Разработка урока по теме Подготовка к сочинению – рассуждению по содержанию публицистической статьи (в формате ОГЭ)


2705735-27051000
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6»
ПРЕДГОРНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
357375 Ставропольский край, Предгорный район, п.Нежинский, ул.Звездная,1
Тел./факс (87961)34-2-59 E-mail: neginsk@yandex.ruТема: «Подготовка к сочинению – рассуждению по содержанию публицистической статьи (в формате ЕГЭ)»
Самсонова Наталья Валентиновна
учитель русского языка и литературы
МКОУ СОШ № 6
Предгорного района
Ставропольского края
Вариант № 24
Цели урока:
1) воспитание уважительного отношения к чужому мнению, нравственных ценностей;
2) подготовка учащихся к написанию сочинения-рассуждения по заданному тексту;2) совершенствование навыков анализа текста;
Задачи:
- расширять представление учащихся о сочинении-рассуждении по публицистическому тексту;
- учить применять полученные теоретические знания для решения познавательных и практических задач,
- развивать умение аргументировать своё мнение в устной и письменной речи, используя текст;
Тип урока: урок развития речи.
Технология проведения урока – технология критического мышления
Оборудование: план урока, презентация для отдельных этапов урока, тексты публицистической статьи Александра Морозова, карточки с заданиями для работы в группах, клише.
Ход урока
1. Вызов
1. 1. Организационный момент. (Приветствие, эмоциональный настрой).
1.2. Мотивация к содержательной работе на уроке.
Учитель сообщает тему урока, а тему текста, над которым предстоит работать, предлагает определить на основе эпиграфа, записанного на доске:
«Хорошему человеку бывает стыдно даже перед собакой».
(А. П.Чехов.)
(Ученики делают предположение, что текст будет о нравственных ценностях человека, возможно об отношениях человека с собакой).
1.3.Учитель: « Каждый из нас попадает в ситуации, когда надо сделать выбор. В основе нравственного выбора – борьба между эгоистическими желаниями и стремлением помочь людям, животным. Что при этом приходится испытывать? Как об этом пишет публицист и психолог Александр Морозов? (до 5 мин.)
2. Осмысление
2.1. Индивидуальное чтение текста.
- Какие характеристики публицистического текста вы можете указать в этой статьи? (Дети могут отвечать с опорой на слайд №2(до 5 мин.)2.2. Работа в группах над лингвистическим анализом и структурой текста (Слайд № 4,6).

Каждый элемент плана-анализа обговаривается в соответствии с регламентом (до 3 мин.) обучающимися группы и представляется одним представителем от группы. Всего на это задание отводится примерно 20 минут.
В ходе учебного диалога в группе, делаются соответствующие записи в тетрадь, процесс работы отражается в тексте с помощью маркеров...
2.3. Фронтальная беседа (до 5 мин.):
- Как удалось автору привлечь внимание читателя к данной проблеме? 
- Как характеризует автора выбор данной проблемы? 
- Кому приходилось обращаться к данной проблеме? 
- Какие чувства вызывает у вас прочитанный текст?
- Опишите переживания героев статьи, используя лексические средства из рассказа.
Прохожий: «Прости, не могу тебя сейчас взять», «Ты, наверное, голодный», «Эх, как жалко, что даже нечего дать тебе перекусить»...
Собака: «пара грустных и преданных глаз», «живое существо», «лохматый хвост замирает в недоумении», «остаётся наедине со своими надеждами и переживаниями»
3. Рефлексия
3.1. Определение учениками предметной и метопредметной цели урока. Соотнесение их с целями, указанными на слайде № 3.
Вывод: К сожалению, нередки случаи, когда надоевших домашних животных просто выбрасывают на улицу. Французский писатель Сент-Экзюпери утверждал: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Со временем животные становятся членами семьи. Поступая жестоко с ними, мы заставляет окружающих задуматься над нашими моральными принципами. Люди не задумываются над тем, что калечат не только своих питомцев, но и свои души, так как развивают в себе жестокость. Проблема отношения к животным следует быть гуманными с животными. (до 3 мин.)
3.2. Выбор эпиграфа к своему сочинению из высказываний, представленных на слайдах № 5,7. Индивидуальное обоснование своего выбора по желанию (до 5 мин.)
3.3. Рефлексия собственной работы на уроке: «доволен», «не доволен», « не совсем доволен» на карточках (1 мин.)
4. Домашнее задание: написать сочинение с опорой на классные записи с приведённым примером из собственного опыта.(1 мин.)