Мастер класс Изготовление куклы берегини
МОУ «Заполярная средняя общеобразовательная школа»
Тема занятия: Изготовление куклы-оберега «Валдайский колокольчик»
Актуальность занятия: данное занятие позволяет мотивировать обучающихся на изучение и развитие традиционных старинных техник декоративно-прикладного творчества с адаптацией их к современным условиям.
Цель: через изготовление куклы- оберега продолжить развивать учебно-познавательные и ценностно-смысловые компетенции обучающихся.
Задачи:
Обучающие:
- изучить историю и разновидности куклы-оберега;
- освоить технологию изготовления куклы из лоскутков;
Развивающие:
- развивать способность работать самостоятельно;
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к традициям родного края, семьи;
- воспитывать стремление к изучению старинных техник декоративно-прикладного творчества.
Оборудование:
Для педагога: записи народных песен; ноутбук; мультимедийная установка; наглядный материал в электронном виде,
Для детей: кусочки ткани разного размера, синтепон; нитки, ножницы; индивидуальные эскизы готового изделия.
Ход занятия
Педагог – У меня в руках маленькая волшебная куколка. Может у кого-то из вас дома есть такая?
Дети – вспоминают и рассказывают, где могли видеть подобную куклу (в музее, в сундуке у прабабушки, на уроке труда, на старой фотографии в альбоме и т.д.)
Педагог- А знаете ли вы, что такие куклы были обыденными ещё совсем недавно, каких-то 100 лет назад. Их делали разнообразными и в большом количестве (педагог демонстрирует слайды презентации к занятию: отражающие фото традиционной куклы-оберега, слайд 1)
А как вы думаете для чего?
Дети – предлагают свои варианты использования данной куклы (для игры, в подарок, для ребёнка и т.д.).
Педагог - Этих кукол изготавливали перед важными событиями в жизни человека и верили, что они оберегают своих владельцев. Как вы думаете, как могла называться такая кукла?
Дети предлагают свои варианты названия куклы (талисман, любимая кукла, обережка, берегиня, оберег)
Педагог - Молодцы! Каждый из вас верно отразил сущность этой куклы. Эта кукла так и называется «Берегиня».
А тема нашего занятия «Куклы обереги».
А хотели бы вы иметь таких кукол?
Дети отвечают на вопрос.
Педагог - Тогда как вы думаете, чему предстоит вам сегодня научиться?
Дети – Научиться изготавливать куклу- оберег своими руками.
Педагог – молодцы это и будет являться целью нашего занятия.
Деятельность педагога:
Педагог: Такую куклу делали в разных местах России. Обратите внимание на все представленные образцы кукол. Что вам кажется необычным в их внешнем виде?
Дети – Нет волос, длинная юбка, пышная юбка, большая грудь, лицо не нарисовано, руки перевязаны ниткой, сделана из разных лоскутков, нет ног, лоскутки как будто порвали, лоскутки очень яркого цвета.
Педагог - Молодцы! А ведь верно! Вы перечислили основные признаки куклы-оберега.
Краткий обзор:
Педагог знакомит обучающихся с различными видами кукол-оберегов. На столе образцы различных кукол оберегов: Мотанка, Луноподобная - Солнцеподобная, Кубышка-Травница, Колокольчик, Вепсская, Лихоманка, Кувадка.
Ребята, рассмотрите внимательно представленные образцы кукол.
Диалог между учителем и учениками:
Вепсская кукла берегиня:
Это образ замужней женщины, матери-кормилицы.
В чем ее особенность? (есть грудь)
Правильно, ее большая грудь символизировала способность прокормить всех. Кукла должна была принести хозяину благополучие, здоровье, радость.
Кувадка:
Эту куколку в старину вешали над колыбелью младенца.
Как вы думаете, почему? (охраняет сон малыша)
Верили, что кукла охраняет детский сон и оберегает ребенка, поэтому она всегда рядом с ним и в играх, и во сне.
Лихоманка:
Куклы-лихоманки выманивали из дома беду и болезни.
Через некоторое время, таких кукол выносили из дома и сжигали. Почему?
(избавлялись от болезней)
Сгорая на костре, кукла-лихоманка уносила – выманивала из дома беду.
Кубышка-травница:
Это древняя целительная кукла-оберег, которой вверяли здоровье семьи, родом она из Тульской губернии.
Возьмите куколку, понюхайте ее. В чем особенность этой куклы? (вкусно пахнет мятой)
Она наполнена душистыми лечебными травами. Чтобы воздух в доме был чистый и здоровый её наполняли лекарственными травами и вешали в тех местах, где воздух застаивался. Кроме этого, кукла оберегает дом от болезней.
Валдайская. Колокольчик.
Возьмите куклу в руки, потрясите ее. Что вы слышите? (звенит колокольчик)
Считается, что звон колокольчика отпугивает нечистую силу и беды от жилья человека. Ее мы и будем изготавливать.
Работать мы будем индивидуально, выполняя практическую работу: Изготовление куклы-оберега «Валдайский колокольчик».
Деятельность педагога- Ребята, что нам для этого необходимо знать?
Деятельность учеников -отвечают: как ее делать, из чего ее делать, познакомиться с правилами, технологией изготовления куклы.
Деятельность педагога - Правильно. На вашем столе для этого имеются все необходимые для изготовления куклы материалы. Что это за материалы? Перечислите мне их.
Деятельность учеников –отвечают: ткань, синтепон, колокольчик, нитки.
Деятельность педагога- задает вопрос: знаете ли вы почему нет ножниц и иголки?
Изготавливались куклы из ненужных лоскутков, оставшихся от старых платьев, рубашек, наволочек. Самыми «охранными» были куклы, выполненные без иглы и ножниц, чтобы жизнь не была «резаная и колотая».
Деятельность педагога (знакомлю с правилами работы, структурой технологической карты). Ребята, работать мы будем по алгоритму с использованием технологической карты, в которой указаны этапы работы по изготовлению куклы. Ознакомьтесь со структурой технологической карты.
Деятельность обучающихся:
Поэтапное изложение нового материала по плану:
- изучение технологической карты,
-выполнение практической работы.
Содержание деятельности: индивидуальная самостоятельная творческая работа.
Формы изложения (представления) нового учебного материала
Групповая (изложение материала в форме мастер-класса)
Формы организации деятельности учащихся:
- индивидуальная
(помощь каждому обучающемуся, взаимопомощь обучающихся)
Деятельность педагога:
Куклу оберег необходимо делать в очень хорошем настроении и сейчас мы с вами при помощи игры создадим хорошее настроение.
Деятельность детей:
Игра на сплочение и повышение настроения.
Давайте возьмёмся за руки и нахмурим брови (хмурят брови), а теперь улыбнёмся и посмотрим на соседа справа от себя, а потом слева от себя. Молодцы!
Педагог- Приступаем к основному этапу нашей работы.
Ребята, обратите внимание на материалы, с помощью которых мы будем изготавливать куклу. Перечислите мне их.
Деятельность воспитанников:
Практическая работа по пошаговой технологической карте на фоне звучащих народных песни.
Деятельность педагога:
Во время работы воспитанников педагог делает целевые обходы, контролирует организацию рабочего места, правильность выполнения приёмов работы, оказывает помощь воспитанникам, испытывающим трудности, контролирует объём и качество выполненной работы.
Деятельность педагога:
Ну что же, сегодня все научились делать куклу оберег своими руками.
Вы справились с поставленной задачей.
Давайте попробуем оценить свои работы.
Деятельность воспитанников:
Если вы считаете, что справились с поставленной целью, похлопайте себе в ладоши.
Деятельность педагога:
Если ваша работа получилась не такой, как вам хотелось бы всегда можно улучшить её дома и всё получится!!! А если вы найдёте интересную информацию об изученном мы будем рады расширить свой кругозор.
Закрепление материала
Деятельность педагога -ребята, мне тоже хотелось бы оценить ваш труд и угостить вас чем ни будь вкусненьким. На Руси вечера коротали, не только за рукоделием, но и за чаепитием. А какое чаепитие без конфет?
Но конфеты эти тоже необычные, как и куколки. Под каждым фантиком есть секретное задание, которое нужно выполнить, прежде, чем вы съедите конфету.
Разворачивать будем по очереди (под фантиком вопрос).
Деятельность учащихся- дети по очереди распечатывают конфету, читают вопрос и отвечают на него.
Вопросы:
Как ты считаешь, важно ли человеку знать какую роль играли куклы-обереги на Руси? Почему?
Нужны ли нам знания о том, как изготавливали куклу - оберег? Почему? Где бы вы их применили?
Какова роль кукол-оберегов?
Педагог: Молодцы!
Рефлексия
Ну и какое же чаепитие без калачей? Они тоже необычные:
Красные означают: у меня хорошее настроение, занятие было познавательным и интересным.
Зеленые означают: Занятие было познавательным, но я испытывал трудности.
Синие калачи: Занятие мне не понравилось, у меня плохое настроение.
А с какими калачами вы сегодня пойдете на чаепитие? (ребята выбирают калачи, покрашенные разной краской, в зависимости от впечатления о прошедшем занятии).
Заключение
На этом наше занятие подошло к концу. Всего вам доброго!
Практическая работа: Изготовление обрядовой куклы - оберега
«Валдайский колокольчик»
Цель: создать тряпичную обрядовую куклу-колокольчик.
Технологическая карта на изготовление
тряпичной обрядовой куклы - колокольчик.
№ Технологическая операция Эскиз Инструменты и материалы
1 Подбираем и вырезаем три круга из подходящих по цвету тканей диаметром 24, 19, 16 см. Квадрат белой ткани для лица 20х20 см. Лучше, если ткань будет не тонкой. Косынку можно двумя способами делать и надевать: первый — полукруг 16 см круга, второй — обычная косынка из тонкой ткани. Ткань цветная и белая, немного синтепона для головы, ножницы, колокольчик, нитки для обвязок.
2 К колокольчику привязываем нитку и привязываем его к синтепону. Синтепон помещаем в центр большого круга. Синтепон, колокольчик, большой круг
3 Обвязываем. Следим, чтобы центр не сместился и края юбки были ровными.
Нитки
4 Затем второй лоскут также ровно надеваем и закрепляем. Средний круг, нитки
5 Аналогично и третий лоскут. Маленький круг, нитки
6 Белый лоскут для лица складываем противоположными углами к центру. Белый лоскут ткани
7 Примеряем сложенный лоскут к голове так, чтобы ниже шеи оставалось примерно 1 см подгиба. Не меньше. 8 При необходимости регулируем, закрепляем на шее. Нитки
9 Оформляем руки. Нитки
10 Надеваем на голову повойник. ткань
11 Надеваем косынку и завязываем её под ручками. ткань