократа: «Хорошее начало не мелочь, хотя начинается с мелочи». А в завершении всего раздела проводим практическую работу по изготовлению наглядности, по написание сказки, по составлению кроссвордов.
В 7 классе начинается предмет геометрия. На начала изучения предмета предлагаю ребятам нарисовать рисунок на тему- «Как я провел лето», но при одном условии, чтобы эти рисунки состояли лишь их геометрических фигур. Фигур известных уже или нет, фигур каких только захотят. Оформляем небольшую выставку. а при последующем изучении тем и разделов находим изучаемые фигуры. Стараемся перед каждым временем года выполнять такие творческие работы. Осень - рисуем треугольниками и квадратами, зиму-параллелепипедами и окружностью и т.д.
Главное в нашей работе, чтобы у детей появилась мотивация, появился интерес к учению, захотелось самим разобраться в задачах и понять их жизненную значимость.
«Деятельность единственный путь к знанию» Шоу.