Доклад Формирование метапредметных знаний и умений на уроках русского языка с помощью методов критического мышления


Учитель русского языка и литературы
Актауской СОШД Таскалинского района
Иргалиева Баян Женисмуратовна
Формирование метапредметных умений и навыков на уроках русского языка и литературы с помощью методов критического мышления
«Качество образования – это успех
в жизни, а не на экзаменах».
А.М. Кушнир
В наши дни мировое сообщество определяет содержание нового образования, разрабатываются и внедряются новейшие технологии обучения, постоянно совершенствуется образовательный процесс. Этому способствуют многие важные факторы: всевозрастающий объем знаний, умений и навыков, необходимых школьникам, результаты исследований, опыт работы учебных заведений разных стран. Кроме того, мировому образованию необходимо соответствовать новому уровню производства, науки, культуры. А значит, обновление системы образования является актуальной, неизбежной задачей.  Анализ социальной ситуации, практики преобразований, мирового педагогического опыта с позиции современных научных подходов позволяет наметить новые ориентиры развития образования, стратегию его обновления. Эти стратегические установки составляют ядро нового педагогического мышления—важнейшего условия успеха преобразований. Происходит, прежде всего, серьезное изменение целей образования, а следовательно, и критериев его эффективности. Не качество знаний, как таковое, и тем более не объем усвоенных знаний и умений, а развитие личности, реализация уникальных человеческих возможностей, подготовка к сложностям жизни становятся ведущей целью образования, которое не ограничивается рамками школы, а выходит далеко за ее пределы. Способность к саморазвитию и самообразованию, умение и желание самосовершенствоваться определят в будущем личную успешность сегодняшнего ученика. Государство, в свою очередь, заинтересовано в гражданине, который может проявлять гибкость, мобильность и креативность мышления.
К сожаленью, наша казахстанская образовательная система пока все еще ориентирована на знания, умения и навыки как конечную цель, как результат. Уровень знаний служит основным критерием при выпуске из школы, при поступлении в вуз и другие учебные заведения. «Культ знаний» нередко остается тем идеалом, к которому стремится школа (рейтинг школ по результатам ЕНТ).
С 2012 года в Казахстане стартовала трехуровневая программа обучения учителей, разработанная АО «НИШ» совместно с факультетом образования Кембриджского университета Великобритании. В основу Программы заложена конструктивистская теория обучения. Цель преподавания на основе конструктивистской теории состоит в том, чтобы достичь учеником более основательного понимания предмета, обеспечив использование и применение знаний в ситуациях вне школы, т.е ученик помимо формального обладания знаниями, должен быть готов к практическому применению знаний в жизни. Программа ставит перед современными школами задачу не просто дать выпускнику как можно больше знаний, а обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, тем самым вооружить его крайне важным умением – умением учиться.
Моделью навыков XXI века, представляющий собой широкий их диапазон, является Проект "Определение ключевых компетенции", разработанный Организацией экономического сотрудничества и развития. Проект рассматривает систему ключевых компетенции, в частности способность учащихся к выбору решений и действий, в более широком контексте, предполагающим наличие базовой грамотности в сочетании с глубоким концептуальным пониманием. Метапредметные умения и являются теми компетенциями, которыми должен обладать учащиеся XXI века.
В 1976 году Джон Флейвел ввел термин метапознание (metacognition) - способность анализировать собственные мыслительные стратегии,то есть ученик должен обладать такими компетенциями как: понимание того, как происходит обучение, размышление над процессом обучения, исследование и осознание собственных способностей, он должен управлять своей познавательной деятельностью. Метапредметные знания, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляют основу умения учиться. Новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении образования на основе принципа метапредметности. Метапредметная технология предполагает включение каждого ребенка в разные типы деятельности, создавая условия для его личностного роста.
Метапредметный подход предлагает такую реорганизацию образования, когда ученик воспринимает знания не как сведения для запоминания, а как знания, которые он осмысливает и может применить в жизни. Использование такого подхода способно сформировать у ребёнка представление о дисциплине, как о системе знаний о мире, выраженном в числах, телах, веществах, предметах. То есть метапредметный подход позволяет сформировать целостную личность учащегося, а так же обеспечить преемственность всех ступеней образования. Чем же метапредметный урок отличается от традиционного урока? На что следует опираться?
Вот алгоритм разработки урока по формированию метапредметных компетенций, который, на мой взгляд, очень поможет учителю:
1.Формирование темы занятия.2. Формирование предметных, метапредметных целей урока.3. Выявление фундаментальных образовательных объектов, которые нужно отработать учащимся.4. Определение способности учеников, на которые предполагается опираться.5. Определение какой-либо проблемной образовательной ситуации.
Для сравнения традиционного подхода с метапредметным при подготовке учебного занятия приведу в качестве примера сравнительные таблицы
Традиционное учебное занятие Метапредметное учебное занятие
1.Содержание учебного материала
2.Цели и задачи учебного занятия
3.Форма организации познавательной деятельности
4.Методы обучения
5.Вспомогательные дидактические средства
6.Контроль
1.Личность
2.Целеполагание
3.Содержание учебного материала
4.Форма организации познавательной деятельности
5.Методы обучения
6.Дидактические средства
7.Рефлексия ученика по отношению к полученному знанию
В основе метапредметных результатов лежат метапредметные умения:
-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать проблемы.
Метапредметные результаты условно делятся на 3 группы:
Регулятивные:
1. Целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.
2. Планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.
3. Прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик.
4. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
5. Коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.
6. Оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Познавательные:
1. Работа с информацией, с учебными моделями.
2. Использование знаково-символических средств, общих схем.
3. Выполнение логических операций: сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие.
4. Умение самостоятельно добывать знания, работать с различными источниками информации, включая СМИ, ресурсы Интернета, пользоваться справочной литературой.
5. Овладение ресурсами отбора и систематизации материала на определенную тему.
Коммуникативные:
1. Речевая деятельность - применение приобретенных ЗУН в повседневной жизни; способность использовать русский язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.
2.Применение полученных ЗУН анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.)
3. Навыки сотрудничества - взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения на русском языке; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
4. Владение всеми видами речевой деятельности - адекватное понимание информации устного и письменно сообщения - цели, темы, основной мысли, основной и дополнительной информации; овладение разными видами чтения текстов разных стилей и жанров; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости - план, пересказ, изложение, конспект; умение строить устное и письменное высказывание с учетом сферы и ситуации общения, участвовать в беседах, обсуждениях, дискуссиях.
В формировании метапредметных компетенций учащихся очень эффективны методы критического мышления. Один из исследователей критического мышления, американский учёный М. Скривен, указывая на необходимость развития умений критического мышления учащихся,говорит о нём как об образовательной ценности «наравне с умениями читать и писать» [цит. по 4, с.10].
В настоящее время существует множество определений критического мышления.
Автор Определение критического мышления Наиболее
характерные черты
Р. Пол Критическое мышление - это организованное, рациональное, самонаправленное (рефлексивное) мышление, которое умело преследует цель мышления в некоторой сфере знаний или интересов человека Организованность, рациональность, рефлексивность, целенаправленность
Б. Бейер Критическое мышление - это способ оценки аутентичности, ценности или точности чего-либо Аналитичность, целенаправленность
Е.В. Волков Критическое мышление как мышление, отличающееся «обоснованностью и целенаправленностью, - такой тип мышления, к которому прибегают при решении задач, формулировании выводов, вероятностной оценке и принятии решений» Логичность, целенаправленность, аналитичность, прогностичность
M.B. Кларин Критическое мышление представляет собой рациональное, рефлексивное мышление, которое направлено на решение того, чему следует верить или какие действия следует предпринять Рациональность, рефлексивность, целенаправленность, организованность
Автор Определение критического мышления Наиболее
характерные черты
Дж.А. Браус
Д. Вуд Критическое мышление как разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать. Критическое мышление - это поиск здравого смысла: объективные и логичные поступки должны соотноситься как со своей точкой зрения, так и с учетом других мнений. Критически мыслить - значит уметь отказываться от собственных предубеждений Рефлексивность, организованность, логичность, целенаправленность
Д. Халперн Критическое мышление - это использование когнитивных техник или стратегии, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата Организованность, целенаправленность
Г.Ф. Сорина Критическое мышление предполагает наличие навыков рефлексии относительно собственной мыслительной деятельности, умение работать с понятиями, суждениями, умозаключениями, вопросами, развитие способностей к аналитической деятельности, а также к оценке аналогичных возможностей других людей. Критическому мышлению в целом свойственна практическая ориентация. В силу этого оно может быть проинтерпретировано как форма практической логики, рассмотренной внутри и в зависимости от контекста рассуждения и индивидуальных особенностей рассуждающего субъекта Рефлексивность, аналитичность, логичность, практичность
И.Н. Брюшинкин Критическое мышление - последовательность умственных действии, направленных на проверку высказывании или систем высказываний с целью выяснения их несоответствия принимаемым фактам, нормам или ценностям Логичность, целенаправленность, аналитичность
При всем разнообразии определений критического мышления можно увидеть в них близкий смысл, который отражает оценочные и рефлексивные свойства мышления. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.
Критическое мышление в современной педагогике является одним из ключевых понятий и потому - актуальных для усовершенствования процессов преподавания и обучения в Казахстане.
Критическое мышление представляет собой дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям. Критическое мышление зачастую предполагает готовность к воображению или принятию во внимание альтернативных решений, внедрению новых или модифицированных способов мышления и действий; приверженность к организованным общественным действиям и развитию критического мышления у других. Перечень основных навыков критического мышления включает наблюдение, интерпретацию, анализ, выводы, оценку, объяснения, метапознание. (Руководство для учителя І уровня, третье издание).
Аналитики в сфере образования соглашаются с тем, что отдельные лица или группы, активно занимающиеся проблемой критического мышления, отдают предпочтение:
• данным, полученным посредством наблюдения;
• контекстной информации;
• адекватным критериям для принятия соответствующего решения;
• применяемым методам для формирования суждений;
• применяемым теоретическим конструктам для понимания предстоящих проблем и вопросов.
Навыки критического мышления включают следующие составляющие компоненты:
• выявление проблем и определение оптимальных средств их решения;
• понимание важности приоритетов, иерархии и последовательности действий в решении проблем;
• сбор соответствующей информации;
• установление контекстных предпосылок и приоритетов;
• понимание и четкое, объективное вербальное воспроизведение;
• интерпретация данных с целью дальнейшего оценивания, доказательства и аргументирования;
• установление наличия (или отсутствия) логической связи между предложениями;
• составление выводов и обобщений;
• экспертиза полученных выводов и обобщений;
• реконструирование первоначальной модели собственных убеждений на базе приобретенного опыта;
• формирование адекватных суждений о конкретных предметах (явлениях и т. д.) в контексте реалий повседневной жизни.
На базовом уровне процесс критического мышления предполагает:
• сбор релевантной информации;
• оценку и критический анализ доказательств;
• обоснованные выводы и обобщения;
• корректирование предположений и гипотез на основе значительного опыта.
Использование данных умений в повседневной жизни и на учебном занятии имеет место при наличии уже накопленных знаний и опыта. Критическое мышление – это своего рода «мышление о знании», которое позволяет «использовать ранее приобретённые знания, чтобы создавать новые» (Рук-во І уровня).
Так, например, Р. Эннис полагает, что критическое мышление, являясь медждисциплинарной и метапредметной категорией, носит дедуктивный характер: учащийся овладевает интеллектуальными умениями критического мышления вне конкретной научной дисциплины и может применять их в различных областях знаний. То есть, критическое мышление представляет собой сложное и многостороннее явление, ключевыми компонентами которого являются: установки и готовность к критическому мышлению, владение набором интеллектуальных умений и навыков и наличие определённого опыта, научного и жизненного как «площадки» для применения этих умений. Говорить о развитии критического мышления учащихся, значит говорить о развитии у них целеустановки на улучшение качества своего мышления, совершенствовании определённых мыслительных умений и навыков, готовности пользоваться этими умениями как в учебной деятельности, так и в повседневной жизни.
Основной целью обучения русскому языку в школе с казахским языком обучения является развитие способностей школьников к общению на русском языке, формирование коммуникативной компетенции. Успешное достижение этой цели возможно при высоком уровне мотивации к изучению языка. Использование технологии критического мышления, способствует повышению мотивации изучения русского языка, совершенствованию знаний и культуры учащихся. Уроки русского языка способствуют развитию критического мышления благодаря разнообразному материалу и интерактивным подходам. Используя технологию «Критическое мышление» на урока русского языка, учитель развивает личность ученика в первую очередь при непосредственном обучении языку, в результате чего происходит формирование коммуникативной компетенции, обеспечивающей комфортные условия для познавательной деятельности и самосовершенствования. Учитель стимулирует интересы ученика, развивает у него желание практически использовать русский язык, а так же учиться, делая тем самым реальным достижение успеха в овладении предметом.
Учитель, работающий в рамках технологии критического мышления, должен хорошо осознавать, что продуктивной его работа будет в случае, если правильно выбран:
информативный материал, способствующий развитию критического мышления;
метод (отдельный прием, стратегия) занятия.
Критическое мышление – это точка опоры, естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Мы стоим перед проблемой выбора информации. Необходимы умения не только владеть ею, но и критически оценить, осмыслить, применить. Получая новую информацию, ученики должны научиться рассматривать ее с различных точек зрения, делать выводы относительно ее ценности и точности.
Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, не умения, как таковые, а способность пользоваться приобретенным; не объем информации, а умение получать ее и моделировать; не потребительство, а созидание и сотрудничество. Органическое включение работы по технологии критического мышления в систему школьного образования дает возможность личностного роста, ведь такая работа обращена прежде всего к ребенку, к его индивидуальности.
Используя методы и приёмы технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы, я определила следующие результаты: умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
пользоваться различными способами интегрирования информации;
задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
решать проблемы;
вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);
брать на себя ответственность;
участвовать в совместном принятии решения;
выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;
умение сотрудничать и работать в группе и др.
Технология критического мышления дает ученику:
- повышение эффективности восприятия информации;
- повышение интереса, как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
- умение критически мыслить;
- умение ответственно относиться к собственному образованию;
- умение работать в сотрудничестве с другими;
- овладение навыками самостоятельной работы;
- возможность для самореализации;
- повышение качества образования учеников;
- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.
Технология критического мышления дает учителю:
- умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
- стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;
- изменить свою роль, он: мотивирует, организует, консультирует, контролирует.
Человек, обладающий критическим мышлением, отвечает всем требованиям современного общества. Он умеет видеть проблемы и перспективы, ставить четкие задачи, разрабатывать оптимальные пути к их достижению. Он обладает ясным, оригинальным, независимым мышлением, готов к самореализации и самовыражению.
Наиболее существенным достоинством работы по развитию критического мышления является то, что она позволяет сделать процесс обучения личностно-ориентированным, ставить и решать новые, нетрадиционные образовательные задачи (формирование и развитие исследовательских, информационных, коммуникативных и других умений учащихся, развитие их мышления и креативных способностей).
Систематизация методов критического мышления на уроках русского языка и литературы (из опыта)
Умение систематизировать и анализировать информацию на всех стадиях её усвоения:
Кластеры.
Таблица «Инсерт».
Приём «Общее – уникальное».
Таблицы: концептуальная, сводная.
Стратегия «Фишбоун».
«Бортовой журнал».
Телеграмма.
«Круги по воде».
Запоминание всем телом.

Умение осознанного, «вдумчивого» чтения:
«Инсерт».
Дневники: двухчастный и трёхчастный.
Чтение с остановками.
Стратегия «Идеал».
Стратегия работы с вопросами: «Ромашка Блума», таблица «толстых» и «тонких» вопросов.
Таблица «сравнение источников».
«Лови ошибку».
«Дерево предсказаний»
Приём «Тонкие и толстые вопросы»
Кто
Что
Где
Когда
Как звали
Согласны ли вы Дайте объяснение, почему...
Что вы сделали бы на месте...
Предположите, что будет, если...
Что можно сказать в защиту..
Умение формулировать и решать проблемы:
Стратегия «Фишбоун».
Стратегия «Идеал».
«Корзина идей».
Умение вести аргументированную дискуссию:
Таблица «перекрёстной дискуссии».
«Фишбоун» (рыбья кость). На верхней "косточке" записывается формулировка проблемы, а на нижней - факты, подтверждающие, что данная проблема существует. Работа (исследование) может проводиться индивидуально или по группам.

Умение интерпретировать, творчески перерабатывать новую информацию, давать рефлексивную оценку пройденного:
Синквейн.
Эссе и другие приёмы рефлексивного письма.
Сводная таблица.
«РАФТ».
Шесть шляп мышления.
Диаманта.
Приём инсценирования.
Психорисунок, цветопись.
Диаманта- стихотворная форма из 7 строк, первая и последняя из которых с противоположным значением, уместная для работы с противоположными по значению понятиями.
1, 7 строчки- антонимы существительные;
2 - два прилагательных к первому существительному;
3 - три глагола к первому существительному;
4 - два словосочетание с существительными;
5 - три глагола ко второму существительному;
6 - два прилагательных ко второму существительном
Коммуникативные умения
Приёмы парной и групповой работы:
«Зигзаг».
Шесть шляп мышления.
Приём инсценирования.
«Да-нетка».
Таблицы: концептуальная, сводная, стратегии решения проблем и другие.
Приём «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно
Белая шляпа. Назовите героев и суть художественного произведения .
Красная шляпа. Какое настроение вызвал у вас это произведение?
Жёлтая шляпа. Что вам понравилось больше всего в рассказе ?
Чёрная шляпа. Что вам не понравилось в рассказе, было трудным, неясным?
Зелёная шляпа. Что бы вы хотели изменить в рассказе? Какое продолжение можно было бы придумать?
Синяя шляпа. Зачем был написан этот рассказ? Чему он учит?
Прием “ Ромашка вопросов или ромашка Блума”.

"Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов:
1. Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?".
2. Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставление обучающемуся возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.
3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. "Почему листья на деревьях осенью желтеют?". Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.
4. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?".
5. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д.
6. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ...?", Что можно сделать из ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?"
Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы позволяют значительно увеличить время речевой практики на уроке для каждого ученика, добиться усвоения материала всеми участниками группы, решить разнообразные воспитательные и развивающие задачи. Учитель в свою очередь становится организатором самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся, у него появляются возможности для совершенствования процесса обучения, развития коммуникативной компетенции учащихся, целостного развития их личности.
Использованная литература:
Дайаны Халперн "Психология критического мышления"
Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. пособие. М.: Мирос, 2002.
Волков Е.Н. Критическое мышление: принципы и признаки. 2004. // http://evolkov.iatp.ru/critical_think/Volkov_E_Critical_think_principles_introduction.html
Руководство для учителя І уровня, третье издание